Введение
Газопламенное напыление, благодаря простоте и дешевизне процесса, широко применяется для восстановления геометрии изношенных деталей, а так же придания поверхности деталей износоустойчивых, коррозионно-стойких, декоративных свойств [1,2].
К недостаткам газопламенного напыления относится ограниченная прочность сцепления покрытия с основным металлом[3]. Предварительная обработка поверхности основы относится к числу важнейших факторов, определяющих прочность сцепления напыленного покрытия с основным металлом. Для того чтобы напыляемые частицы, которые ударяются и деформируются об основу, прочно сцеплялись с неровностями поверхности, основа должна быть достаточно шероховатой. Кроме того, так же возможно создание искусственной неровности в виде рваной резьбы или профиля накатки увеличивающей площадь напыления [3].
Методика исследования
Исследования влияния характера предварительной подготовки основного металла на прочность сцепления покрытия проводили с использованием установки с горелкой FS-15 (Рисунок 1).
Регулирование давления газов осуществлялось газовыми редукторами БКО-50-5-АЛ и БПО-5-СВ- АЛ. Регулирование расхода кислорода и горючего газа осуществлялось ротаметром марки GTV. Подача сжатого воздуха обеспечивалась винтовым компрессором Comprag А-1108 при стабилизации давления редуктором-осушителем Pneumax.
Для стабилизации пространственного положения горелки FS-15 изготовлена колонна (Рисунок 2) с перемещением в трех плоскостях. Вертикальное перемещение осуществляется электроприводом через винтовую пару. Перемещения в горизонтальной плоскости осуществляется вручную.
Было предложено оценивать прочность сцепления по усилию отрыва напыленного слоя от основного металла. Напыление производилось на образцы из стали 20 диаметром 70 мм и толщиной 25мм, со сквозным отверстием диаметром 16мм в центре, и фаской для установки стержня, который плотно закрывает отверстие (Рисунок3). После напыления через стержень напыленный слой отрывали от основного металла. Прочность сцепления при этом рассчитывается по формуле:
где: F- усилие отрыва папыленного слоя, Н;
Р - площадь контакта оторванного (напыленного) слоя и основного металла, мм2.
Для исследования влияния обработки поверхности на прочность сцепления поверхность образцов подвергалась механической обработке, струйно-абразивной обработке никельшлаком с фракцией 0.5-1.5, нарезанию рваной резьбы по спирали Архимеда, а так же комбинированию их. Затем поверхность обезжиривалась ацетоном и наносился основной слой покрытия из проволоки Св-08Г2С. Напыление выполнялось под углом 90 градусов, в центр образца, с расстояния 150мм от среза сопла метализатора. Напыление на все образцы производилось по режиму, данному в таблице 1.
Таблица 1 - Режим напыления
|
Давление воздуха, МПа |
Давление кислорода, МПа |
Расход кислорода, л/мин |
Давление пропана, МПа |
Расход пропана, л/мин |
Скорость подачи проволоки, м/сек |
|
0,5 |
0,7 |
58 |
0,2 |
30 |
0,4 |
Результаты исследования
Проведенные исследования показали, что нанесение покрытия газопламенным напылением без предварительной обработки зачастую приводит к отслоению его от основного металла или же значения прочности сцепления ниже 1 МПа (Таблица 2). Применение абразивно-струйной обработки никельшлаком 0.5-1.5 позволяет повысить прочность сцепления покрытия с основным металлом, еще более высоких значений можно добиться, используя предварительное нанесение рваной резьбы. Предварительный подогрев при этом, так же значительно повышает прочность сцепления, практически на 50%. Максимальная прочность сцепления достигается при применении комбинированной обработки: рваная резьба и пескоструйная обработка никельшлаком 0.5-1.5, и предварительный подогрев.
Таблица 2- Зависимость прочности сцепления от характера подготовки поверхности основного металла диаметром 70мм
|
№ образца |
Характер подготовки поверхности |
Подогрев |
Усилие отрыва; Н |
Прочность сцепления сцепления МПа |
|
1 |
Механическая обработка |
350ºС 60 мин |
1380 |
Менее 1 |
|
2 |
Абразиво-струйная обработка никельшлаком0.5-1.5 |
- |
1153 |
1.2 |
|
3 |
Рваная резьба |
- |
1480 |
2.1 |
|
4 |
Рваная резьба |
350ºС 60 мин |
1400 |
3.3 |
|
5 |
Рваная резьба, абразиво- струйная обработка |
- |
1500 |
4.4 |
|
6 |
Рваная резьба, абразиво- струйная обработка |
350ºС 60 мин |
2490 |
7.4 |
Выводы:
Повышение шероховатости напыляемой поверхности за счет абразивной обработки, позволяет повысить прочность сцепления основного металла и напыленного слоя. Нарезание рваной резьбы, позволяет повысить значения прочности сцепления не менее, чем на 50%. Наиболее высокие значения прочности сцепления покрытия с основным металлом можно получить при комбинированной обработке поверхности: нарезание рваной резьбы плюс абразивная обработка и применение подогрева.
Список литературы
1. Балдаев Л.Х. Газотермическое напыление [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л.Х. Балдаев[и др.]- М.:Маркет ДС, 2007. - 344с.
2. Сокоров И. О. Технология упрочнения тяжелонагруженных деталей газо-термическим напылением [Текст] :Монография / И. О. Сокоров,Н. В. Спиридонов, М. В. Нерода; Под ред. Е.Г.Хохол. — Барановичи :РИО БарГУ, 2012. — 183с.
3. Хасуи А. Наплавка и напыление [Текст]: А. Хасуи, О. Моригаки; пер. с яп. В.Н. Попова, ред. В.С. Степина, Н.Г. Шестеркина. – Москва: «Машиностроение», 1985. – 240 с.