Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТРЕНИНГ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РЕФЛЕКСИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Авторы:
Город:
Нарын
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

Аннотация. В статье излагается важность формирования у будущего учителя навыков рефлексии. Описывается пути и способы сформирования у студентов – будущих педагогов рефлексивных умений. Прилагается специально разработанная анкета для выявления рефлексивных умений респондентов.

Ключевые слова: рефлексия, рефлексивные умения, навыки рефлексии, методы сформирования рефлексивных умений.

Annotation. The article describes the importance of the formation of the future teacher skills of reflection. It describes the ways and means of formation of students - future teachers of reflective abilities. Specially designed questionnaire to identify the reflective abilities of the respondents.

Keywords: reflection, reflective skills, reflection skills, methods of formation of reflective abilities.

Необходимо отметить, что для обеспечения системности обновлений каждый будущий учитель должен адаптироваться к изменениям в профессиональной деятельности, приобретать сформированную способность понимания самого себя и окружающего мира, непрерывно углублять свои знания и быть готовым к практической деятельности. С этой точки зрения рефлексия учителя – его познание и анализ явлений в своем сознании и деятельности, другими словами, взгляд снаружи к своим мыслям и действиям считается важнейшим компонентом педагогической деятельности. Рефлексия учителя – это не только познание и понимание субъекта самого себя, а определение и уточнение того, что другие как познают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления.

В таком случае профессиональная педагогическая деятельность рассматривается как процесс решения многообразных и многоплановых задач, направленных к взамиобогащению личности учителя и учащегося в результате взаимодействия. Эффективность решения педагогических задач определяется многими факторами, в том числе рефлексией, она является необходимым элементом процесса решения педагогической задачи. В действительности рефлексия становится орудием, обеспечивающим успешность профессоинальной деятельности педагога, так как будущий учитель должен быть адаптированной к изменениям в профессиональной деятельности, владевшей сформированной способностью понимания себя и окружающей среды, готовой к непрерывному самообразованию и практической деятельности.

Одним из значимых условий творческой деятельности учителя является осознание собственного сознания, действий, самопознание собственного “Я” и как результат, высокий уровень развития рефлексии, связанный с установлением правильных отношений с учащимися, коллегами, коллективом.

К рефлексионным процессам относятся переосмысление и перепроверка самосознаия, самоанализа, своего мнения о себе, о других людях, что думают о нем другие люди, как они оценивают его и как относятся к нему.

Обучение рефлексии будущих педагогов имеет особое  значение.  Рефлексия помогает студентам анализировать полученных результатов, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свой путь самообразования. Если для человека внешние органов чувств являются источником его внешнего опыта, тогда рефлексия – источник внутреннего опыта, способ самопознания и необходимое орудие мышления (1).

В связи с этим рефлексия – познание и анализ учителя явлений в своем сознании и деятельности, то есть, взгляд со стороны к своим мыслям и действиям считается важнейшим и необходимым компонентом педагогической деятельности.

Рефлексия – в переводе с латинского reflexio – обозначает возвращения назад, познания самого себя на эмоциональном уровне. Рефлексия – это попытка самопознания субъекта собственного психологического уровня, состояния, характера. С одной стороны она обозначает владению информацией о себе, с другой стороны, процесс анализа другими людьми своих личностных качеств, эмоциональных состояний, когнитивных уровней (2).

В результате рефлексия будущего учителя определяется педагогической деятельностью, являющемся особой частью деятельности людей. Определение категории “педагогическая рефлексия” осуществляется закономерностями человеческой деятельности и становится собой сферой этой деятельности. В педагогике рефлексия это:

а) определенная часть общечеловеческой деятельности рефлексии;

б) выражение общечеловеческого взгляда с педагогическими системами особого характера: рассмотрение в политической, экономической, художественной уровнях;

в) отражательные представления педагогической деятельности: виды педагогической рефлексии, педагогическая рефлексия восприятия, различные технология, в частности, создание среды рефлексии педагогического процесса.

В результате, как отметил ученый Л.С. Выготский, рефлексия является одним из двигателей, помогающей эмоциональному перерассмотрению, “переживанию” осознанных преимуществ и недостатков собственной личности саморазвития личности. Рефлексия является основной деятельностью процесса сформированию личности. С рефлексированием человек сможет “рассмотреть” свой внутренний мир, приобретает информацию о себе “от себя” и от окружающих людей, в результате этого познает собственную “Я” (3).

Если педагог владеет когнитивным понятиям о себе, знает своих эмоций и ценностей, тогда он полностью может опредеялть свои возможности, в итоге приобретает компетентности рефлексирования. Поэтому, мы исследовали практический аспект умений рефлексии будущего учителя с проведением тренинга по рефлексии среди  школьных  учителей  Нарынского  региона  в  Креативном  педагогическом  центре  при  Нарынскм государственном университете имени С.Нааматова в 2010-2012 годах. В Креативном педагогическом центре в рамках повышения компетентности школьных учителей Нарынского региона был проведен четырех часовой тренинг по теме “Педагогическая рефлексия”.

Для определения практического аспекта педагогической рефлексии была предложена специальная анкета, подготовленная с профессором Сияевым Т.М.

Дорогой коллега!

Вас призываем к участию от всей души и ответить чистоседердчно. Заранее благодарим Вас!!! Имя (прозвище), мне понравившаяся               

1. День и время рождения (утром, днем, вечером, ночью)

2. Рост_

3. Вес  

4. Давление_

, последнее измерение   

, последнее взвешивание  

, последнее измерение  


5. Состояние глаз   , очки   

последнее измерение  

6.   «Взрыв» эмоции в радостном состоянии:   

7. Я могу долго хранить хорошую эмоцию, потому что:  

8. Моё состояние в случае большого горя:  

9. Я выхожу от этого горя как и через какое время:  

10.   Меня обычно называют … человеком, а в действительности я … .  

11.   Я теперь готов к творческим успехам, потому что: … .  

12.   Факторы, способствующие моему творческому поиску:    

13.   Условия, факторы, препятствующие моему «расцвету»:  

14.           Я       постоянно      в      борьбе,      эта      борьба      в      основном       направлена     к       «кому»       или «чему»:_

15.         Если     я     пишу     стихотворение,     картину     и     другой     труд,     его     посвящаю     «кому»      или «чему»

Первые пять вопросов анкеты когнитивного направления – включают знаний и понятий личности о самом себе. Каждый учитель должен точно знать свой потенциал, возможности. С анализом ответов вопросам этих пунктов, можно определить уровень когнитивной рефлексии будущего учителя.

От 6го до 9го вопросы анкеты посвящены к определению собственных эмоциональных качеств участника анкеты. Учитель должен провести учебный процесс с эмоциональным вдохновлением.

10 вопрос анкеты направлен к сравнению мысли в “Я” концепции каждого учителя о себе с мыслями о нем других людей. Если мысли о себе совпадают с мыслями о нем других людей, тогда это указывает на соответствие в определенном уровне его внешних признаков и его собственных качеств.

11-14 вопросы анкеты посвящены к определению направления деятельности – факторов, создавших предпосылки к творческой деятельности педагога, или, напротив, препятствующих этому.

Последний 15 вопрос анкеты направлен на определение ценностной системы учителей. Каждый педагог владеет только своими ценностями и с посредством этого проведет педагогический процесс.

Значит, специально подготовленная анкета   дает возможность определения   рефлексивных умений участников тренинга.

 

Список литературы

1.     Лукьянова Н.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. - М., 2004.

2.     Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 1993.

3.     Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс,1996.- 536 с.

4.     Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов н/Д., 1996.

5.     Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач.- М, 1990.-215 с.