Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

Особое внимание в высшем профессиональном образовании в настоящее время уделяется подготовке студентов технического направления, результаты которой в значительной мере оказывают влияние на формирование инновационной экономики страны, о чем свидетельствуют принимаемые на федеральном уровне законы и другие нормативные акты [1, 2].

Фокусировка на инженерных специальностях объясняется, прежде всего, стремительным развитием техники и технологий, что требует не только подготовки соответствующих кадров, способных работать в условиях постоянных изменений технического мира, но и профессиональных педагогов, готовых воспитать такие кадры.

Проблемы инженерного образования, а также основы формирования знаний и умений обучающихся по направлению стандартизация и метрология рассмотрены в научных исследованиях Башировой Е. В., Борисовой К. В., Владимирова А. И., Жураковского В. М., Э.Ф. Зеера. A.B., Маркова H.H., Нефедова В.А., Никифорова А.Д., Радкевича Я.М.

Образовательные стандарты, программа обучения, материально-техническая база, профессорско- преподавательский состав и взаимодействие вуза с бизнес-сектором - это составляющие качественной подготовки будущего выпускника-инженера, но они не дают абсолютной гарантии высокого качества полученного студентом образования. Если программы обучения, стандарты, закупку необходимого оборудования, можно обеспечить на государственном уровне, то среда, в которой происходит профессиональное становление студента, напрямую зависит от работы профессорско-преподавательского состава и его способности не только передать учащемуся систему научных знаний, но и сформировать его профессиональные компетенции.

Напомним, что современная российская система образования строится на основе компетентностного подхода, ключевым результатом обучения является не объем накопленных знаний, а полученные компетенции, позволяющие выпускнику действовать в условиях реальной профессиональной среды. Возникает необходимость перестройки системы профессиональной подготовки студентов в условиях современного вуза, ставятся актуальные на сегодняшний день практические  задачи достижения нового качества  профессиональной подготовки студента.

Основой высшего образования являются субъект-субъектные отношения, которые формируются в процессе взаимодействия преподавателя и обучающегося. Сложность педагогического взаимодействия заключается именно в том, что оба участника – как преподаватель, так и студент, являются субъектами, взаимно значимыми и вовлеченными в процесс. В то же время, студент выступает в роли заказчика образовательной услуги, а преподаватель непосредственно формирует условия для создания профессионально компетентного выпускника. Следовательно, основной задачей преподавателя становится передача системы знаний, умений, навыков и формирование компетенций обучающегося, путем использования различных форм, отвечающих современным тенденциям образования.

В основной образовательной программе обучения [3] по направлению «Стандартизация и метрология» (Сибирский Федеральный университет, 2015 г.) явно указано, что после ее освоения, обучающийся данного направления должен обладать общекультурными и профессиональными компетенциями. Нашей задачей было проведение не только анализа образовательной программы данного направления, но и условий, в которых происходит формирование компетенций. Особый интерес для анализа представляют профессиональные компетенции обучающегося, которые согласно программе, подразделяются по направлениям: производственно- технологические, научно-исследовательские и проектно-конструкторские.

Был проведен содержательный анализ программы, которая предполагает формирование 26 профессиональных компетенций, из которых, в ходе анализа, к профессиональным компетенциям удалось отнести только 10, что представляет собой 38%, оставшиеся 17 (62%) так называемых «профессиональных компетенций» представляют собой знания, умения и навыки. Таким образом, после прохождения обучения будет сформирован выпускник, обладающий лишь знаниями и умениями для обеспечения процесса действия, но не умеющий получать результат.

Поскольку компетентность направлена на достижение определенных профессиональных целей, она не может рассматриваться в отдельности от условий ее формирования. Для выявления основных аспектов, оказывающих влияние на развитие профессионализма обучающегося, и имея в виду научные труды вышеперечисленных авторов, был составлен план наблюдений погружения среду обучения будущих инженеров по направлению «Стандартизация, метрология и управление качеством».

Наблюдения, проводимые во время занятий обучающихся, были сфокусированы на организации процесса обучения. Процесс обучения в данном случае рассматривался как сложная организационная деятельность, в которой принимают непосредственное участие и преподаватель и студенты. При этом особое внимание уделялось следующим аспектам: работе преподавателя, как организатору действия; реакции студентов на осуществляющееся со стороны преподавателя воздействие.

Само наблюдение строилось из предположения, что грамотно организованный и эффективный процесс обучения подразумевает использование преподавателем соответствующего оборудования – доски, проектора, которое облегчает восприятие материала и дает возможность выносить основные тезисы для понимания. Имея в виду сложность и наукоемкость материала, преподаваемого по техническим дисциплинам, предполагалось, что преподаватель на практических занятиях должен не только использовать соответствующее оборудование (для измерений, контроля, проведения испытаний), но и создавать возможность для самостоятельного его использования студентами. Особое внимание при наблюдениях за процессом обучения студентов инженерной специальности уделялось работе преподавателя с аудиторией: работа с обращениями студентов по возникающим вопросам, паузы и вынесение реперных точек для закрепления понимания, работа при организации деятельности студентов по выполнению выданного задания.

Исходя из цели наблюдения, которая заключалась в выявлении тактик, используемых преподавателем в процессе обучения для формирования и развития профессиональных компетенций обучающихся, основой для анализа наблюдений становится реакция студентов на осуществляемое воздействие: характер восприятие материала; качество и частота задаваемых вопросов; самостоятельность и инициативность во время выполнения практических заданий; выстраивание коммуникаций между студентами и преподавателем (во время выдачи теоретического материала, либо выполнения практического задания); использование вспомогательных ресурсов в процессе обучения (гаджетов, книг и т.д.).

Таким образом, процесс обучения представляет собой систему вышеперечисленных аспектов, характер которых необходимо пронаблюдать для выявления факторов, оказывающих влияние на формирование профессиональных компетенций обучающихся направления «стандартизация, метрология и управление качеством».

В ходе наблюдения за организацией процесса обучения было выявлено несколько ситуаций, которые представляют особый интерес для анализа.

Не смотря на то, что группы, по которым проводилось наблюдение, разные гендерному, численному составу, к тому же обучаются на разных курсах (3 и 4 курс), есть определенные тенденции, которые свойственны им обеим.

Во-первых, обе группы получили задание, которое было четко сформулировано по задачам и по критериям оценки, но не смогли с ним справиться, а именно – не смогли найти информацию и интерпретировать ее. Таким образом, можно судить, что студенты не обладают в полной мере навыком исследовательской деятельности. Исследовательскую компетентность можно определить как целостную, интегральную характеристику личности будущего инженера, проявляющуюся в его готовности занять активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности. Как следует из вышесказанного, исследовательская компетентность студента инженерной специальности носит деятельностный характер, и не может развиваться или проявляться вне контекста профессиональной деятельности [4, 5].

Во-вторых, обеим группам было выделено определенное время для подготовки, которое предоставляло им возможность коммуницировать между собой, старшими курсами, уже выполнявшими подобные задания, а также можно было обратиться к преподавателю. Тем не менее, исходя из опроса студентов, никто из них не воспользовался такой возможностью. Данный факт означает, что у студентов к 3-4 курсу все еще не развита коммуникативная компетентность, которая позволила бы им устанавливать и поддерживать необходимые профессиональные контакты с другими людьми, эффективно выстраивать общение. Коммуникативная компетенция – это развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения, который формируется в условиях взаимодействия. Одной из задач данной компетенции является оценка когнитивных ресурсов, обеспечивающих адекватный анализ и интерпретацию ситуаций.

Формирование профессиональных компетенций обучающихся – это сложный и системный процесс, подразумевающий постоянное взаимодействие студента и преподавателя. Дальнейшей целью по работе над темой   «Тактики   формирования   профессиональных   компетенций   обучающихся   по   специальности «Стандартизация и метрология» является поиск оптимальных и эффективных методов, используемых преподавателем в обучении студентов данного направления для формирования профессиональной компетентности будущего специалиста.

 

Список литературы

1.     Перечень поручений Президента РФ по решению неотложных задач социально-экономического развития РФ: поручение Президента от 17 июля 2012 г. № Пр-1798 // http://kremlin.ru/– 2012. – 27 июля

2.     Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы : указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 594// http://kremlin.ru/– 2012. – 7 мая

3.     Основная образовательная программа высшего профессионального образования : 221700.62 Стандартизация и метрология. – Красноярск : СФУ, 2012. – 20с.

4.     Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. С.7

5.     Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – №2. – С. 55-61.