25 февраля 2017г.
Особое внимание педагогов медицинских университетов занимает проблема сохранения и дальнейшего формирования мотивации к получению профессиональных компетенций. Об этом не устают говорить коллеги друих медицинских университетов[1, 4]. Исследования нашей кафедры биохимии когнитивных и творческих способностей студентов, развития профессиональных компетенций врача- стоматолога образовательного уровня «специалитет» при изучении клинической биохимии изложены в статьях [2,3].
Цель исследования. Изучение особенностей мотиваци студентов – стоматологов при изучении дисциплинарных модулей «Клинической биохимии».
Материалы и методы исследования. Проведено добровольное анонимное анкетирование студентов 2 курса, обучающихся по «Образовательной программе высшего образования специалитета по специальности 31.05.03. Стоматология». Участвовали 70% студентов списочного состава. Результаты анкетирования обработаны в программе Microsoft Excel STATISTICA. Для выявления мотивации изучения ряда модулей дисциплины «Клиническая биохимия» использован расчет коэффициентов парных корреляций по результатам ответов на анкеты.
Обсуждение результатов. В основу проведенного исследования положены оценки баллами от 1 до 5 вопроса «уверенность в правильном выборе профессии» и вопросов анкеты, котоые соответствовали формулировке модулей дисциплины. Полученные результаты выглядят обнадеживающими: средний балл выбора профессии -4,34 (5 баллов поставили- 48%, 4 балла-40%, 3 балла-10%, 2 балла-2%). Студенты оценивали по направлениям: «мне интересно» и «нужно для профессии» значимость в учебном процессе 4 дисциплинарных модулей в последовательности, соответствующей их изучению. В табл.1 представлены средние баллы оценки модулей.
Таблица 1. Дисциплинарные модули и средние баллы оценок
№
|
Изучаемый модуль в дисциплине «Клиническая биохимия
для стоматологов»
|
Средний балл
|
интересно
|
Нужно для
профессии
|
1
|
Методы биохимических исследований в клинической
лабораторной диагностике для стоматологов.
|
3.8*
|
3,9**
|
2
|
Биохимические исследования состава крови и слюны
|
4.1
|
4.1
|
3
|
Биохимия противокариозных средств
|
4.2
|
4.6
|
4
|
Клинические биохимические исследования (заболевания
полости рта)
|
4.4*
|
4.6**
|
Тенденция к увеличению оценки наблюдается по мере приближения содержания модуля к будущей деятельности стоматолога в направлении от «интересно» к « нужно для профессии» . Достоверное отличие (р < 0.05) между ответами на 1 и 4 вопросы «* мне интересно» и «**нужно для профессии» выявляет, что студенты воспринимают дисциплинаный модуль 4 по сравнению с модулем 1 как более важный для формирования компетенций Для дальнейшего анализа были отобраны анкеты только тех студентов, которые оценили свой выбор профессии на 5 баллов. Уверенность в правильном выборе профессии является, по-существу, главным условием высокой мотивации обучения будущей специальности и приобретения компетенций. Для оценки мотивации стоматологов при изучении дисциплины «Клиническая биохимия» существенное значение имеет выявление корреляционных отношений между изучаемыми модулями: насколько они воспринимаются студентами как интегрированные в едином учебном процессе познавания. С этой целью были проведены расчеты парных корреляций по всем ответам анкеты. Нумерация модулей в табл. 2 соответствует нумерации в табл.1. Если два явления статистически достоверно коррелируют друг с другом, и если при этом есть уверенность в том, что одно из них может выступать в качестве причины другого явления, то отсюда определенно следует вывод о наличии между ними причинно-следственной зависимости [5].
Таблица 2. Коэффициенты парных корреляций ответов «интересно» / «нужно для профессии»
К корреляции
|
Модули (№№)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
К интересно/ нужно для профессии
|
+ 0.84
|
+ 0.81
|
+ 0.77
|
+ 0.55
|
В нашем исследовании высокая корреляция между мнением студентов «интересно/ нужно для профессии» выявлена для дисциплинарных модулей 1-3, и средняя для модуля 4, который, по нашему представлению, среди остальных в наиболее полной мере включается в создание профессиональных компетенций. Далее был проведен расчет парных корреляций для выяснения связей между другими параметрами опроса. Достаточно важно и перспективно для организации учебного процесса было уяснить, как интерес к отдельным модулям определяет интерес к другим, как в одном модуле ответы «интересно» и понимание «нужно для профессии» определяют аналогичный выбор в другом модуле. Коэффициенты корреляции представлены в табл. 3.
В отношении интереса студентов высокая связь К=+0.73 обнаружена между двумя модулями «Методы биохимических исследований в клинической лабораторной диагностике для стоматологов» и «Биохимические исследования состава крови и слюны». Такая же сильная связь К= +0,76 характеризует, что студенты мотивированы на изучение обоих разделов и считают, что они нужны для профессии.
Таблица 3. Коэффициенты парных корреляций (К) ответов «интересно/интересно» и «нужно для профессии» /«нужно для профессии»
Коэффициенты (К) «интересно / интересно»
|
К
|
Значение
|
К
|
Значение
|
К (1/2)
|
+ 0, 73
|
К (2/3)
|
+ 0.41
|
К (1/3)
|
+0.52
|
К (2/4)
|
+ 0.37
|
К (1/4)
|
+ 0.13
|
К (3/4)
|
+0.41
|
Коэффициены (К «нужно для профессии / нужно для профессии»
|
К (1/2)
|
+ 0. 76
|
К (2/3)
|
+ 0.13
|
К (1/3)
|
+0.13
|
К (2/4)
|
+ 0.28
|
К (1/4)
|
+0.28
|
К (3/4)
|
+0.36
|
Действительно, содержание первого модуля создает базу знаний для последующего, а биохимические исследования состава крови и слюны обсуждались не только в программе данной дисциплины, но и базовой «Биологическая химия – биохимия полости рта». Низкая корреляция «интересно» обнаружена между модулями 1 /4 и 2/4 (К =+ 0.13 и К=+ 0.37). Студенты не выявили связи, что дисциплинарные модули «Биохимия противокариозных средств» и
«Клинические биохимические исследования в практике врача стоматолога (заболевания полости рта)» нельзя полноценно освоить без знаний биохимических исследований состава крови и слюны, а в профессиональной деятельности обходиться без клинико–лабораторных исследований для оценки состояния больного. К сожалению, реально в практике современных стоматологов это направление биохимической лабораторной диагностики используется только в плане научных исследованиях, и крайне редко в клинической практике.
Выводы. Студенты выставили высокие баллы предложенным к обсуждению модулям. Но эти баллы не отражают мотивации в комплексном изучении названных разделов дисциплины. Расчет парных корреляций позволил выделить основные направления педагогической деятельности для создания интегрированных представлений, которые необходимы для создания профессиональных компетенций, и в настоящее время не нашли достойного понимания у студентов, оценивших свой выбор профессии на 5 баллов.
Список литературы
1. Агранович Н.В., Ходжаян А.Б, Кошель В.И., Гевандова М.Г. Развитие мотивации формирования профессиональной готовности обучающихся медицинских вузов // Фундаментальные исследования.– 2015. – № 2-3. – С. 572-576.Режим доступа: URL: https://fundamental-research.ru/
2. Гаврилов И.В. Лукаш В.А., Каминская Л.А., Мещанинов В.Н. Развитие когнитивных и творческих способностей студентов при изучении теоретической и клинической биохимии// Материалы Х Международной научно-практич. конференции 07-15мая Европейская наука-ХХ1 век.- Прага - 2014.- том 23. С. 65-68.
3. Каминская Л.А Дисциплина «Клиническая биохимия» в создании профессиональных компетенций образовательного уровня «специалитет» врача-стоматолога // Всероссийский конгресс «Стоматология Большого Урала» Сборник статей.- Екатеринбург.- 2015.- С. 164 – 166.
4. Паина Л.И., Неволина В.В., Самоделкина Т.К. Специфика профессиональной мотивации студентов в социокультурной среде медицинского вуза // Дискуссия. Педагогические науки .-2014. выпуск 6(4) Режим доступа URL: http://www.journal-discussion.ru/publication.php?id=1126.
5. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения. Учебное пособие для практических занятий / Под ред. В.З. Кучеренко. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 256 с.