Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
24 февраля 2017г.

С момента своего появления стандартизация всегда была на службе общества. В условиях формирования глобального рынка, расширения международных связей, развития тесного сотрудничества в области науки, техники и производства стандарты оказывают значительное влияние на торгово- экономическое взаимодействие [1].

Отдельные аспекты повышения качества и конкурентоспособности продукции, в том числе методами стандартизации, рассматривались в трудах отечественных и зарубежных ученых: Ануфриева В.А., Бойцова В.В., Версана В.Г., Воронина Г.П., Высотского М.С., Восселя Б., Гличева А.В., Дыбова О.В., Деминга В., Джурана Д.М., Карлика Е.М., Липгарта А.А., Ли Я., Миньо Д., Мирзоева Г.К., Николя Ф., Окрепилова В.В., Тагути Г., Таболина В.В., Титкова А.И., Фиттермана П.М. и др.

Необходимым условием повышения качества и конкурентоспособности продукции в современных экономических условиях является гармонизация национальных стандартов с международными стандартами. В Западноевропейских государствах гармонизовано с международными 70-80% национальных стандартов. В России принято различными методами до 20% стандартов ИСО и около 60% стандартов МЭК (таблица 1) [2].

Таблица 1 – Уровень гармонизации стандартов в целом по фонду стандартов в России

 

Гармонизация по фонду действующих стандартов

Национальные стандарты

Межгосударственные стандарты

В целом по фонду

58,24 %

35,77 %

47,00 %

Области с высоким уровнем гармонизации

Электротехника

82,82 %

Информационные технологии

73,91 %

Подъемно-транспортное оборудование

68,21 %

Области с низким уровнем гармонизации


Швейная промышленность

16,77 %

Точная механика

25,00 %

Горное дело

25,28 %

 

По оценкам экспертов, уровень гармонизации национальных стандартов в интервале 50-60% является оптимальным для создания без барьерной среды в международной торговле. В национальной практике большинства промышленно развитых стран не менее 40% фондов представляют собой стандарты, отражающие именно национальные предпринимательские интересы и не имеющие аналогов среди международных стандартов.

Российская Федерация осуществляет ускоренный переход к инновационной, наукоемкой, ресурсосберегающей, конкурентоспособной на мировом рынке экономике, поступательно движется по пути создания государства, удобного для людей. В достижение этих целей значительный вклад вносят стандарты, признанные действенным инструментом в обеспечении защиты жизни, здоровья и имущества человека, охраны окружающей среды, повышении качества и конкурентоспособности продукции и услуг.

Таким образом, в условиях рыночных отношений особую актуальность приобретают вопросы стандартизации продукции (услуг) как составляющие конкурентоспособности и экономической безопасности страны.

Если применение национальных стандартов носит добровольный характер, за исключением требований национальных стандартов, обеспечивающих безопасность продукции, работ и услуг для жизни, здоровья и имущества граждан, охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости продукции, единства методов контроля, и эти требования определены федеральными законами как обязательные для соблюдения, то технические регламенты отражают требования по безопасности, и являются обязательными для соблюдения.

Опыт многих зарубежных стран (например, США, Германии, Китая, Японии и др.) свидетельствует, что во многих сферах деятельности, в том числе в сфере закупки и поставки продукции (товаров, работ, услуг) для государственных нужд, национальной безопасности, обеспечения безопасности труда и т.д., регулируемых стандартами, интересы государства, производителей и потребителей продукции (работ и услуг), а также отдельных граждан диктуют необходимость применения этих стандартов на обязательной основе.

Так, с 1 июля 2016 г. использование национальных стандартов в России в сфере закупок стало обязательным. Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. №104- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам стандартизации». Среди его важных норм – изменения в законодательство о закупках. Вносятся поправки в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и в Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». При осуществлении закупок по №44-ФЗ и №223-ФЗ заказчики будут обязаны при описании объекта закупки использовать документы национальной системы стандартизации.

Стандартизация сопровождает инновационную продукцию на всех стадиях её жизненного цикла, начиная с создания (НИОКР, организация производства), коммерциализации и заканчивая её эксплуатацией и утилизацией. На всех этих этапах поддерживают инновационную деятельность целые системы и комплексы стандартов, в том числе ЕСТД, ЕСКД, СРПП и др. [3].

Таким образом, без применения стандартизации и инструментов подтверждения и проверки соблюдения стандартов невозможно говорить о реализации намеченных руководством страны планов модернизации экономики.

При этом показателен опыт США в части государственной политики в области стимулирования разработки и применения стандартов. Закон о передаче и продвижении национальных технологий (The National Technology Transfer and Advancement Act -NTTAA) от 1995 г., подписанный Президентом США в марте 1996 г., требует, чтобы все федеральные агентства США использовали, когда это возможно, вместо правительственных стандартов (government-unique standards) стандарты, принятые на основе консенсуса органами, разрабатывающими добровольные стандарты (voluntary consensus standards - VCS). NTTAA содержит поправки к Закону Стивенсона-Уайдлера по инновационным технологиям от 1980 г., цель которого заключалась в «продвижении технологических инноваций в США для достижения национальных экономических, экологических и социальных целей и для решения других задач». Признавая значимость технологических инноваций в обеспечении экономического роста, NTTAA включил ряд законодательных изменений, направленных на ускорение разработки и распространения инноваций в США. В частности, NTTAA констатирует, что стандарты играют ведущую роль в технологических инновациях и в поддержании конкурентоспособности на мировом рынке. Данные отчетов NIST показывают неуклонный рост применения добровольных стандартов федеральными агентствами: в 1997 г. прирост составил 1883 стандарта, а в 2004 г. -    4559. В настоящее время в нормативных правовых актах США содержится более 12 тыс. ссылок на стандарты, разработанные на основе консенсуса.

В США утверждены как обязательные 11 тыс. регламентирующих стандартов (regulatory standards).

Эти стандарты, законы и другие обязательные правовые акты сведены в Кодекс федеральных регламентов.

Преимущества стандартизации, как эффективного инструмента социально-экономической политики государства, общеизвестны. Это не только обеспечение безопасности продукции, работ и услуг, но и обеспечение технической (конструктивной, электромагнитной и т.д.) и информационной (программной и т.д.) совместимости, а также взаимозаменяемости продукции, согласования и увязки показателей и характеристик продукции, кодирования, классификации, унификации, типизации и агрегатирования машин и изделий, обеспечение единства методов контроля и единства маркировки. Как следствие, обеспечивается экономия всех видов ресурсов (снижение материалоёмкости, энергоёмкости, трудоёмкости, применение малоотходных технологий).

В соответствии с Соглашением о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, подписанным 13 марта 1992 г., страны СНГ обязались проводить согласованную политику в области стандартизации, метрологии и сертификации. Благодаря этой политике, на протяжении последних лет технические барьеры между странами СНГ практически не возникали или могли быть при необходимости урегулированы в рамках процедур Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации.

По сравнению  со странами ЕС,  страны СНГ имеют огромное  преимущество - это изданные на русском языке единые стандарты, внедренные промышленностью в рамках тесной экономической кооперации, обеспечивающие единое техническое и информационное пространство и позволяющие признавать результаты испытаний и сертификации продукции.

Аналогичные реформы в области технического регулирования проводятся в Белоруссии, Украине, Казахстане, Киргизии и других странах СНГ. Так, в области технического регулирования приняты новые законодательные акты: законы Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» и «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации»; Закон Республики Казахстан «О техническом регулировании», Закон Республики Молдова «Об оценке соответствия», законы Украины «О стандартизации», «О подтверждении соответствия» и «О стандартах, технических регламентах и процедурах оценки соответствия» и т.д.

Сопоставительный анализ законодательства стран СНГ показывает, что, несмотря на стремление стран СНГ сблизить свое законодательство в области технического регулирования, всё ещё остаются существенные различия.

В странах СНГ различны даже цели технического регулирования: в России - это защита жизни и здоровья человека, охрана окружающей среды и предупреждение введения приобретателя в заблуждение; в других странах устанавливаются обязательные требования, в том числе в целях обеспечения национальной безопасности (Белоруссия, Казахстан, Молдавия, Украина), защиты (рационального использования) естественных ресурсов (Белоруссия, Украина), повышения конкурентоспособности продукции (Белоруссия, Казахстан), устранения технических барьеров в торговле (Казахстан), обеспечения наследственности населения (Белоруссия, Молдавия). Причем в данном случае все страны реализовывают одно и то же обязательное в рамках ВТО Соглашение по техническим барьерам в торговле.

Объекты и область действия  технического регулирования в  законодательствах стран также существенно отличаются. В ряде стран СНГ в соответствии с Соглашением ВТО по ТБТ обязательные требования устанавливаются не просто к процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а к связанным с обязательными требованиями к продукции процессам производства (Белоруссия, Казахстан, Украина), оказанию услуг (Белоруссия, Казахстан, Молдавия, Украина). Из сферы технического регулирования исключены санитарные, фитосанитарные и ветеринарные меры, вопросы обращения ядерных материалов и лечебных средств, строительство (Украина), санитарные и фитосанитарные меры (Казахстан), продукция стратегического назначения и продукция, которая регулируется специальными законами (Молдавия).

Таким образом, в большинстве стран уже на законодательном уровне заложен европейский принцип презумпции соответствия требованиям технического регламента при условии соответствия требованиям определенных национальных стандартов и других норм, в том числе технических кодексов установившейся практики. Общеизвестно, что повышение уровня гармонизации стандартов на 10% между странами увеличивает объём двусторонней торговли на 3%.

Значимость рассматриваемой проблемы и недостаточная ее разработанность для экономики России, ее отраслей и предприятий и определяют актуальность вопросов стандартизации в различных отраслях промышленности.

Список литературы

 

1.    Букин В.П., Ординарцева Н.П. Стандартизация и качество продукции: Учебное пособие / Под общей редакцией д.т.н., профессора Г.П. Шлыкова. – Пенза: ЦНТИ, 2004. – 107 с.

2.    Воронин Г.П. Техническое регулирование спустя семь лет: больше вопросов, чем ответов //Издательство: Рекламно-информационное агентство "Стандарты и качество" (Москва). - № 6. 2010. -С. 28-35.

3. Куприянов А.В. Система обеспечения качества и безопасности пищевой продукции // Журнал «Вестник Оренбургского государственного университета». - № 3 (164). 2014. - С. 164-167.