Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МЕДИАУРОКА

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
23 февраля 2018г.

 Сегодня в условиях информатизации образования важное значение имеет не только высокий уровень квалификации специалиста, но и определенные профессионально значимые качества, повышающие его конкурентоспособность и способствующие формированию умения быстро осваивать новые медиатехнологические средства [1].

Успешность профессиональной деятельности педагога определяется: 1) правильной формой вербального взаимодействия учителя с учениками, что позволяет достигнуть желаемых результатов и комфортности процесса образования [4]; 2) уровнем сформированности медиакомпетентности, позволяющей продуктивно осуществлять педагогическую деятельность с активным использованием средств медиатехнологий [2].

В настоящее время средства мультимедиа широко используются в теории и практике школьного образования, в учебной (урочной и внеурочной) и во внеучебной (внеклассной и внешкольной) деятельности, позволяя повысить эффективность образовательного процесса.

Урок с применением медиасредств (медиаурок), как и любой традиционный урок, имеет свои три основополагающих задачи: образовательную, развивающую, воспитательную.

Основной эффект от использования медиасредств с точки зрения образовательной задачи достигается за счет наглядности, выразительности и информационной емкости учебных материалов, представляемых учащемуся через компьютеры, а также за счет обеспечения возможности индивидуализации учебной работы.

Развивающая задача урока обеспечивается формированием и развитием у школьников новых логических приемов решения задач: использование медиасредств позволяет усилить познавательную активность учащегося, повысить его интерес к процессу обучения, выявить его способности.

Использование компьютера при реализации воспитательной задачи предполагает создание игровых и проблемных ситуации, в ходе которых принимаются решения, основанные не только на знаниях и умениях, но и на тех морально-этических принципах, которые закладываются в сознании ученика всем ходом учебного и воспитательного процесса.

Современными учеными и практиками выделены основные требования к медианаглядности, которые в обобщенном виде представлены нами следующим образом:

–           ориентация на развитие мотивации обучения, что позволяет вызывать интерес и увлекать познавательной деятельностью, организовать проблемные ситуации;

–           доступность, то есть соответствие возрастным особенностям учащихся;

–           содержательность с позиций современной науки и с позиции передачи смысловой полноты теоретического материала;

–           интерактивность, которая позволяет создавать для школьников обучающие ситуации с помощью визуальных тестов, организовывать коммуникативные ситуации и обратную связь;

–           дозированность использования информации и наглядности;

–           эргономичность,     обеспечивающая    целесообразное    восприятия     материала    и     работу    с физиологической и психологической сторонами личности школьника.

С учетом возрастных и психологических особенностей школьников, а также представленных выше требований и опираясь на дидактические, психологические, гигиенические требования к уроку, учитель создает программу управления деятельностью учащихся, т.е. проектирует урок [3].

На первом этапе проектирования формулируются цели, которые должны быть конкретными и направленными на продвижение учащегося по ступеням от знания через понимание к творческой деятельности и затем к уровню развития личности.

Планирование результатов обучения, определение главных задач урока – следующий этап проектирования.

Любая задача урока может быть решена на четырех уровнях усвоения [3]:

–           онтологический уровень («знать») – уровень знакомства и понимания основных теорий, концепций, идей;

–           поведенчески-деятельностный уровень («уметь») – уровень применения теорий для решения типовых (стандартных) задач;

–           уровень способностей («владеть») – уровень освоения и применения способов деятельности, мыслительных стратегий для решения нестандартных задач;

–           смысловой уровень («быть») –      уровень развития способностей, позволяющих     решать стратегические проблемы, и создавать отношение к миру, делу и себе самому.

Далее выбираются методы обучения и отбираются подходящие организационные формы обучения.

Разработка структуры урока – важнейший этап проектирования, на котором будущий урок оформляется в виде документа. При проектировании содержательного наполнения урока следует определить: что необходимо рассказать ученикам, что они изучат самостоятельно, какие необходимо задать вопросы, какие задачи предложить на разных этапах деятельности для коллективной, групповой, индивидуальной работы, какие задания дать на длительные сроки, как контролировать успешность процесса и др. [3].

Следующий этап заключается в обдумывании организационной схемы урока, отборе средств обучения, приемов педагогической техники.

Последний этап проектирования связан со стилем урока: музыкальное сопровождение урока, изменения в оформлении учебного помещения и др.

По своим целям и структуре урок является гибкой формой организации занятий, поэтому в проектируемый урок необходимо закладывать возможность постоянного расширения и обновления его системы задач и средств их достижения.

На основе рассмотренных выше положений нами разработана модель урока закрепления знаний по теме «Действия с информацией» по учебнику «Информатика» (авторы С.Н. Тур, Т.П. Бокучава).


Модель медиаурока по теме «Действия с информацией». 3 класс

 

Этапы занятия

Время

Организационный момент: приветствие, напоминание основных правил

техники безопасности в кабинете. Определение темы и целей урока. Мотивация учащихся.

 

3 мин.

Повторение изученного материала:

35 мин.

·                  Работа с интерактивной доской

20 мин.

·                  Физкультминутка

3 мин.

·                  Работа за компьютерами

10 мин.

Подведение итогов урока. Рефлексия

5 мин.

Обсуждение домашнего задания

2 мин.

 

Основное внимание на уроке уделяется использованию интерактивной доски, работа с которой позволяет: 1) повысить наглядность, 2) упростить работу учителя по изготовлению раздаточного материала.

В рамках данного урока можно воспользоваться следующими функциями интерактивной доски:

–           «шторка», за которой учитель может скрыть правильные ответы на вопросы, по мере оглашения которых учитель сдвигает «шторку».

–           «перемещение объектов», например, в тех случаях, когда необходимо расположить объекты в нужной последовательности.

Такое проектирование требует создания практических рекомендаций для учителя, готовящего медиаурок. Нами разработаны следующие рекомендации:

Во-первых, следует учитывать тот факт, что медиаурок имеет свои методические возможности:

–           повышение эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности; появление возможности моделировать объекты и явления;

–           возможность научить школьников применять компьютерную технику для решения учебных и трудовых задач за счет практической обработки учебной информации на компьютере;

–           организация индивидуальной работы школьников, развитие их познавательной самостоятельности и творчества;

–           повышение мотивации к учению, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;

–           формирование навыков работы с информацией, способствуя формированию информационной культуры и медиакомпетентности школьников.

Во-вторых, необходимо умелое сочетание традиционных и современных информационных средств обучения.

В-третьих, технология медиаурока должна содержать в себе четко структурированную учебную информацию в текстовом виде, множество наглядных изображений в виде схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабженных анимационными и звуковыми эффектами. При этом и компьютер, и программы должны быть органично взаимосвязаны с другими составляющими процесса обучения: целями и задачами урока, содержанием, формами и методами обучения, взаимодействием учителя и учащегося.

При разработке медиаурока в триаде задач (образовательных, воспитательных, развивающих) необходимо дополнительно выделять задачи по формированию информационной культуры, а также помнить о санитарно-гигиенических нормах при непрерывной работе за компьютером. Для учащихся 1-х классов – 10 мин, 2-5-х классов – 15 мин, 6-7-х классов – 20 мин, 8-9-х классов – 25 мин, 10-11-х классов – 30 мин.

Медиаурок позволяет разнообразить формы работы учащихся: она может быть организована фронтально – просмотр видео фрагментов, наблюдение за изменениями объектов; индивидуально – выполнение практических работ, решение задач; малыми группами – выполнение общего учебного проекта, постановка модельного эксперимента и др.

При проведении медиауроков целесообразно использовать и разнообразные методы контроля: устный и письменный опрос, контрольная работа, самоконтроль и самооценка, тестовое или контрольное задание, вопросы и проблемные ситуации, машинный инструктаж и контроль, благодаря чему можно получить быструю и объективную оценку результатов и организовать их оперативную коррекцию.

Таким образом, целесообразность использования медиасредств на уроке объясняется следующим:

1.              недостаточное количество информационного материала в существующих учебно- методических пособиях (в учебниках нет определенных иллюстраций, схем, текстов и т.д.);

2.              эффективность индивидуального подхода к работе учащихся на данном этапе урока;

3.              интенсификация учебно-воспитательного процесса (уменьшение времени подачи материала);

4.              повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;

5.              развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности;

6.              повышение интереса к изучаемому предмету и к теме;

7.              возможность осуществления педагогической поддержки с помощью медиасредств.

В заключении отметим, что использование на уроках медиасредств с каждым годов возрастает в силу того, что эти средства позволяют учесть принцип дифференцированного обучения, возрастные и психологические особенности детей, повысить интерес учащихся к процессу обучения, способствовать воспитанию самостоятельности школьников и обеспечить взаимосвязи в системах «ученик – ученик», «ученик – ПК», «ученик – ПК – учебная книга», «учитель – ученик – ПК».

 

Список литературы

 

1.        Мулдашева С.В. ИКТ-компетентность педагога в условиях информатизации образования // Информатизация образования: тенденции, перспективы, инновации: материалы Междунар. научно- практ. конф. М.: АНО «ИТО», 2015.

2.        Мулдашев Р.М., Мулдашева С.В. Структура медиакомпетентности будущего педагога // Информационные технологии в образовании: материалы IX Всерос. научно-практич. конфер. Саратов: ООО «ИЦ «Наука», 2017.

3.        Протченко Н.А. Рекомендации педагогам при подготовке урока с использованием средств ИКТ [Электронный ресурс] // Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой – PEDSOVET.SU: [Электронная газета]. Зима 2010-11. Выпуск 7.

4.        Шитов Д.Г. Социальная среда как воспитательный фактор в сфере физической культуры/ Формирование физической культуры и культуры здоровья учащихся в условиях модернизации образования: сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета. 2017. С. 158.