С целью повышения конкурентоспособности специалистов железнодорожного транспорта, необходимо более детально рассмотреть компетенции будущих специалистов путей сообщения, в частности специалистов в области организации и управления перевозками. В понятие «компетенции» можно объединить необходимые знания, умения и навыки, которыми должен обладать специалист в области железнодорожных перевозок.
В настоящее время идет динамичное внедрение современных технологий управления в области железнодорожного транспорта и к молодым специалистам предъявляются достаточно жесткие требования в частности умение мобильно разрешать возникающие производственные ситуации.
Как известно, задачей железнодорожного транспорта является не только транспортировка груза или пассажиров из одной точки в другую в оптимальные сроки, но и обеспечение сохранности груза и здоровья пассажиров во время транспортировки. Решение данной задачи состоит в оптимизации многих факторов, влияющих на сам процесс доставки. Поэтому специалист-управленец должен не только обладать достаточным объемом знаний, навыков и умений, но и уметь правильно и оперативно применить те или иные в конкретной производственной ситуации. В связи с этим, необходимо обучать молодых специалистов навыкам инженерного творчества.
В понятие «инженерное творчество» можно включить формулировку и решение задач, связанных с разработкой, испытанием, эксплуатацией различных технических систем разных уровней сложности, их элементов, и технологий, обеспечивающих рост безопасности и конкурентоспособности такой мощной и многоуровневой системы, как железнодорожный транспорт.
Знакомство с азами инженерного и инженерно-технического творчества необходимо начинать с первых же курсов обучения будущего специалиста, а образовательную программу формировать таким образом, чтобы студенты могли применять полученные знания в решении практических задач уже на начальных этапах обучения.
На первом этапе знакомства студентов с инженерным творчеством необходимо конкретизировать цели и задачи, а также методы, используемые в этом процессе.
Целью инженерного и инженерно-технического творчества является совершенствование конкретной технологии или определенного технического объекта для достижения оптимальных результатов работы всей системы «железнодорожный транспорт» или ее подсистемы «перевозочный процесс».
Данные цели, а также некоторые знания и умения, необходимые при достижении этих целей (например, при поиске оптимальных условий доставки грузов) можно представить следующим образом:
Как видно, процесс решения поставленных целей инженерно-технического творчества затрагивает достаточно широкие области знаний, навыков и умений, которыми должен в конечном итоге обладать инженер- управленец.
Каждое из приведенных знаний и умений по отдельности может быть стандартной прикладной задачей, но в совокупности с остальными становится составляющей инженерно-технического творчества.
Дальнейшим этапом инженерно-технического творчества должен быть выбор методов достижения поставленных целей. Как известно, при решении задач оптимизации различных процессов традиционные методы не всегда приносят желаемые результаты. В таких случаях и возникает потребность в инженерно-техническом творчестве как в инструменте поиска новых путей решения поставленных задач. Кроме того, с помощью методов инженерно-технического творчества
В результате можно получить инновационный продукт, удовлетворяющий поставленным целям и задачам, в нашем случае – оптимизация перевозочного процесса.
Таким образом, инженер-управленец должен обладать не только определенными компетенциями в своей области, но и иметь представления о смежных областях
науки, должен уметь мыслить и правильно применять на практике
полученные знания,
навыки и умения.
Результатом инженерного творчества часто является внедрение инновационных технологий, повышение конкурентоспособности различных областей производства и транспорта, в частности, железнодорожного транспорта. Поэтому необходимо использовать разнообразные средства интенсификации технического творчества для повышения заинтересованности студентов в применении данного инструмента в процессе обучения и на производстве.
Как известно, для качественной подготовки специалистов железнодорожного транспорта необходимы сбалансированные знания по теории и практике во всех областях отрасли.
Будущие специалисты получают достаточный объем теоретических знаний в объеме курса, а вот практические навыки могут быть получены только на производственной практике. Тем не менее есть возможность «проигрывать» производственные ситуации на практических занятиях, как отмечалось ранее, в виде ситуационных задач.
Как правило, уровень сложности практических занятий рассчитан на среднего студента. Но, в учебной группе подбираются студенты с разным уровнем подготовки, скорости мышления и развитием логики. Поэтому у более сильных студентов пропадает заинтересованность в решении задач среднего уровня. Задачи творческой направленности не только позволяют приблизить студентов к производственным ситуациям, но и стимулируют их интерес к боле глубокому изучению дисциплины. Кроме того, в учебных заведениях существует система рейтинговой оценки студентов. Студенты, как правило, заинтересованы в получении высокого балла и соответственно высокого рейтинга. Поэтому предлагается введение нескольких уровней сложности практических задач (по тем дисциплинам, где это возможно). Уровни сложности задаются в исходных данных или в самой производственной ситуации.
Например, в рамках одной из дисциплин, студенты получают основные понятия о маневровой работе на железнодорожном транспорте и в частности на предприятиях железнодорожного транспорта. В процессе изучения материалы студенты выполняют ряд практических работ, связанных с формированием составов на путях станции.
В исходных данных задается количество станций участка, порядок расположения заданных станций на схеме участка (Рисунок 2), количество путей в сортировочном парке участковой станции, порядок расположения накопленных вагонов на путях сортировочного парка (Рисунок 3) и порядок отцепки вагонов на всех станциях участка:
Предлагается введение трех уровней сложности исходных данных:
I уровень – стандартный (не применяем термин «низкий» уровень сложности, так как он влияет на самооценку студентов, что не менее важно, чем закрепление учебного материала) – решение стандартных ситуаций, разобранных с преподавателем в качестве примера, с изменением одного параметра. Например, в разобранном примере необходимо сформировать состав на станции участка при условии отцепки групп вагонов с головы состава на всех станциях участках, а для самостоятельного решения предлагаются те же станции, тот же порядок их расположения на участке, только изменяется порядок отцепки вагонов – с хвоста состава для всех станций участка;
II уровень сложности – средний – вводятся элементарные творческие составляющие. Например, сформировать состав на исходные станции заданного участка, но на одних из них отцепка вагонов производится с головы состава, а на других - с хвоста.
III уровень сложности – повышенный – вводятся более сложные творческие составляющие, например – наличие в составе поезда вагонов с опасными грузами, вагонов с негабаритными грузами и так далее.
В процессе решения задач повышенного уровня сложности студенты вынуждены обращаться к дополнительным источникам информации, изучать нормативную литературу и обращаться к уже существующему опыту решения аналогичных ситуаций.
Для поощрения студентов разрабатывается соответствующая система дополнительных баллов за решение задач II-го и III-го уровней сложности.
Таким образом, происходит стимулирование студентов к решению задач более высокого уровня сложности, что не только позволяет расширить круг разбираемых производственных ситуаций, но и повышает самооценку студентов и определения себя как будущего специалиста.