Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Авторы:
Город:
Курск
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

Среди возможных путей интенсификации обучения иностранному языку, равно как и другим дисциплинам, в медицинском вузе следует отметить в первую очередь применение интерактивных методов обучения и возможностей мультимедиа и Интернета. Интерактивные методы традиционно использовались в ходе учебного процесса по нашей дисциплине  в силу ее специфики и направленности на взаимодействие коммуникантов в режиме диалога или полилога. Опыт выполнения коммуникативных заданий и проведения ролевых игр в той или иной мере накоплен большинством кафедр иностранных языков [4]. Другое дело, что в последнее десятилетие расширился диапазон интерактивных профессионально-ориентированных методов: стали уже привычными метод проектов, кейс-стади и т.д. (об этом также см. [3, 5]).

Другим важным направлением совершенствования языковой подготовки будущих специалистов является ее информатизация. Под информатизацией языкового образования П.В.Сысоев понимает комплекс мер по обеспечению всего процесса обучения и овладению иностранным языком и культурой страны изучаемого языка, методологией, технологиями разработки новых учебных и учебно-методических материалов, методиками использования новых информационных и коммуникационных технологий в обучении, в подготовке и переподготовке педагогических кадров, способных широко использовать потенциал информационных технологий на практике в здоровьесберегающих условиях [2].

Представить себе современный учебный процесс в любом учебном заведении без использования мультимедийных технологий и ресурсов сети Интернет совершенно не возможно. Кроме того, на протяжении многих лет одной из популярных у студентов форм самостоятельной работы является информационный поиск аутентичных материалов – текстовых, фото-, аудио-, видео-материалов с целью их дальнейшего использования в учебном процессе или создания собственных презентаций, слайд-фильмов, видеороликов, сопровождающих реализацию тех или иных проектов – как учебного, так и научно-исследовательского характера. В частности, на протяжении ряда лет в рамках подготовки к ролевой игре в конце модуля «Scientific communication» - студенты проводят поиск в сети Интернет статей по теме своего будущего выступления в рамках научной конференции. Но, думается, что подобную работу более уместно и эффективно проводить скорее на старших курсах, когда студенты, овладев основами будущей специальности, могут проводить более осознанный и целенаправленный поиск информации для решения конкретных профессиональных и научно-исследовательских задач.

В условиях дефицита учебных часов одним из вариантов решения проблемы совершенствования языковой подготовки является введение курсов по выбору. В нашем университете острота этой проблемы нашла понимание и живой отклик со стороны администрации. Практически на каждом факультете проводятся разные по объему часов и продолжительности элективные курсы, посвященные, как правило, дальнейшему развитию и совершенствованию профессионального речевого общения, а также информационной обработке аутентичной профессиональной литературы некоторых жанров (аннотация к препарату, научная медицинская статья). Для студентов лечебного, педиатрического, стоматологического и факультета экономики и менеджмента разработаны специфичные для каждой специальности программы «Иностранный язык как средство профессиональной коммуникации». Для студентов 2 курса факультета клинической психологии предлагается элективный курс «Профессиональное взаимодействие в межкультурной коммуникации», в ходе которого также формируется и развивается информационно-коммуникативная компетентность студентов.

Вкратце остановимся на характере аудиторных занятий по элективному курсу «Иностранный язык как средство профессиональной коммуникации» для студентов педиатрического факультета (трудоемкость-2 ЗЕТ, в том числе – 48 часов практических занятий). Из представленной ниже таблицы видно, что в ходе изучения каждого раздела используются как традиционные, так и интерактивные технологии обучения. Как правило, после изучения лексического материала темы следует работа с текстами и диалогами, которая дополняется просмотром слайд-фильмов, видео-материалов с последующим их обсуждением или комментированием при выключенном звуке с использованием активной лексики и речевых моделей. Особое внимание уделяется выполнению коммуникативных заданий, которые, по сути, готовят обучающихся к участию в ролевой игре в конце изучения каждого раздела.

 

 

 

Таблица 1

«Иностранный язык как средство профессиональной коммуникации»  элективный курс для студентов педиатрического факультета

 

 

 

 

Наименование раздела (или темы) дисциплины

 

Формируемые компетеции (коды)

Используемые образовательные технологии, способы и методы обучения

Традиционные

Интерактивные

 

1.

Беседуем о профессии врача- педиатра

ОК1, ОК 5, ОК6, ПК3

ПЗ** УФ

ЗС** РИ* КС*

 

2.

Общение врача с больным ребенком и его родителями

ОК1, ОК 5, ОК6, ПК3

ПЗ** УФ

ЗС** РИ* КС*

3.

Беседуем о работе больницы

ОК1, ОК 5, ОК6, ПК3

ПЗ** УФ

ЗС** РИ* КС*

4.

Беседуем о работе аптеки

ОК1, ОК 5, ОК6, ПК3

ПЗ** УФ

ЗС** РИ* КС*

5.

Беседуем о системах здравоохранения в России и за рубежом

ОК1, ОК 5, ОК6, ПК3

ПЗ** УФ

ЗС** РИ* КС*

6.

Участие в научном общении

ОК 5, ОК6, ПК3, ПК31

ПЗ**

ЗС** РИ* КС*

Используемые образовательные технологии, способы и методы обучения

  

ПЗ**

практическое занятие

КС*

круглый стол, дискуссия

УФ

учебный видеофильм 

ЗС**

решение ситуационных задач

ДИ*, РИ*

деловая и ролевая учебная игра

 

Конечно, для многих студентов, имеющих слабую подготовку по иностранному языку, просмотр аутентичных видеофрагментов представляет определенную трудность. Для групп с невысоким уровнем владения иностранным языком более эффективным является использование учебных видеофильмов, созданных студентами-выпускниками спецшкол по сценарию, составленному на основе диалогов, представленных в разделах учебного пособия. Так, например, студенты спецгруппы лечебного факультета отсняли видеофильм на базе одной из больниц города, который на протяжении ряда лет активно используется в учебном процессе и служит «инвариантом» ролевой игры, к которой должны подготовиться студенты. Организация профессионально-ориентированных ролевых игр – закономерный итог, позволяющий оценить успешность каждого студента. Кроме того, на такого родя занятиях есть возможность применения разных методик и технологий, к примеру, формата технологии «открытого пространства» (Open Space Technology) – [1].

Вектор учебно-методической работы преподавателей по созданию обучающих материалов также постепенно смещается в сторону гипер- и медиа-текстовых технологий. На нашей кафедре проводится большая работа по подготовке к изданию электронных учебных пособий нового поколения с использованием программы iSpring Suite (редактор электронных курсов) для студентов лечебного, педиатрического, стоматологического, биотехнологического, медико-профилактического, фармацевтического факультетов и факультета клинической психологии.

Преподаватели иностранных языков в большинстве своем владеют основами использования ресурсов сети Интернет, приемами создания современных электронных учебных пособий, активно применяют интерактивные технологии на занятиях по иностранному языку.

 

Список литературы

1.     Меньш Е.А., Шилова Л.В. Возможности технологии Open Space для формирования профессиональной иноязычной компетенции в вузе//// Высшее образование сегодня.2015, №8 – С.46-48.Марковина И.Ю. Иностранный язык в медицинском вузе: потребности и перспективы //Медицинское образование и вузовская наука, 2013, №1(3)- С. 51-55.

2.     Сысоев П.В. Направления и перспективы информатизации языкового образования// Высшее образование в России. Научно-педагогический журнал 2013. № 10- стр.90-97.

3.     Томилова В.М., Солонина А.В. Содержание гуманитарной подготовки провизора//Медицинское образование и вузовская наука, 2013, №1(3)- С. 71-75.

4.     Шамара И.Ф.,. Ермолатий Л.А. Иностранный язык как средство формирования информационно- коммуникативной компетентности у студентов медицинского вуза Общество и исследования гуманитарных наук: (ценности, тенденции, перспективы): монография / [Н.Б. Андренов, Д.И. Бекижева, А.В. Бородина и др.]; под общей ред. Профессора О.И. Кирикова. – Книга 8. – Москва: Наука: информ; Воронеж: ВГПУ, 2015. – 224 с. 1. С. 164 – 176.

5.     Юрчук Г.В., Юрчук В.А., Петрова Е.О., Носова Л.Г. Организация профессионально ориентированного обучения студентов иностранному языку (из опыта работы медицинского вуза) // Высшее образование сегодня.2015, №3 – С.97-100.