Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИЗУЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ НА ПРИМЕРЕ СТИХОТВОРЕНИЯ НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА РЫЛЕНКОВА «НЕТ, ВОЛШЕБНЫЕ РУССКИЕ СКАЗКИ НЕ ЛГАЛИ...»

Авторы:
Город:
Белгородская область
ВУЗ:
Дата:
22 февраля 2020г.

Николай Иванович Рыленков – знаменитый русский писатель, в творчестве которого гениально воспроизведена народная поэзия, тесно связанная с повседневной реальностью окружающего нас мира.

Несомненно, фольклорные мотивы и элементы присутствуют в творениях многих писателей. Например, всеми известный Александр Сергеевич Пушкин создал в поэме «Руслан и Людмила» потрясающий сказочный мир, образность которого складывается из фольклорных мотивов. Пушкин словом оживляет персонажей народной поэзии, что придает его произведениям национальный характер. Другой, небезызвестный советский актер, поэт и писатель Леонид Андреевич Филатов в своей сказке «Про Федота- стрельца, удалого молодца» также обращается к народным образам. В отличие от А.С. Пушкина, Л.А. Филатов прибегает к фольклорным традициям, чтобы перенести и спроецировать всю злободневность окружающей среды на мир сказочных героев. Как мы видим, обращаясь к народной мудрости, каждый творец художественного произведения преследует свои цели. Так какой же смысл фольклорной традиции в творчестве Николая Рыленкова? Этот вопрос мы постараемся осветить, опираясь на стихотворение «Нет, волшебные русские сказки не лгали».

Обращаясь к фольклорным жанрам, Н.И. Рыленков ищет и находит в них выношенную веками народную мудрость, расшифровывает их иносказательность. Стихотворение «Нет, волшебные русские сказки не лгали» изображает нам взаимодействие сказочного мира с миром реальным, миром будущего. Обратим внимание на название данного лирического произведения: «Нет, волшебные русские сказки не лгали». Слово «сказка» само по себе имеет значение фантастического рассказа. Известно, что основа сказки – вымысел. Но тут же мы вспоминаем цитату из творческого наследия Александра Сергеевича Пушкина: «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». То есть, заголовок стихотворения Рыленкова указывает на то, что в волшебных сказках так или иначе отражается реальность, отражаются мечты и представления об идеальном укладе жизни. Именно эта тема (связь вымысла и реальности) и раскрывается Николаем Рыленковым в своем стихотворении.

Сочинителей фантастических рассказов Рыленков именует «провидцами», людьми, которые способны узреть невидимые для других вещи духовным или внутренним зрением. Как в вымышленном мире «не вечно<…>злой старик будет счастье держать под замком», так и в реальности зло, бесчестие, жестокость, подлость, ненависть, насилие рано или поздно падут перед нравственным началом народа. И придет тот самый «русский сметливый парень», который выстоит, сдюжит перед натиском бесчестия. Вспомним хотя бы страшные годы Великой Отечественной войны. Кто защищал, кто ложился под танки, кто кровью и потом выгрыз долгожданную победу, кто вырвал свое государство из лап фашизма (того самого Кощея)? Так вот он, вот! Тот самый «русский сметливый парень, что слыл простаком». А сколько таких страшных битв было в истории нашего государства? Разве теперь мы можем назвать сказки «враньем»? Нет, волшебные русские сказки не лгали!

Лирический герой задается вопросом: «Как бы прадеды наши жили, если бы не сложили волшебных сказок, чем бы согревали свои сердца?». Действительно, сейчас уже трудно себе представить культуру и историю Руси без фольклора. Что же еще может так точно, емко и полно описать жизнь наших предков? Конечно, фольклор. Сказки – своеобразное вечное послание потомкам. Сколько зла не причиняй, добро восторжествует. Так зачем же совершать бесчестные поступки, если нравственные помыслы и деяния восторжествуют? Вот она – идея стихотворения Николая Рыленкова. Лирический герой, действующий на фоне сказочного мира и сказочных образов, напомнил нам о том, что ответы на все жизненные вопросы хранятся в истории. Все, что происходило, происходит и будет происходить, все это уже отражено в далеком прошлом. Предки оставили нам сказки (те самые ответы): «Мы от тайн вековых отыскали ключи»,

«Мы от предков своих получили в наследство Жар мечты. Остальное зависит от нас». Действительно, остальное уже в наших руках, только нам распоряжаться этой жизнью и творить историю.

В связи с выше написанным, мы можем сделать вывод о том, что стихотворение Рыленкова «строится» на следующих мотивах: мотив времени (связь сказки с реальным прошлым и будущим), мотив жизни и смерти (вечная жизнь нравственных категорий, неизбежная смерть всего злого), мотив испытания (в сказках герой обязательно проходит испытание, за которое потом получает награду, а сколько таких испытаний встречает человек в реальности).

Становится понятным, что стихотворение Николая Рыленкова «Нет, волшебные русские сказки не лгали» в жанровом определении относится именно к философской лирике, потому велико присутствие размышлений о смысле бытия.

Для раскрытия темы Рыленков избрал поэтическую форму. Такая форма в высшей степени способна воссоздавать живой поэтический голос и личную интонацию автора. Чтобы придать сказанному особую важность, величие и серьезность поэт обращается к такому стихотворному размеру как анапест. Отметим, что в произведение написано перекрестной рифмовкой.

Также интересно это стихотворение и с точки зрения «внешней составляющей». Безусловно, это те элементы, которые придают любому произведению уникальность – средства выразительности. Для того чтобы создать атмосферу сказочной таинственности при чтении произведения вслух, автор прибегает к аллитерации. На протяжении всего стихотворения явно выражено повторение согласных «С», «З», «Ж»: «волшебные», «русские», «слагали», «живет», «простаком», «слыть» и т.д.

Конечно, невозможно себе представить художественное произведение без эпитетов. Именно в них и заключается вся красота и обилие русского языка. Какие же эпитеты встретились нам в стихотворении Рыленкова? «Сметливый парень», «руки добрые» (отсылка к постоянным сказочным словесным формулам, которые сочетаются с инверсией), «прадеды суровые», «небом скупым».

Известно, что в русских народных сказках используется прием инверсии («ножи булатные», «котлы чугунные», «красна девица»). Стихотворение Николая Рыленкова «Нет, волшебные русские сказки не лгали» не исключение. Инверсия необходима Рыленкову для создания ритмизации, напряженности, архаичности и иносказательности. Примеры данного приема в стихотворении: «в руки добрые гусли возьмёт самогуды», «как бы прадеды наши суровые жили», «срок желанный придёт».

Также мы встречаем и риторические вопросы, которые задает лирический герой не с целью дать или получить на него ответ, а с целью эмоционального воздействия (четвертая и пятая строфы).

Используя богатства и возможности русского литературного языка, Николай Иванович Рыленков смог создать стихотворение, которое и формой, и содержанием перемещает читателя мир сказок.

Конечно, важно понимать и помнить, что сказка – не всегда подлый вымысел. Наоборот, фантастические рассказы – это та самая вечная ниточка, которая тянется с древнейших времен, которая соединяет поколения.

Проанализировав стихотворение Николая Рыленкова «Нет, волшебные русские сказки не лгали», мы и приходим к выводу, что наши предки выражали в сказках не просто какие-то мысли, мировоззрения, образы или идеи. В сказках, помимо сюжетов и персонажей из других реальностей, всегда присутствовал некий посыл, многовековые знания, уроки. А остальное зависит от нас.

 

Список литературы

 

1.        Пушкин А.С. Сказки Пушкина [Текст] / А.С. Пушкин // Просвещение. – Москва, 2015. – 128 с.

2.        Русский фольклор: Учебное пособие. 3 е изд. [Текст] / Отв. редактор В.П. Аникин. – Москва. – 2007.–544 с.

3.        Рыленков И.В. Сборник стихотворений [Текст] / И.В. Рыленков // Советская Россия. – Москва, 1984.– 388 с.