Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ “ДЕЛОВОЙ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК”

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 февраля 2018г.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры студентов, обучение практическому овладению иностранным языком.

Использование в обучении новых технологий, например, технологии обучения в сотрудничестве, помогает научить общению на иностранном языке, создать реальные жизненные ситуации (т. е. то, что называется принципом аутентичности общения), которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение. Технология обучения в сотрудничестве предусматривает такие активные формы, как диспут, пресс-конференция, дискуссия и ролевая игра.

Остановимся на вопросе использования ролевых (деловых) игр в процессе обучения деловому иностранному языку.

Ролевые игры на занятиях английского языка включены во многие учебники и пособия для изучения английского языка иностранных издательств. Учебник “Market Leader” (всех уровней) авторов David Cotton Falvey, Simon Ken также имеет соответствующий раздел“Skills”, в котором имеются задания для ролевых игр. Всем известно, что каждый урок в таком учебнике посвящен определенный теме, материал который необходимо усвоить и закрепить. Как правило, мы прибегаем к ролевой игре в самом конце изучения темы, с целью на практике закрепить приобретенные знания. К этому моменту вся необходимая профессиональная лексика и грамматические структуры уже усвоены, речевые образцы фонетически изучены.

Процесс организации ролевой игры включает три последовательных этапа: подготовку, проведение и подведение итогов. Чтобы организовать общение в рамках ролевой игры, необходимо сформировать определенные навыки в реальных условиях учебного процесса. Для этого мы используем раздел “Listening” (“Market Leader”). Прослушиваем реальные диалоги по определенной теме. Анализируем употребление клишированных фраз; интересных словосочетаний; тренируем обучаемых в умении реагировать на предложенные вопросы или утверждения; тренируем выражения этикетного характера; выражения, направленные на развитие навыков ведения разговора по телефону. Студентам предлагается диалог-образец (модель), который является основой для составления их собственных диалогов. Этапы работы с данным образцом:

- читаем диалоги по ролям, обращаем внимание на реплики, подлежащие усвоению;

-    читаем диалог с целью восстановить пропущенные реплики (complete the gaps);

-    отвечаем на вопросы по содержанию диалога, ведем беседу;

-    иногда сначала имитируем диалог-модель, воспроизводя реплики по ролям.

Далее наступает следующий этап-проведение. Распределяются роли и студенты приступают к составлению аналогичных диалогов, но в других ситуациях. К счастью, в учебнике, подробнейшим образом, дается описание конкретных ситуаций с подробнейшим заданием для каждого участника диалога или разговора. Студенты работают в парах или мини-группах (3-4 человека). Выделяется время на подготовку.

В ролевой игре общение должно быть организовано в соответствии с игровым заданием, авторы учебника предлагают конкретные сюжеты, конкретизируют задачу каждого участника, состав группы и содержание речевых действий.

Движущей силой говорения является мотив. Преподаватель может внести свою лепту в создание дополнительного мотива говорения, когда просит сохранить свои имена в качестве действующих лиц и представить себя в качестве реальных партнеров по бизнесу, некогда вместе учившимся в ВУЗе, например. Это оживляет творческий процесс, студенты охотнее готовятся и участвуют в ролевых играх.

Ролевые (деловые) игры формируют нравственную позицию, они позволяют имитировать ситуации, которые могут возникнуть в их будущей профессиональной деятельности.

И затем наступает третий этап – воспроизведение подготовленных диалогов и подведение итогов. Часто оцениваем работы вместе: преподаватель и студенты; говорим о плюсах и минусах; подводим итоги.

Большими преимуществами ролевой игры является то, что она является эффективным методом стимулирования речевого общения на иностранном языке даже менее подготовленных студентов, поскольку является коллективным видом работы; то, что ролевая игра предполагает подражание действительности; то, что этот вид работы закладывает основы коммуникативной компетенции, позволяющей осуществлять иноязычное общение студентов на занятиях, что является главной целью обучения иностранному языку.

Ролевая игра – это обучение в действии, в ролевой игре используется общий запас знаний и умений; во время ролевой игры имеет место эмоциональный подъем, что положительно влияет на качество обучения.

В 2015 году группа студентов 3 курса (7 человек), изучавших “Деловой английский язык” приняла участие в конкурсе “Open Your Mind”, который проводился издательством “Macmillan Education”. На конкурс было отправлено видео с записью подготовленной и воспроизведенной деловой игрой “ Management Meeting” со следующей повесткой дня:

1.       Chief Executive’s opening speech

2.       Main Findings. Each Head of Department will be invited to put forward his views on current situation.

3.       Business plan for the nearest future. To appoint people to be responsible for preparing detailed plan of actions.

Какие этапы подготовки имеют место в данном случае?

1.       Преподаватель дает установку по выбранной теме, помогает распределить роли, исходя из подготовленности студента как в языковом и профессиональном, так и в психологическом плане. У нас было 7 ролей: Chief Executive, his Deputy, Head of Sales Department, Head of Customer Service Department, Head of Marketing Department, Head of Engineering Department, Head of Personnel Department.

2.       Студенты совместно прописывают придуманную ими ситуацию по ролям. Действие в деловой игре проходит в одной из сфер профессиональной деятельности обучаемых. На данном этапе имеют место следующие отличительные особенности деловых игр:

- поэтапное развитие ситуации;

- наличие конфликтных ситуаций;

- обязательная совместная деятельность участников игры;

- контроль игрового времени (согласно требованиям конкурса);

- правила, регулирующие ход игры.

3.     Репетиция (отработка произношения, интонации, проверка знания выученного текста).

4.   Преподаватель подводит итог проделанной работы, исправляет и объясняет ошибки в тактичной форме. Среди основных критериев оценки игровых действий обязательны следующие критерии: эффективность совместной деятельности и соответствующего ей иноязычного общения; наличие сформированных в игре профессиональных иноязычных речевых навыков и умений; качественность исполнения ролевых предписаний; культура профессионального поведения и общения.

5. Запись деловой игры на видео и отправка этого видео на конкурс.

Подготовка и проведение ролевой (деловой) игры принесло огромное удовольствие участникам игры. А это является необходимым условием для достижения поставленных преподавателем целей.

В заключении надо сказать, что ролевая игра является перспективной формой обучения, доступной моделью иноязычного общения, а подобные конкурсы мотивируют обучаемых на активное использование имеющихся у них знаний предмета профессиональной деятельности и навыков иноязычной речи, поскольку все понимают, что владение иностранным языком есть, в определенный степени, залог успешности в карьере.

 

Список литературы

 

1.       Боришанская М.М. Использование деловых игр в процессе обучения иностранному языку. Вестник МГОУ №1. Москва, 2010

2.       David Cotton, David Falvey, Simon Kent “Market Leader”. Intermediate-Advanced, 3rd Edition. Longman

3.       Жилкина Р.И. Ролевые игры на уроках английского языка/ ИЯШ №1, 2010

4.       Мильруд Р.П. Организация ролевой игры/ ИЯШ №3, 1987