Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ РЕФОРМЫ В ИТАЛИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
25 февраля 2017г.

В условиях глобализации национальные образовательные системы различных государств сближаются и усиливается их взаимное влияние друг на друга, несмотря на то, что европейское образование формировалось в условиях, совершенно отличных от российских. В настоящее время в России происходят реформы системы высшего образования, которые имеют некоторые черты, характерные для высшего образования европейских стран. В этой связи, ознакомление с реформами, имевшими место в системе высшего образования европейских стран, в частности в Италии, является актуальным.

Высшее образование в Италии за последнее время реформировалось несколько раз.

Университетская реформа Италии 1999 года

Данная реформа подвергла сильным изменениям высшее образование в Италии а, именно, декретом

№ 509 от 3 ноября 1999 года она разделила учебу в университетах на два уровня – первый и второй. Итальянские университеты окончательно изменили свою форму. Самым инновационным аспектом данной реформы являлось введение новой университетской системы, которая приобрела характер последовательности 2-х циклов обучения (бакалавриат и магистратура). Первый этап обучения длится 3 года и является базовой ступенью, которая гарантирует общую фундаментальную подготовку студента в широкой области знаний по выбранному направлению и предполагает дальнейшее продолжение учебы. Данный этап является своеобразной профессиональной отправной точкой, после которой можно начать профессионально работать.

Получение диплома бакалавра позволяет выпускнику ВУЗа:

·          Начать трудовую деятельность, за исключением профессий, требующих дальнейшего обучения и специализации.

·          Продолжить обучение для получения диплома магистра (даже выбрав другое направление, отличное от того, по которому был получен диплом бакалавра, то есть студент может продолжить учиться по своей прежней специальности или выбрать новое направление, получив таким образом вторую профессию).

·          Продолжить обучение для получения диплома Мастера первого уровня.

Обучение в магистратуре длится два года и предполагает более высокую профессиональную квалификацию. Данное обучение позволяет учащемуся углубить ранее полученные знания и повысить свою компетентность. Обучение в магистратуре можно начать даже после перерыва, сделанного на работу. И действительно, даже через несколько лет годы обучения на бакалавриате могут быть засчитаны для поступления на курс магистратуры (в данном случае опыт работы будет оцениваться в кредитах).

Одним из нововведений реформы являлись университетские кредиты (i crediti formativi universitari). Речь идет о единице измерения (оценки) выполненной работы студента. На практике система предусматривает закрепление за каждым предметом определенное количество кредитов в зависимости от сложности сдачи соответствующих экзаменов как письменных, так и устных; кредиты также насчитываются за прохождение стажировки, за написание курсовых работ и рефератов и т.д. Каждый кредит соответствует часам, которые студент должен потратить на обучение предмета в университете или индивидуально для того, чтобы быть готовым к сдаче соответствующего экзамена. (1 кредит соответствует 25 часам подготовки). Среднее количество выполненной студентом работы за год условно обозначено в 60 кредитов. Для получения диплома бакалавра необходимо набрать 180 кредитов, а для получения диплома магистра еще 120).

Приведем пример: если экзамен оценивается в 4 кредита (4 кредита х25 часов за кредит), это значит что, для того, чтобы студенту сдать экзамен по данному предмету, ему необходимо потратить 100 часов на освоение дисциплины, которые делятся на часы, проведенные на лекциях и часы, потраченные на самостоятельное изучение предмета. Сдав экзамен, студент в этом случае получает 4 кредита.

Оценка (il voto) все также существует и определяет качество обучения: максимум 30 баллов и минимум 18 баллов Экзамен все еще оценивается в баллах, и полученные кредиты не являются определяющими. Тем не менее, сдача экзамена позволяет приобрести необходимое количество кредитов, независимо от полученной оценки за экзамен.

Университетская реформа 2004 - 2010 годов

Университетская реформа (La riforma universitaria), введенная декретом 270/2004, предусматривала следующую реорганизацию высших учебных заведений, которая началась с академического 2008-2009 года. В общих чертах, процесс обучения в итальянских университетах разделяется на два этапа: первый – бакалавриат длительностью в три года с получением диплома бакалавра, второй этап включает в себя получение диплома магистра (laurea magistrale), учеба длится два года и  начинается после окончания бакалавриата. Но на некоторых факультетах существует полное непрерывное обучение (ciclo unico).

Для продолжения дальнейшего постдипломного образования (formazione post laurea) существует возможность получения степени Мастера 1 или 2 уровня (master universitari di primo e secondo livello) длительностью в 1 год. На Мастера 1 уровня могут записаться те, кто отучился 3 года и получил диплом бакалавра, на Мастера 2 уровня могут пойти те, кто получил диплом магистра.

Другим вариантом постдипломного образования является поступление в Аспирантуру (dottorato di ricerca) длительностью в 3 года, поступление в Аспирантуру возможно после получения диплома магистра. Кроме того  в некоторых профессиях,  таких как врач,  адвокат, учитель и т.д., после защиты диплома бакалавра или диплома магистра предполагается получение специального разрешения (abilitazione), которое выдается только после соответвующего обучения в интернатуре (scuola di specializzazione) и прохождения практики (praticantati), которые длятся 1-2 года, после чего необходимо сдать государственный экзамен (l’esame di stato).

Остается неизменной система набора кредитов (credito formativo), введенных предыдущей реформой образования. Оценка (il voto) все еще остается в пределах максимальных 30 баллов и минимальных 18 баллов. Каждое высшее учебное заведение устанавливает свои правила прохождения экзаменов и их оценки. Так же каждое учебное заведение определяет в автономном порядке форму проведения заключительного экзамена, необходимого для получения диплома 1-го уровня.

Для получения диплома бакалавра или магистра необходимо выбрать подходящую тему диплома и представить ее комиссии. При защите диплома минимальная оценка соответствует 66 баллам,  а максимальная 110 с отличием (110 con lode).

Подготовка к поступлению в университеты в Италии проходит в лицеях, где выпускники сдают экзамены и получают аттестаты зрелости, c которыми можно поступать в университет. Учащийся лицея может выбрать любое направление подготовки в университете, независимо от типа посещаемого лицея, но если в процессе обучения в университете выяснится, что студенту не хватает знаний по определенному предмету, то ему в течение первого года обучения необходимо будет сдать экзамен по этому предмету.

С декретом-законом 180/2008 «Принятие срочных мер по соблюдению прав на обучение и признание заслуг и качества университетской системы и научных исследований» были введены важные новшества в отношении прозрачности проведения конкурсов, трудоустройства преподавателей и научных сотрудников, а также в вопросах выдачи стипендии наиболее того заслуживающим студентам. Более углубленно ознакомиться с данным вопросом можно, прочитав документ, подготовленный МИУР (MIUR) – Министерством образования, университетов и научных исследований. К тому же, в 2008 году был подготовлен документ «Руководство к действию», в котором объясняются все новшества реформы.

В 2010 году Президентом Республики был обнародован закон от 30 декабря 2010 года «Нормативы в сфере организации университетов, профессорского состава и набора персонала», что является своего рода делегированием полномочий Правительству для стимулирования качества и эффективности системы образования. Данные изменения (закон Джельмини) стали предметом разногласий в университетском сообществе.

Университетская реформа Джельмини

Согласно реформе  Джельмини университеты должны принять меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и по установлению этических норм. Данная реформа влечет за собой объединение вузов с другими близлежащими вузами (находящимися территориально недалеко друг от друга), сокращение количества факультетов, а также значительные изменения в составе Совета Директоров, правовом статусе профессорско-преподавательского состава и в получении документов аттестации на право преподавания.

В Совет Директоров (Consiglio di Amministrazione) должны входить 2-3 представителя со стороны: представители предприятий, местных органов управления, политики), которые смогут влиять на выбор методики преподавания, исследовательские работы и размер платы за обучение. И данные изменения завершают процесс приватизации ВУЗов, введенный законом 133.

Совет Директоров становится единственным органом со всеми полномочиями по принятию решений, касающихся бюджета, учебных программ, а также открытию и закрытию факультетов. Ученый Совет (il Senato Accademico) (орган самоуправления) лишается своих полномочий, принимая на себя роль исключительно совещательную как в учебных, так и исследовательских вопросах. У ректоров (которым продлили срок полномочий) расширяется круг полномочий, и они теперь смогут работать в разных учебных заведениях.

В законопроекте предусмотрена полная передача полномочий правительству в вопросах, касающихся реформы права на обучение. Учреждается Фонд заслуг (Fondo per il merito) для распределения и выдачи премий и ссуд за хорошую учебу самым достойным учащимся.

Право студента на работу

Уже работаете, но хотите снова начать обучение в университете, или все еще учитесь, но хотите начать работать? Как совместить эти два занятия?

В Италии каждый работающий студент имеет возможность воспользоваться неплохими льготами, позволяющие ему посещать занятия и иметь время для подготовки к экзаменам.

·          Все работники, уже записавшиеся на занятия начального и среднего образования, а также курсы профессиональной подготовки, имеют право на освобождение от сверхурочной работы, а также от внеплановой работы в свой еженедельный выходной день.

·          Работающий студент имеет право на освобождение от работы на 150 оплаченных часов в течение 3х лет для посещения занятий и лекций (условия описаны в статье N.91 Национальные рабочие контракты).

·          В случае посещения занятий по экспериментальному направлению или по направлению, связанному с деятельностью компании, максимальное количество часов освобождения от работы возрастает до 250. Использование данных часов должно согласовываться с работодателем каждые три месяца в зависимости от производственных и организационных требований компании.

·          Во время сессий работающие студенты могут воспользоваться ежедневными оплаченными освобождениями от работы.

·          Также во время сессии возможно не только взять освобождение на день сдачи экзамена, но и 2 дня до сдачи для подготовки к данному экзамену.

Работодателю необходимо предоставить всю соответствующую документацию, подтверждающую посещение занятий и участие в сдаче экзамена.

Освобождение от работы не оплачивается, если один и тот же университетский экзамен сдается более 2-х раз в течение одного академического года.

Заключение

В 2003 году Россия официально вступила в Болонский процесс с целью полной интеграции России в единое европейское образовательное пространство.

В центре Болонского процесса – разработка прозрачной системы взаимного признания документов об образовании, введении трехуровневой системы высшего образования (бакалавр, магистр, доктор), переход на европейские академические кредиты (то есть на принятую в Европе систему измерения трудоемкости учебного процесса), выдача Европейского приложения к диплому, европейская интеграция в исследовательских проектах, дальнейшее развитие академической мобильности студентов, преподавателей, администрации и европейское сотрудничество в обеспечении предоставления качественных образовательных услуг. Европейское приложение содержит 8 разделов, обязательных для заполнения, касающихся уровня квалификации, характера и содержания программы и результатов обучения.

Важным моментом для наших вузов является международная аккредитация российских образовательных программ. Все это поможет российским выпускникам при подаче заявления о продолжении обучения или найме на работу за рубежом с признанием эквивалентности российского диплома.

Список литературы

 

1.          Головин     Я.Б. Шведская модель образования. - М.: Вестник Московского Государственного Открытого Университета. – 2010. - №1 – С.29-34.

2.          INFORMAGIOVANIITALIA. La Riforma_Universitaria in Italia. /Электронный ресурс/- Режим доступа:   http://www.informagiovani-italia.com/Riforma_universiteria.htm/   свободный.

3.          Paterlini Marta. When in Rome, reform. Radical reform of the Italian research and education systems is needed to address the lack of autonomy and lack of funding //EMBO  Reports,  2009  Feb.10(2)  128-13  /Электронный  ресурс/-  Режим  доступа:  http://www. ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2637327/    свободный.