Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

БИОНИКА ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
18 февраля 2018г.

Важным аспектом создания открытого городского пространства в учебном курсе «Основы архитектурного проектирования» служит концепт улучшения качества жизни населения, благодаря функционально и композиционно продуманной организации внутри дворового игрового пространства. В то же время – это одна из интереснейших задач, стоящих перед архитектором и наиболее актуальна тенденция создания детского игрового пространства с применением бионики формообразования. Возводимые в г. Екатеринбурге современные жилые комплексы включают в свою структуру не только удобные паркинги, зоны отдыха, благоустроенные территории, но и организованные места для игры детей разных возрастных групп. Порой это набор игровых элементов, чаще всего, не имеющих композиционной взаимосвязи и образной составляющей. Положительным моментом является использование современных композитных и деревянных материалов для несущих и ограждающих конструкций.

Сложнее стоит проблема организации детского игрового пространства в жилых районах, построенных ранее. Характерной особенностью жилой застройки, города Екатеринбург в 60-80 годы XX века было создание локальных жилых образований, спальных районов, которые наряду с крупными промышленными зонами и административно - общественными центрами формировали «ткань» городской структуры. Достаточно крупные районы с застройкой девяти и шестнадцати этажными зданиями занимали свободные территории или районы с «пленочной» застройкой. Например, районы «Комсомольский» или «Заречный» г. Екатеринбург. Проектировались и строились новые структуры улично-дорожной сети, инженерные коммуникации, системы обслуживания населения. Проживающее в таких районах, население обеспечивалось за счет государства жилыми квартирами, а также детскими садами, школами, магазинами, поликлиниками, детскими кухнями, объектами бытового обслуживания. Строительство зданий сопровождалось благоустройством и озеленением окружающего пространства. Жилые дома имели благоустроенную придомовую территорию: игровые комплексы, цветники, газоны, скверы и зоны отдыха. Например, район «Заречный» имел свободную планировку, но в каждой жилой группе размещался деревянный детский городок в стиле старинных русских сказок. В районе «Комсомольский» тематические игровые пространства совмещались с объектами геопластики, что не только позволяло играть детям, но и значительно обогащало ландшафт. Важным аспектом субъективной оценки качества жилой среды является комплексность обслуживания населения. В настоящее время эти игровые площадки, имеющие большой срок эксплуатации, потеряли целостность структуры или утрачены полностью. Основной материал игровых элементов – металл, эксплуатация которого имеет определенные специфические особенности в условиях местного климата. Определяющий критерий их создания – антивандальность, поскольку прямое функциональное использование, игра детей, порой сопровождается не характерным использованием, таким как выгул домашних животных или отдых других возрастных групп населения. Многие игровые площадки утратили свою функциональность, безопасность и эстетический образ.

В ходе курсового архитектурного проектирования в Уральском государственном архитектурно- художественном университете выполняется проект на тему «Организация открытого пространства». Одним из вариантов решения темы может быть организация детского игрового пространства. Например, проект на тему: «В гостях у муравья» О.Г. Волковой (Рис.1). Основной целью, которого является не только функциональная организация процесса игры, но и создание яркого, запоминающегося художественного образа.



Другим примером может быть проект организации детского игрового пространства на тему: «Кристалл» А.В. Грязновой (Рис.2), в котором не используется прямое цитирование, но есть ассоциативная связь с формами флоры и фауны. Функционально верхний игровой уровень приподнят над землей, что может служить укрытием играющих детей от дождя или избыточной инсоляции. Подпорная стена второго уровня может быть использования детьми для стенографии.

Данные примеры использования элементов бионики в архитектуре позволяют значительно изменить масштаб пространства. Дети попадают в фантастический макромир. Активный силуэт главного элемента служит ориентиром с дальних точек восприятия. В процессе проектирования решаются следующие задачи: улучшение экологической обстановки, в том числе видео экологии; организации безопасного функционального процесса, использование эргономичных элементов, создание интересного, запоминающегося образа.

Благодаря архитектурной бионике, игровое пространство может быть адаптировано к биологически подобной форме, которая способна создать яркий эмоциональный образ. Что в свою очередь вызывает интерес и положительные эмоции у ребенка. Образ формы широко раскрывает функциональную составляющую и отвечает нормам эргономики, не подавляя собой основное предназначение – создание игрового пространства, которое является неотъемлемым элементом городской среды.

 

Список литературы

 

1.Архитектурная бионика. Под редакцией Ю.С. Лебедева. — М.: Стройиздат, 1990., 266 с.

2.Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования: учебно- методическое пособие для вузов. – М.: Стройиздат, 1982. – 225 с.

3.Иовлев В.И. Введение в проектирование архитектурной среды: учеб. пособие. – Екатеринбург: УралГАХА, 2002. – 89 с.

4.Иовлев В.И. Макетирование в начальном ученом проектировании.- Свердловск: САИ, 1982. -20 с. 

5.Саморай В.И. Современные тенденции в архитектурной бионике. [Текст]: автореф. дисс. на соискание академ. степени магистра архитектуры / В.И. Саморай. – Ростов-на-Дону, 2010.

6.Стасюк Н.Г., Киселева Т.Ю., Орлова И.Г. Основы архитектурной композиции: учебное пособие. – М.:Архитектура-С, 2004. – 96 с.