Современные транспортные средства – высокотехнологичная и наукоѐмкая область исследований. Большая часть результатов инженерных разработок, внедряемых в транспортную сферу, приходятся на авиа-, автомобиле- и судостроение. Несмотря на это, внимания к себе требуют меньшие по объѐму производства, но не менее важные по социальному значению отрасли транспорта. К таким можно отнести, среди прочего, и инвалидные транспортные средства (далее – ИТС).
Ранее были сформулированы особенности эксплуатации ИТС в российских условиях и рассмотрен модельный ряд электротранспортных инвалидных колясок, представленных на российском рынке [5]. Имеет смысл сделать более глубокий анализ состояния российского рынка ИТС и рассмотреть актуальность внедрения инновационных инженерных решений в данный вид транспорта.
Во-первых, стоит обратить внимание на модельный ряд ИТС, представленных на российском рынке. Ранее мы рассматривали его избирательно и без учѐта стоимостных характеристик ТС, что недостаточно для анализа потенциала внедрения инженерных разработок в отечественное производство ИТС[5].
Как показывает анализ актуальных данных, рынок ИТС в последнее время претерпел существенные изменения. Так, разброс цен на инвалидные электроприводные коляски находится в пределах от 80 до 600 тыс. руб. Его выявляет анализ сайтов производителей [1,3 – 8, 10], информация которых систематизирована в Табл.1.
Таблица 1
Сравнительная характеристика ИТС.
|
Модель |
Ширина, мм |
Длина, мм |
Масса, кг |
Стоимость, тыс. руб. |
Возможность сложить спинку и подлокотники в один уровень с сидением |
|
Armed FS111A |
620 |
1100 |
58,2 |
80 |
- |
|
Armed FS123GC-43 |
650 |
1150 |
64.8 |
86 |
- |
|
Armed FS129 |
630 |
1150 |
65 |
103 |
- |
|
LY-ЕВ103-650 |
580 |
1040 |
136 |
157 |
- |
|
Otto Bock A-200 |
570 |
1000 |
66 |
165 |
- |
|
Инкар-М КАР-4.1 |
~600 |
- |
53 |
201 |
- |
|
Otto Bock B-600 |
640 |
1080 |
95 |
327 |
- |
|
OttoBock С-1000 |
650 |
1080 |
115 |
420 |
- |
|
OttoBock С-2000 |
680 |
1200 |
190 |
600 |
- |
Эти данные выявляют широкий диапазон для поиска новой ниши на рынке. Разумеется, новая модель должна обладать функционалом, ещѐ не представленным на рынке. Это может быть способность кресла трансформироваться для проезда в узкие дверные проѐмы и пользования туалетом без посторонней помощи [5] или возможность эксплуатировать ТС на пляже и в воде [9].
Кроме того, хотелось бы отметить, что в условиях политики импортозамещения, разработка новой модели ИТС для отечественного рынка более чем актуальна именно для российских инженеров (и соответственно, российских предприятий). Представляется возможным справиться с этой задачей самостоятельно без привлечения зарубежных партнѐров [9].
Во-вторых, обратим внимание на объѐм российского рынка инвалидных транспортных средств (как на мускульной силе, так и на электроприводе), о котором позволяют судить данные [12]. Он составлял на 2013 год 1 672 307 425 руб., а в 2014 увеличился почти на 1 млрд. руб. и составил 2 598 183 611 руб. Основные компании, их объѐм продаж и доля на рынке по тем же данным без учѐта розничной торговли представлены в Табл.2 и 3 (за 2013 и 2014 годы соответственно).
Таблица 2
Основные компании на российском рынке за 2013 год
|
Название |
Объѐм продаж, руб. |
Доля рынка, % |
|
ООО "ОТТО БОКК Мобилити" |
425 844 776 |
25,46 |
|
ООО "Реамед" |
219 389 219 |
17,60 |
|
ООО "Инваторг" |
93 883 655 |
7,53 |
|
ООО "ТехноТрейд" |
54 066 776 |
4,34 |
|
ООО "ВостокМедимпорт" |
44 568 438 |
3,58 |
|
ООО "МедТехПроф" |
44 551 776 |
3,57 |
|
ООО "ВСФК" |
42 187 679 |
3,38 |
|
АНО "Катаржина" |
38 154 137 |
3,06 |
|
ООО "Апрель" |
31 192 074 |
2,50 |
|
ООО "МК" |
25 990 076 |
2,09 |
|
ООО "МЕДИПАЛ-ОНКО" |
21 523 131 |
1,73 |
Таблица 3
Основные компании на российском рынке за 2014 год
|
Название |
Объѐм продаж, руб. |
Доля рынка, % |
|
ООО "ОТТО БОКК Мобилити" |
575 258 508 |
22,43 |
|
ГУПАО "Фармация" |
324 397 505 |
16,09 |
|
ООО "Реамед" |
231 972 474 |
11,51 |
|
ООО "Инваторг" |
204 493 018 |
10,15 |
|
ООО "ТехноТрейд" |
87 066 410 |
4,32 |
|
АНО "Катаржина" |
51 164 417 |
2,54 |
|
ООО "Уральское представительство "ЮЮМедикал" |
50 095 595 |
2,49 |
|
ООО "ВостокМедимпорт" |
45 584 242 |
2,26 |
|
ООО "Владимир" |
45 525 721 |
2,26 |
|
ООО "МедТехПроф" |
44 723 136 |
2,22 |
|
ООО "ВСФК" |
42 187 679 |
2,09 |
Как можно заметить, лидерство на рынке с уверенностью удерживает компания ООО «ОТТО БОКК Мобилити» с объѐмом производства в России по разным данным от 40 000 до 60 000 в год [2] и [11] (как электроприводных, так и на мускульной силе). Новые компании в ближайшее время вряд ли смогут оказать ей реальную конкуренцию. В то же время с новым типом ИТС кажется вполне реальным войти в список компаний с объѐмом продаж до 50 млн. руб.
Для оценки рынка важно проанализировать и показатели спроса. Список основных покупателей и данные по закупкам [12] представлены в Табл.4 и 5.
Таблица 4
Основные покупатели за 2013 год
|
Название |
Объѐм закупок, руб. |
Доля в объѐме продаж, % |
|
1. ГУ-Нижегородское РО Фонда социального страхования Российской Федерации |
26 802 536 |
6.29 |
|
2. ГУ - Алтайское РО Фонда социального страхования Российской Федерации |
19 787 091 |
4.65 |
|
3. ГУ-Красноярское РО Фонда социального страхования Российской Федерации |
19 015 274 |
4.47 |
|
4. ГУ-Приморское РО Фонда социального страхования Российской Федерации |
18 772 842 |
4.41 |
|
5. ГУ-Оренбургское РО Фонда социального страхования |
18 387 103 |
4.32 |
|
Российской Федерации |
|
|
|
6. Государственное учреждение - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации |
17 954 271 |
4.22 |
|
7. Государственное учреждение - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации |
17 384 136 |
4.08 |
|
8. ГУ - СРОФСС РФ |
17 056 663 |
4.01 |
|
9. ГУ-Пермское РО Фонда социального страхования Российской Федерации |
15 384 22 |
3.61 |
|
10. ГУ-Пензенское РО Фонда социального страхования Российской Федерации |
14 572 244 |
3.42 |
Таблица 5
Основные покупатели за 2014 год
|
Название |
Объѐм закупок, руб. |
Доля в объѐме продаж, % |
|
1. ГУ-Красноярское РО Фонда социального страхования Российской Федерации |
45 311 749 |
7,78 |
|
2. Государственное учреждение - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации |
43 616 492 |
7,49 |
|
3. ГУ-Нижегородское РО Фонда социального страхования Российской Федерации |
26 802 536 |
4,60 |
|
4. ГУ-Оренбургское РО Фонда социального страхования Российской Федерации |
22 741 519 |
3,90 |
|
5. Государственное учреждение - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации |
21 529 364 |
3,70 |
|
6. ГУ-Пермское РО Фонда социального страхования Российской Федерации |
20 078 373 |
3,45 |
|
7. ГУ - Алтайское РО Фонда социального страхования Российской Федерации |
19 787 091 |
3,40 |
|
8. ГУ-Приморское РО Фонда социального страхования Российской Федерации |
18 772 842 |
3,22 |
|
9. Государственное учреждение - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации |
17 954 271 |
3,08 |
|
10. Государственное учреждение - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации |
17 384 136 |
2,98 |
Следует отметить, что приведѐнные таблицы отражают только сектор государственных закупок ИТС, что делает предложение продукции отечественного производства ещѐ более актуальной. География покупателей в настоящее время большого значения не имеет, поскольку сделки заключаются посредством электронных торгов, а транспортно-логистическая сеть позволяет осуществлять доставку колясок в любую часть страны достаточно оперативно.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что растущий российский рынок ИТС в настоящий момент испытывает потребность в новых моделях колясок, зачастую специализированных, разработанных исходя из российских условий эксплуатации. Объѐмы рынка и достаточно высокая конкуренция позволяют говорить о возможности финансирования инновационных инженерных разработок в области ИТС. При обеспечении необходимыми ресурсами, инвалидный сектор транспорта может стать достойной областью применения различных отечественных инновационных инженерных разработок, к которым относится и предлагаемый нами проект [5].
Список литературы
1. Армед; URL: http://www.armed.ru/catalog/811/
2. Доступный мир. рф; URL: http://www.доступныймир.рф/index.php?newsid=3719
3. Интернет магазин «OrtoOttoShop»;URL: http://www.ortoottoshop.ru/kolyaski-s-elektroprivodom.html
4. Интернет магазин медтехники «AirMedic»; URL: http://air-medic.ru/catalog/invalidnye-kolyaski/invalidnye- kolyaski-s-elektroprivodom/
5. Карпушкин В.Г., Kubiak P., Тимофеев В.В. Инвалидные транспортные средства: особенности эксплуатации и состояние российского рынка // Сборник научных трудов SWorld. – Выпуск 4(37). Том 2. – Одесса: КУПРИЕНКО СВ, 2014. – С. 48–54.
6. Медспрос. Сертифицированный магазин официального дилера; URL:http://www.medspros.ru/shop/kreslo_kolyaska_s_elektroprivodom_i_ruchnym_upravleniem_dlya_invalidov
_kar_4_1.html
7. Ортобокс. Профессиональный ортопедический интернет-магазин; URL: http://www.ortobox.ru/catalog/item/2229/
8. Протезно-ортопедические изделия и средства реабилитации – OttobockRU; URL:http://www.ottobock.ru/mobility/mobility-for-adults/solution-overview/power-wheelchairs/
9. Смольякова Т. Чтобы коляска не была обузой // Российская газета. Неделя. 22.01.2015. №11 (6582)
10. Medical equipment technologies; URL: http://www.met.ru/electric/
11. Ottobock; URL: http://professionals.ottobock.ru/cps/rde/xchg/ob_ru_ru/ hs.xsl/40932.html
12. Russia ОПТ. Анализ государственных контрактов 44-ФЗ; URL:http://ooo-otto-bokk-mobiliti.russia-opt.com/