Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ШЕСТОМУ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ УКЛАДУ В ЭКОНОМИКЕ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

В настоящее время вектор развития мировой экономики направлен в сторону формирования «шестого технологического уклада», который основывается на био- и нанотехнологиях, мехатронике и робототехнике, технологиях виртуальной реальности, плазмонике и нанофотонике, 3D-принтерных технологиях и технологиях генной инженерии. Академик РАН Е.Н. Каблов еще в 2010 г. отмечал, что шестой технологический уклад будет оформляться в течение в 2010 - 2020 годов, а в фазу зрелости вступит в 2040-е годы, причем в 2020 - 2025 годах произойдёт новая технологическая революция, основой которой станут разработки, синтезирующие достижения указанных базовых направлений [1].

В настоящее время в России господствуют пятый и четвертый и третий технологический уклады, причем технологии пятого уклада, основанного на достижениях атомной энергетики, составляют всего 10 %, более 50 % технологий относится к технологиям четвертого уклада, базирующегося на углеводородной и отчасти ядерной энергетике, и почти треть – к технологиям третьего уклада, в основе которого лежат технологии преобразования электрической энергии [2].

Экономике России жизненно необходимо сделать качественный скачок в направлении шестого технологического уклада, фактически, перескочить через пятый технологический уклад, в ином случае Россия может потерять свою независимость. Указанные условия и определяют направления современной индустриализации в России.

Одной из важнейших проблем, обусловленных развитием наукоемкого производства в ходе современной индустриализации, должна стать проблема кадрового обеспечения нарождающихся наукоемких производств: какой работник потребуется для обслуживания оборудования и технологий цифровых фабрик, заводов молекулярного синтеза, ферм биоинженерного производства индивидуализированных продуктов питания и т.д., и где такого работника взять? Можно полагать, что шестой технологический уклад предполагает создание системы профессионального образования нового уровня. И если говорить о новой фазе развития цивилизации – фазе информационной цивилизации, то главным фактором ее развития  становится создание и развитие системы накопления и трансляции в будущее информации, то есть системы профессионального образования. Именно профессиональное образование призвано дать людям новые компетенции, которые будут востребованы в условиях шестого технологического уклада.

Система профессионального образования достаточно консервативна, вероятно, так и должно быть, поскольку консервативные образовательные традиции позволяют сохранить системный характер образования, его устойчивость и неспособность, образно говоря, к «цепной реакции, разрушающей образовательное ядро», однако оболочка образовательного ядра должна быть ориентирована на новые производственные технологии, должна преодолевать консервативность образовательного ядра и формировать новое образовательное пространство, соответствующее требованиям нарождающейся экономики шестого технологического уклада.

Таким образом, можно сформулировать вызовы для современного профессионального образования, обусловленные необходимостью развития экономики России в направлении шестого технологического уклада:

-   преодоление культурной деградации российского общества, поскольку бездуховное общество не может быть инновационным;

-   изменение номенклатуры профессий, создаваемых в рамках шестого технологического уклада;

-   изменение производственных технологий, которое выдвигает совершенно новые требования к подготовке работников современных наукоемких производств;

-        изменение условий труда, развитие и внедрение в производство сложных, многогранных производственных систем, требующих профессиональной мобильности работников.

Основное противоречие (и вызов) состоит в том, что современна система профессионального образования по различным причинам (материально-техническое обеспечение, кадровый состав, содержание и технологии обучения) ориентирована на формирование спектра специалистов, могущих выполнять профессиональную деятельность в условиях четвертого, а иногда и третьего технологических укладов, тогда как современному производству требуются в большом количестве специалисты пятого и в небольшом количестве - специалисты четвертого технологического уклада, а о специалистах шестого технологического уклада нет смысла даже и говорить, поскольку в настоящее время их требуются единицы.

Система профессионального образования должна быть готова ответить на перечисленные вызовы и эта готовность может найти отражение в идее создания российского открытого профессионального образовательного пространства, которое будет ориентировано на:

-    формирование культуроориентированного глобального сознания жителей нашей страны, что, с одной стороны, влечет изменение требований к школьной и профессиональной подготовке, необходимость формирования у обучаемых гражданской позиции, аккуратности и дисциплинированности, культурных традиций, патриотизма и т.д., с другой стороны - изменение материального положения, авторитета и статуса учителей и преподавателей - учителя и преподаватели должны стать привилегированной профессиональной группой;

-     расширение номенклатуры профессий, по которым ведется подготовка, организация подготовки по профессиям, связанным с проектированием и сервисным обслуживанием «умного», наукоемкого, безлюдного, автоматизированного производства, следовательно, должны появиться новые образовательные стандарты и образовательные программы, ориентированные подготовку специалистов современного наукоемкого производства;

-       преобразование содержания подготовки, наряду с фундаментализацией содержания подготовки необходима его инновационная направленность, следовательно, необходим переход к новому содержанию подготовки, отражение его в образовательных программах, методическом сопровождении образовательного процесса;

-   преобразование методик и технологий обучения, направленных на формирование и развитие у обучаемых умений нестандартно мыслить, ориентироваться в высокотехнологичном производстве и решать самые сложные производственные задачи, следовательно, должны быть осуществлены изменения в методике проведения занятий, увеличение доли самостоятельной работы, переход к проблемным, проектным и имитационным технологиям обучения, переход к индивидуализированным траекториям обучения, к асинхронному обучению, модульным программам и даже к «штучной» подготовке специалистов;

-   качественное изменение образовательной среды, формирование наукоемкого материально-технического оснащения образовательных организаций, создание и развитие межотраслевых и отраслевых сетевых учебных лабораторий в образовательных организациях и на базовых предприятиях, отличающихся высоким техническим и технологическим уровнем производства, посредством

-    кадровые изменения в системе профессионального образования, могущие проецировать собственный профессиональный опыт по организации современного производства на систему подготовки кадров для предприятий пятого технологического уклада.

Таким образом, процесс индустриализации в России, ориентация российской экономики на шестой технологический уклад, потребуют значительных инвестиций как в производство, так и в систему профессионального образования, которая должна стать проектантом, проводником передового опыта организации производства и поставщиков инженеров 5-го и 6-го технологических укладов – сертифицированного инженера.

 

Список литературы

1.        Каблов Е.Н. Шестой технологический уклад. [Текст] //Наука и жизнь, 2010. № 4.

2.        Паршин М.А., Круглов Д.А. Переход России к шестому технологическому укладу: возможности и риски. [Электронный ресурс]. // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues  /2014/05/33059.