Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АРТПЕДАГОГИКА: СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ИСКУССТВА

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

Современное образование находится на стадии трансформации и перехода в новую парадигму гуманизации, которая требует изменения стиля педагогической деятельности. Важна выработка таких стратегий и технологий педагогики,  которые способствовали бы  развитию творческих личностей,  активно позиционирующих себя в социуме, не боящихся брать ответственность за себя и других людей.

Учебно-воспитательный процесс приобретает гуманистическую направленность, когда выстраиваются субъект-субъектные отношения между учителем и учеником. Считается, что именно такое взаимодействие способствует взращиванию свободных, творческих личностей, способных противостоять асоциальным разрушительным явлениям.

Общественное сознание разворачивается в сторону признания необходимости воспитывать духовно- нравственную, эстетически развитую личность. Крен в сугубую интеллектуальность, который до сих пор прослеживается в нашем образовании, губителен для формирования целостной личности ребенка, так как эмоционально-чувственная сфера является неотъемлемой частью индивидуальности.

В соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования личностные универсальные учебные действия  являются основой для формирования  и реализации всех остальных видов действий. К видам личностных универсальных учебных действий относятся самоопределение (личностное, профессиональное), смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Внутренняя позиция школьника в процессе смыслообразования понимается как сформированность мотивации учебной деятельности, то есть ребенок осознает ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности, у него развит познавательный интерес и реализуется потребность в социально значимой деятельности.

Задачей педагога в этом случае является организация такого педагогического пространства, в котором и ребенок и взрослый смогли бы актуализировать личностные смыслы в плане обретения мотивации учебной деятельности и обретения субъектности.

Артпедагогика как наука и учебная дисциплина находится сейчас в стадии становления. Большинство исследователей определяют цель артпедагогики в целом с небольшими вариациями как воспитание, обучение (в более широком значении – социализация) средствами искусства. Например, исследователь Т.К. Донская пишет, что целью артпедагогики является «активизация познавательной деятельности учащихся средствами искусства, развитие творческого воображения, <…> гармонизация духовно-нравственного состояния внутреннего мира детей и их социализация» [3].

Полагаем, что необходимо теоретическое обоснование процесса смыслообразования для ребенка посредством искусства как одного из важнейших аспектов целей артпедагогики. Благодаря выстраиванию эстетических отношений происходит максимально комфортное развитие субъектности у детей.

Искусство как уникальное средство приобщения к социальным ценностям через эмоционально- чувственные переживания формирует отношение человека к окружающей действительности, другим людям и самому себе, показывая различные модели поведения в мире. Оно способствует развитию психических ресурсов человека, иногда непостижимым для интеллекта образом. Умение ребенка выстраивать эстетические отношения в организованной артпедагогической среде с большой вероятностью экстраполируются и на другие сферы жизни.

В отличие от традиционных  школьных занятий изобразительного искусства, где  есть необходимость выполнения программы и научения ребенка рисовать «правильно и похоже на реальность», занятия артпедагогики строятся на принципах самовыражения, спонтанности, уникальности созданного произведения, сотворчества. Здесь максимально полно возможно реализовать эстетические отношения, где ребенок выступает полноправным субъектом собственной художественной деятельности.

Основными характеристиками субъекта выступают осознанность и деятельность. В современной психологии осознанность трактуется как способность сознания к интроспекции собственной деятельности, самонаблюдение за своими психическими состояниями в данный момент («здесь и теперь»).

В эстетических отношениях с произведением искусства ребенок, прежде всего, должен открыть смысл для себя, смысл как личностную значимость происходящего с ним процесса. Об этом писал отечественный психолог Д.А. Леонтьев: «смысл, извлекаемый реципиентом из произведения искусства — это всегда его собственный смысл, обусловленный контекстом его собственной жизни и его личности, а не смысл, "заложенный" художником в структуре произведения; вместе с тем, структура произведения строится художником — осознанно или неосознанно — таким образом, чтобы передать или, точнее, подсказать людям совершенно определенный смысл» [5, с. 430-431]. Субъектом нельзя назвать человека, в котором не сформирована система ценностных смыслов: он не ориентируется мире, не может его «читать» и декодировать. Смыслы – это субъективированная ценность, форма обладания миром. Выстраивая пространство общезначимых и личностных смыслов на занятиях, артпедагог способствует развитию и формированию субъектности не только у детей, но и у самого себя, так как происходит взаимообмен смыслами. В этом случае художественный процесс и рефлексия результатов на занятиях позволяет избавляться от стереотипности восприятия художественных ценностей. Критерием состоявшегося эстетического отношения служит приращение смыслов, разносторонность и богатство ассоциаций, увеличение точек зрения на одно и то же произведение. Также значимым критерием состоявшегося эстетического отношения является чувство удовольствияего  участников от свободного выбора темы и спонтанности творческой игры.

Именно чувство удовольствия однажды полученное и закрепленное в качестве личностного смысла будет в дальнейшем мотивировать ребенка к занятию художественной деятельностью, к дальнейшему повторению, усложнению и углублению практик безопасного эмоционального самовыражения. В данном случае возможно формирование гармоничной личности ребенка во всем многообразии чувственно-интеллектуальной сферы.

 

Список литератруры

1.     Артпедагогика  и  арттерапия  в  специальном  образовании / Е.А.  Медведева, И.Ю.  Левченко,  Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская - М.: Академия, 2001. - 248 с.

2.     Белякова Е.Г. Способы активизации смыслообразования в процессе обучения // Вестник Тюменского государственного университета – 2009. - № 5.- С. 8 -15.

3.     Донская Т.К. Арт-педагогика в современной образовательной парадигме// Наука. Искусство. Культура. Выпуск 2. 2013. С. 144-152.

4.     Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/art-pedagogika-v-sovremennoy-obrazovatelnoy-paradigme (дата обращения: 18.01.2016).

5.     Иванова  Е.О.  Смыслообразование  как  основа  личностных  универсальных  учебных  действий  // Отечественная и зарубежная педагогика. № 5 (8). 2012 С. 113 – 124.

6.     Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. — М.: Смысл, 2003. — 487 с.

7.     Таранова E.В. Анализ термина «артпедагогика» в понятийном поле педагогических и арт-терапевтических категорий // Электронный научный журнал «Педагогика и психология» Electronic scientific journal «Pedagogy and psychology» ISSN 2304-3288. Выпуск 1. Том 2 / Май 2012.