Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕПАРАТА-МАКЕТА КАК ФОРМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В КРАСГМУ

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
25 февраля 2017г.

Ежегодно в стенах Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого проводится конкурс морфологических препаратов имени профессора М. Г. Привеса. Цель конкурса - развитие научно-исследовательской деятельности обучающихся и сохранение традиций Университета. Организаторами конкурса являются Научно- образовательный центр «Молодежная наука» Университета, НОЦ «Морфология и физиология здорового человека»: кафедра анатомии и гистологии человека.

Конкурсные работы могут быть выполнены в различных форматах: анатомический или гистологический препарат, стенд, наглядное или электронное пособие, макет, муляж и т. д.. Обязательное требование к участникам – средний балл текущей успеваемости и практических навыков по дисциплинам «Анатомия» и «Гистология, эмбриология, цитология» должен быть не менее 4 баллов. [1, 2]

Нами, как форма создания учебного морфологического препарата, был выбран – макет, так как обучающиеся могут использовать его как при подготовке к занятиям, так и при формировании своего ответа на занятиях во время опроса.

Целью нашей работы является создание макета - препарата «Поджелудочная железа», отражающего гистологическое строение органа. На нем мы представили орган в поперечном разрезе, сделали акцент на строении ацинуса поджелудочной железы, который является структурно-функциональной единицей экзокринной части железы, и островка Лангерганса, представляющего собой эндокринную часть.

Выбор был сделан в пользу данного органа вследствие того, что на примере поджелудочной железы можно изучить принципы строения как желез экзокринной, так и эндокринной секреции.

Для достижения цели нам необходимо было выполнить следующие этапы:

1.        Изучение информации по данной теме.

2.        Создание эскиза.

3.        Выбор материалов для макета.

4.        Изготовление макета.

Рассмотрим каждый из них:

На первом этапе мы структурировали теоретическую информацию. Нами были изучены различные источники: учебники, атласы, микропрепараты.  [3, 4, 5] В результате выделены следующие компоненты строения поджелудочной железы:

·          соединительнотканная капсула;

·          паренхима – разделена на дольки, между которыми проходят соединительнотканные тяжи с кровеносными сосудами, нервами и выводными протоками;

·          строма – ретикулярные волокна (разновидность коллагеновых волокон);

·          экзокринная часть - панкреатические ацинусы (секреторные отделы и вставочные протоки), выводные протоки;

·          эндокринная часть – представлена островками Лангерганса, образованными различными видами клеток-инсулоцитов (A-, B-, D-, D1-, PP-клетки)ю

На следующем этапе работы мы изучили фотографии микропрепаратов поджелудочной железы, схемы и рисунки данного органа. На основе обработанных данных создали собственный эскиз: мы представили общий вид поджелудочной железы, островок Лангерганса и ацинусы в продольном и поперечном срезах.

Третий этап – выбор материалов для выполнения макета.

Для изготовления макета поджелудочной железы была использована модельную массу на основе глины, которая проста в использовании,  затвердевает на  воздухе и не  требует запекания в печи. Для окрашивания макета мы подобрали оптимальные цвета – розовый, фиолетовый, синий, красный (соответствуют красителю гематоксилин-эозин). Соединительнотканная капсула и строма органа окрашиваются оксифильно, поэтому для них мы использовали розовые оттенки. Базальную часть клеток ациноцитов мы раскрасили фиолетовым цветом, а апикальную – розовым. Ядра клеток базофильны, поэтому для них мы также использовали фиолетовый цвет. Использовали акриловые краски, так как они отвечают эстетическим требованиям, яркие, долговечные. Изготовленные детали макета мы покрыли акриловым глянцевым лаком. В качестве основы была выбрана рама со стеклом размером 50х40.


Последним этапом работы стало непосредственно изготовление макета. Сначала мы сделали основу из модельной массы. Для макета нам необходимо было сделать шесть деталей: общий вид железы, фрагмент с островком Лангерганса, ацинус в продольном и поперечном разрезе, два вставочных протока (вид сверху и в разрезе). Затем карандашом нанесли рисунок компонентов паренхимы и стромы органа. Далее раскрасили макет акриловыми красками и склеили необходимые детали друг с другом (вставочные протоки и ацинусы). Выбрав наилучший вариант, мы разместили детали на стенде и оформили подписи. 


Рис. 2. Этап работы – поджелудочная железа в разрезе

В процессе изготовления макета у нас возникли трудности с подбором оттенков, соответствующих окраске гематоксилином-эозином. Так как акриловые краски имеют небольшой выбор цветов, мы смешивали их, чтобы получить нужный оттенок. Также необходимо было точно учесть размеры, форму и соотношение клеток, что тоже вызвало небольшие затрудненияв работе. Особенностью клеток-ациноцитов является условное разделение цитоплазмы на зимогенную (оксифильную) и гомогенную зону. Вставочные протоки заходят внутрь секреторного отдела и образуют второй слой клеток, называемых центроацинозными клетками.

Отображение данных  фактов явилось сложностью в изготовлении  макета. Небольшие размеры клеток железы потребовали долгой и кропотливой работы над ними.

Рис. 3. Готовый макет.

Итогом     нашей     работы    стал     макет «Поджелудочная железа», с помощью которого студенты смогут наглядно изучить гистологическое строение данного органа. Работа над этим макетом дала возможность проявить свои навыки и умения как в работе с литературой, так и развить творческие качества, сопоставление наглядного отображения текстовому описанию, улучшить навыки микроскопирования и описания микропрепаратов.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.        Шеломенцева О.В., Иванова А.К., Трубинский А.А. Создание учебного видеоматериала как форма самостоятельной работы студентов в КрасГМУ//Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии. / Сборник научных трудов по итогам международной научно- практической конференции. № 3. г.Омск, 2016. С. 136-138.

2.        Шеломенцева О.В., Снеткова В.А. Создание препарата-макета "Гистогематические барьеры в половых железах" как форма самостоятельной работы студентов в КрасГМУ // Тенденции развития психологии, педагогики и образования. - Г. Казань, ИЦРОН.- 2016.- С.74-76.

3.        Кузнецов С.Л.,  Мушкамбаров Н.Н.  Гистология, цитология,  эмбриология: Учебник для мед.вузов. – М.: ООО «МИА», 2005 – 600 с.

4.        Юшканцева С.И., Быков В.Л. - Гистология, цитология и эмбриология. Краткий атлас. Учебное пособие для студентов медицинских ВУЗов. С-П.: Издательство "П-2", 2006. -96 с.:248 ил.

5.        Гистология, эмбриология, цитология: учебник для вузов. /Под ред. Э.Г.Улумбекова, Ю.А.Челышева - 3-е изд., - 2009. - 480 с.