Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТЫКИ СБОРНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОЛОНН, ИХ ДЕФЕКТЫ И СПОСОБЫ УСИЛЕНИЯ

Авторы:
Город:
Томск
ВУЗ:
Дата:
07 марта 2016г.

Наряду с панельными и кирпичными зданиями, интенсивно развивается строительство зданий с несущим железобетонным каркасом. На их основе возводятся гражданские, общественные и промышленные здания различной этажности. При этом, стыки сборных железобетонных конструкций, выполняемые на стройплощадке, требуют таких решений, при которых обеспечивается снижение трудоемкости, металлоемкости, повышение технологичности и надежности. Последнее требование весьма важно, так как от надежности работы стыковых соединений в значительной мере зависит надежность зданий в целом. Для нормальной эксплуатации стыков сборных железобетонных колонн необходимо исключить дефекты, которые могут быть допущены на всех стадиях проектирования, изготовления, транспортировки, монтажа и эксплуатации. Некоторые причины, вызывающие необходимость усиления железобетонных колонн и их стыков, приведены на Рисунке 1.

Анализ конструкций стыков показал, что из всего многообразия стыков колонн наиболее часто распространение получил плоский стык, выполняемый с ванной сваркой продольных стержней [1, 2, 3]. Данный вид стыков железобетонных колонн встречается в каркасах межвидовых унифицированных серий 1.020, 1.420-12, 1.420-13, 1.420-6 и мн. др. При качественном выполнении стыка его прочность превышает прочность сечений колонны вне стыка. Однако при проектировании, изготовлении и монтаже колонн часто допускаются дефекты (см. Рисунок 2) в виде:

-   недостаточного армирования стыка как косвенным армированием, так и продольной арматурой;

-   несоответствия диаметра, количества, марок и классов арматурных стержней проектным решениям;

-   несоосности продольной арматуры;

-   отклонения геометрических размеров от проектных решений на величину больше допускаемых значений;

-   пониженной прочности бетона колонны и бетона замоноличивания подрезок;

-   частичного и полного разрушения бетонного выступа;

-      замены цементного раствора, предназначенного для чеканки зазора между торцами колонн, на заполнение бетоном при бетонировании подрезок;

-   наличия трещин в бетоне колонны и бетоне замоноличивания подрезок;

-   смещений колонн от проектного положения по вертикали и в плане;

-   несоблюдения высотных отметок колонн и их стыков;

-   замены ванной сварки на дуговую с накладками в стыках колонн, выполнения сварного шва с раковинами и разрывами.




Наличие в колоннах и их стыках перечисленных выше дефектов может привести к отказу отдельных конструкций или зданий в целом (см. Рисунок 3).



Проведенные обследования и анализ литературных источников показали, что стыки сборных железобетонных колонн, выполняемые с ванной сваркой продольных стержней, очень чувствительны к технологическим, конструктивным и другим дефектам. При наличии дефектов в стыках железобетонных колонн, последние, как правило, требуют дополнительного проверочного расчета с возможным дальнейшим их усилением. Наиболее часто встречаемые способы усиления железобетонных колонн и их стыков приведены на Рисунке 4.


На основании анализа литературных источников и собственных исследований [1, 2, 3] авторами статьи систематизированы более ста способов усиления железобетонных колонн их стыков, что позволяет оперативно предложить необходимый вариант усиления. Был предложен новый вид металлической обоймы для усиления колонн и их стыков, а так же инженерный метод его расчета, актуальность которых подтверждена патентом РФ на изобретение (см. Рисунок 5) [4]. Были проведены экспериментальные исследования предложенного вида усиления, которые показали его надежность.




При испытании стыков натурных фрагментов сборных железобетонных колонн использовался гидравлический пресс ПР-1000 с максимальным усилием в 10000 кН. Экспериментальные исследования стыков железобетонных колонн позволили получить новые опытные данные о включении в работу элементов металлических обойм усиления. При этом было получено, что несущая способность стыков железобетонных колонн, усиленных металлическими обоймами, возрастает в 1,3–1,4 раза.

 

Список литературы

1.     Гончаров, М.Е. Исследование прочности железобетонных колонн и их стыков с учетом пространственной работы зданий // Перспективы развития фундаментальных наук/ Сборник трудов XII Международной конференции студентов и молодых ученых. Россия, Томск, 21-24 мая 2015 г. / Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2015. – С. 1269-1271.

2.     Плевков В.С., Гончаров М.Е. Исследование работы стыков железобетонных колонн, усиленных металлическими элементами, при статическом и кратковременном динамическом нагружениях // Вестник ТГАСУ. – 2013. – №2. – С. 154–165.

3.     Плевков В.С., Балдин И.В., Гончаров М.Е., Максимов В.Б., Ботьева И.А. Методика и результаты экспериментальных исследований стыков железобетонных колонн, усиленных металлическими элементами // Том. гос.  архит.-строит. ун-т-Томск, 2010 – 43 с.-Ил.:26. -Библиогр. 10 назв.-Рус.-Деп. в ВИНИТИ РАН 25.01.2010, № 25-В2010.

4.     Плевков В.С., Балдин И.В., Гончаров М.Е. Патент РФ № 2412318, МПК E04G 23/02 (2006/01). Способ усиления колонны; заявитель и патентообладатель ГОУ ВПО «ТГАСУ» - № 2009149803 заявл. 31.12.2009; опубл. 20.02.2011 Бюл. № 5.