Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ КРОСС – КУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

Существование любого общества невозможно без принятия его членами ценностей и норм, обусловленных конкретными сложившимися историческими и социальными условиями. В данный момент развития общества актуальным становится не принятие индивидами доктрины идеологии страны, а отражение в личностном развитии ценностей той культуры к которой принадлежит индивид. Это понимание наиболее точно подтверждается практикой общественной жизни, историей человеческой цивилизации, накопленным социальным опытом множества поколений.

О социокультурном развитии воспитанников дошкольной образовательной организации в последнее время говорится много как на научном, так и на нормативном уровне. Так, нормативный документ, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в качестве приоритетов системы дошкольного образования определяет приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей[6]. Педагогическая наука (Е.В. Бондаревская, Л.П. Буева, О.С. Газман, Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, М.С.Каган, В.А.Конев, Н.Б.Крылова, Д.С.Лихачев, В.А. Сластенин и др.) определяет социокультурное развитие, как процесс воспитания социально-значимых личностных качеств: инициативы, самостоятельности, ответственности в принятии решений, гражданской ответственности, гуманности, духовности, в ходе которого происходит приобретение знаний о социальных нормах и культурных ценностях, это взгляд на культуру, как на определяющий фактор развития человека и общества на основе местного, хорошо знакомого: местных обычаев, традиций, национальной культуры того региона и того общества в котором живёт ребёнок. Образование, на основе социокультурного развития, учитывает территориально – географические, культурные, этнорегиональные особенности, местный опыт.

Однако, реалии нашего времени таковы, что в образовательный процесс дошкольной организации включены дети не только той местности, того региона, где находится детский сад, но и дети - мигранты, прибывшие из других, возможно, отдалённых территорий. У мигрантов иная культура (инокультура), иные обычаи, традиции, религия, возникают вопросы, как познакомить детей с пересечением различных культур или с кросс - культурой. Термин «кросс - культура» в переводе с английского - «Cross Culture», означает «пересечение культур» [2].

Кросс - культурными исследованиями в отечественной науке стали заниматься сравнительно недавно, лишь в конце XX века, ранее, данным направлением занимались западные учёные. В основном, их исследования касались выявления уровней развития культурной грамотности населения из различных национальных групп и её зависимости от условий жизни и образования (С.Мендус, Р. Челикани). В советский период развития отечественной науки кросс – культурные исследования не проводились, считалось, что в союзе суверенных республик нет проблем межнационального взаимодействия. На современном этапе развития отечественная наука исследует кросс - культурное развитие в рамках социокультурного развития, по мнению некоторых учёных (А.Г.Асмолов, П.К. Гречко,). служит целям «единства разнообразия».

Впервые термин «кросс - культура» появился в антропологии, как обозначение этнической принадлежности народов разных культур, затем, в психологии, как метод научного исследования по изучению сходств и различий индивидов, принадлежащих к разным культурным и этническим группам, затем, в социологии, как исследование социальных структур повседневности, которые характерны для разных сообществ людей и которые отражают типичные для них, глубоко ускоренные и неосознаваемые культурные паттерны[3]. Кросс - культурные понятия, такие, как «кросскультурные коммуникации», «кросскультурный менеджмент» были неотъемлемой частью экономического менеджмента, означали формирование умения менеджеров вести межнациональный диалог, выстраивать профессиональные отношения на знании инокультур. Подобные знания необходимы в сфере бизнеса для профилактики конфликтов, когда  одно и то же  выражение люди разных национальностей могут понимать по - разному: одни воспринимают как шутку, другие – обижаются, третьи принимают как серьёзное, деловое обращение.

В педагогике кросс - культурное знание возникло как междисциплинарное направление исследований культурной социализации индивида, связанной с воспитанием, развитием личности ребёнка.

На современном этапе развития образования, технологии кросс - культурного развития служат средствами развития толерантности у подрастающего поколения, формированию межнационального диалога культур, профилактики межэтнической и межнациональной напряжённости, «созданию условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащим к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям» [6]. Кросс - культурные технологии в дошкольном образовании должны базироваться на ведущих принципах, обозначенных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: амплификации детского развития, индивидуализации образования, субъектной позиции участников образовательных отношений, поддержке детской инициативы и др. С этой точки зрения, к одной из эффективных форм кросс - культурного образования детей дошкольного возраста можно отнести современную педагогическую технологию программы «Сообщество», в которой с успехом реализуются все перечисленные принципы. Философия программы основана на гуманистических принципах, подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития [7]. Образовательная деятельность технологии программы «Сообщество» осуществляется в соответствии с организацией различных предметных сред – «центров активности», по темам, выбранным самими детьми в соответствии с различными видами детской деятельности: коммуникативной, познавательно - исследовательской, ознакомления с художественной литературой, конструированием и др. Центры могут быть представлены: центром кулинарии, искусства, строительства, драматизации, литературы, математики, музыки, естествознания. Воспитателям и родителям (могут быть непосредственными участниками технологии) остаётся заполнить центры необходимыми материалами и оборудованием. Технология предусматривает освоение одной темы в течение дня или недели, до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к выбранному содержанию. В процессе утреннего «группового сбора», дети самостоятельно выбирают интересующие их центры и перемещаются по ним в течение всего времени пребывания в группе, пока не получат всю исчерпывающую информацию. Центры активности дают возможность самостоятельно индивидуализировать образовательный процесс, исходя из навыков и интересов детей. Например, в центре искусства, один ребенок будет рисовать национальный костюм, а другой сделает его способом аппликации. В центре настольных игр один построит дом для жителей юга из деревянных кубиков, а другой предпочтет картонную постройку  из двадцати  пяти частей. Педагоги  в технологии присутствуют в качестве консультантов и координаторов деятельности детей. Виды центров активности могут изменяться в зависимости от интересов и потребностей детей, например, в рамках темы «Мы – разные», ориентированной на кросс - культурное развитие, могут появиться следующие центры: «Жители севера (юга, Урала и т.д.)», «рукоделье народов севера (юга, Урала и т.д.)», «Одежда», «Посуда», «Средства передвижения в разных странах», «Кулинария разных народов» и т.д. Через освоение содержания центров активности, дети могут получить информацию об особенностях жизни, культуры, быта, традиций, занятиях, профессиях, условий жизни людей разных национальностей и делать это в соответствии со своими индивидуальными особенностями и способностями.

Занимаясь в центрах активности, дети учатся бесконфликтному взаимодействую со сверстниками, развивают навыки самоконтроля, самоанализа, т.к. после работы в центрах необходимо проанализировать и презентовать полученные результаты другим детям.

Таким образом, технологию программы «Сообщество» можно использовать в образовательном процессе дошкольной организации как педагогическую форму, ориентированную на кросс - культурное развитие дошкольников.

 

Список литературы

1.     Асмолов, А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности. М.: Вопросы образования, № 1, 2008.

2.     Берри, Д. Пуртинга А. Кросс-культурная психология. Исследования и применение. Пер с англ. Харьков: Гуманитарный Центр, 2007.

3.     Вербицкий, А.А. Жукова Н.В. Кросс - культурные контексты образования. Вестник МГУ. Серия Антропология человека. Выпуск 531, 2007.

4.     Гусева, Н.И.  Теоретические и методологические основы кросс – культурных исследований. Известия Иркутской государственной экономической академии. Выпуск № 3-4, 2003.

5.     Колосовская, Т.А. Теоретико – педагогические аспекты кросс культурного образования. Шадринск: ШПУ, 2007.

6.     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

7.     Хансен К. А., Кауфмани Р. К., Уолш К. Б., Программа «Сообщество», М.: 1999.