Значимость антропологии для разработки фундаментальных проблем права подчеркивал в свое время еще немецкий философ и социолог Макс Шелер. Однако последнее время предельно актуализировали, заострили это значение. Повсюду (а в западном культурно – историческом пространстве – особенно) фиксируется все возрастающее отчуждение человека от права. Половина всех действующих в современном мировом пространстве законов создана менее чем за тридцать последних лет. Человек тонет в море правовых актов. Его третирует чиновник – бюрократ, обирает недобросовестный и неквалифицированный юрист, его собственность, права и свободы, здоровье, благополучие, моральное состояние и сама жизнь не имеют надежной защиты от преступных посягательств. Создается впечатление, что не право существует для человека, а человек для права; что он лишь объект правового регулирования, но отнюдь не его субъект и, тем более, не цель. Сверхсложное строение социума, многообразный набор предписываемых индивиду социальных ролей все более ведут к фрагментации человеческой личности. Индивид превращается в деталь общественного механизма, а правовые предписания − в своего рода техническую инструкцию. В ее состав в обязательном порядке включаются и правила «техники безопасности», т.е. предусматривается (по крайней мере, на уровне деклараций) защита прав человека. Люди в современном праве предстают в качестве продавцов и покупателей, собственников и пользователей, потерпевших и обвиняемых, наследодателей и наследников и т.п.
Разумеется, мы ни коим образом не отрицаем значения юридической стороны права, но «исчезновение» из него самого понятия «человек» весьма симптоматично, прежде всего, для Запада. Традиционные правовые системы в определенном смысле гораздо более человечны. Преодоление такого рода тенденций возможно лишь путем антропологизации, «очеловечивания» права. При этом права и свободы человека должны стать не декларируемой, а реальной ценностью. Человек должен присутствовать в праве не только как носитель определенной социальной функции, но во всем богатстве своего человеческого бытия. Другими словами, человека необходимо «вернуть» в право не только как абстрактного носителя некой универсальной человеческой сущности и обладателя соответствующих прав, но и как полноценного участника разнообразных общественных отношений, как члена конкретной этнической, профессиональной группы для которого и создается, принимается закон.
Антропологизация права все более осознается в качестве первоочередной задачи представителями различных отраслей знания. Так, один из крупнейших отечественных специалистов в области теории права А.В. Малько предлагает ввести в юридическую науку понятие «правовая жизнь». Она определяется как совокупность всех форм юридического бытия общества, характеризующая специфику и уровень существующей юридической действительности, отношение субъектов к праву и степень удовлетворения их интересов. Криминологи подчеркивают, что осмысление проблемы преступности следует начинать не с социологии преступности, а с антропологии преступления.
Особая роль принадлежит юридической антропологии. В ее рамках осуществляются междисциплинарные исследования на стыке культурологи, социологии и права. Как отдельная дисциплина юридическая антропология появилась лишь два – три десятилетия назад, однако уже серьезно обогатила наши представления о праве. Юридическая антропология сегодня необходима. Но как она возможна? Очевидно, через обоснование юридической антропологии методами антропологии философской, через признание способности к праву и стремления к праву имманентными свойствами человека. Ученые, пытаясь проникнуть в природу человека, наделяют его различными характеристиками: «человек разумный», «человек умелый», «человек символический», «человек творящий». Антропологи права обогащают этот впечатляющий список указанием на существование «Homo juridicus» – человека юридического. Но, на наш взгляд, феномен «Homo juridicus» есть проявление другого, более фундаментального свойства, относящегося к самой человеческой сущности. Человек всегда выступает как человек упорядочивающий. По мере своих возможностей он противостоит энтропии, в океане хаоса он создает островки относительного порядка. При этом наряду с внешним миром упорядочивается и внутренний мир человека. Точнее говоря, речь идет о различных сторонах одного и того же процесса, элементы которого могут быть отделены друг от друга лишь в абстракции. По отношению к внешнему миру утверждение порядка выступает как один из видов практической деятельности, что сближает нас с марксистской антропологией.
Акцентирование же внимания на самом человеке отсылает прежде всего к построениям А. Гелена и Г. Плеснера, за которыми явно просматривается фигура Ницше с его идеей человека как незавершенного. Упорядочивание может осуществляться различными средствами. Одним из таких средств как раз и выступает право. Заметим, что право известно практически всем человеческим обществам. Этот факт является эмпирическим подтверждением его условия в человеческой природе. Итак, способность человека к праву вытекает из самой человеческой сущности, предполагающей упорядочивающее отношение к миру. Однако положение права в ценностной иерархии различных культур может варьироваться. Кроме того, возможны различные варианты правового порядка. Мы приходим к проблеме правовых различий, которые, по большому счету, и есть непосредственный предмет изучения антропологов права. Конкретизируя исходное понятие применительно к предмету нашего исследования, мы приходим к понятию моделей правовой жизни. Такого рода модели непосредственно определяют правосознание и правовое поведение представителей различных групп. Очевидно, что в одинаковых ситуациях носители различных моделей правовой жизни будут вести себя по- разному. На практике этот факт порождает две острейшие проблемы, пути решения которых пока до конца не ясны. Во-первых, это проблема правового плюрализма. Американская исследовательница С.Э. Мэрри определяет его как ситуацию, «при которой две или более правовые системы сосуществуют в одном и том же социальном поле». Правовой плюрализм характерен практически для любого современного социума и повсеместно он чреват серьезными конфликтами. Во – вторых, не менее острые конфликты возникают между обществами, в которых доминируют различные модели правовой жизни. Ярким примером являются предпринимающиеся колониальными державами попытки правовой аккультурации, то есть более или менее насильственной «подгонки» традиционных культур под европейские правовые стандарты. Ученые и политики предлагают различные варианты разрешения обозначенных проблем. Они варьируются от установки на жесткий правовой централизм, нивелирование любых различий в сфере права, до постмодернистского принципиального отказа от поиска каких – либо объединяющих правовых начал, абсолютизации существующих различий. Очевидно, необходимо нахождение взаимоприемлемого компромисса, некой «золотой середины» между культурно – правовым авторитаризмом и фактическим распадом единого правового поля. Его принципиальная возможность вытекает из постулированного выше представления о жизни в праве как единственно возможной для человека, о единой сущности всех правовых явлений. Нахождение же конкретных (по необходимости не универсальных) вариантов решения названных проблем предполагает взаимное познание, изучение различных моделей правовой жизни. Мы приходим к выводу, что именно антропологический подход к праву выступает и как предпосылка, и как единственный реальный способ их разрешения.
1. Ковлер А.И. Антропология права. М., 2002.
2. Кондратюк Л.В. Антропология преступления. М., 2001. С. VI.
3. Малько А.В. Современная российская правовая политика и правовая жизнь. Саратов, М., 2000. С 21.
4. Шелер М. Человек и история // Указ. Соч. С. 73.