Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЕВАЯ И ДЕЛОВАЯ ИГРА В ОБУЧЕНИИ КОММУНИКАЦИИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что владение иностранным языком должно быть обязательным компонентом профессионализма.

В федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (бакалавриат) в пункте V, подпункт 5.2 читаем: «Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

… способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);

способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5)». [1, с. 8]

Владение иностранным языком для профессионального общения является важным условием конкурентоспособности специалиста на рынке труда. Выпускник вуза в своей профессиональной деятельности, пользуясь современными средствами коммуникации, в поисках информации или для общения, сталкивается с необходимостью владения иностранным языком.

При этом эффективность иноязычного общения напрямую зависит от умения учитывать культурные особенности страны собеседника, т.е. от уровня сформированности компетенции межкультурной коммуникации.

Столь же важно при обучении профессионально ориентированному иноязычному общению учитывать не только процесс, но и результат такого общения, т.е. студентам необходимо учиться анализировать ситуации, документы, задачи, принимать решения и т.п.

Все это требует от преподавателя особой тщательности при отборе методов и технологий обучения. В своей работе мы стремимся к тому, чтобы все занятия содержали интерактивные формы обучения, к которым относятся учебная дискуссия, метод case-study, метод проектов, мозговой штурм, игровая методика, разыгрывание коммуникативных ситуаций.

В данной статье речь пойдет о роли игровых технологий в обучении профессиональному общению на английском языке, а именно таких методов как ролевая игра и деловая игра.

Игровая деятельность, являясь одним из методов, стимулирующих учебно-познавательную активность, позволяет использовать все уровни усвоения знаний. Следовательно, не случаен интерес к использованию на занятиях по иностранному языку игровых технологий. Важным моментом при этом является совместимость игрового метода со всем учебным процессом. Совершенно очевидно, что он должен вписываться в учебно- тематический план. При разработке программы обучения иностранному языку в неязыковом вузе необходимо учитывать сферы деятельности, в которых предстоит общаться студентам; в какие профессиональные контакты им придется вступать; какие задания им придется выполнять; какова будет тематика их деятельности; как наилучшим образом подготовить студентов к использованию иностранного языка в будущей профессиональной деятельности.

Есть студенты, много читающие, знающие правила грамматики, имеющие обширный словарный запас, хорошие навыки в аудировании и говорении. Однако развить эти умения и навыки можно только путем применения их в реальном общении, получая обратную связь, интерпретируя эти вербальные и невербальные сигналы и реагируя на них.

Ролевая игра помещает обучаемого в ситуацию, которая включает те же ограничения, мотивацию и принуждение, какие существуют в реальном мире; ее можно использовать во многих учебных ситуациях. Экономика, политика, менеджмент, финансы, бухучет, социология и многое другое — все это можно осветить с помощью моделирующих упражнений, которые вовлекают студента в события, делающие акцент на условиях, в которых оказываются люди в реальной жизни, что позволяет лучше понять их поведение.

Чтобы помочь студентам развить  навыки межличностного общения, преподаватели прибегают к использованию различных ситуаций. Они бывают индивидуального характера — консультирование, интервью, услуги и продажи, личные отношения; а также групповые — дискуссии в формате круглого стола, собрания, переговоры, работа в команде, коллективные презентации и интервью. Ролевые игры способствуют индивидуализации обучения, давая возможность говорить неуверенным и некоммуникабельным студентам. Количество студентов, которым удается таким образом помочь преодолеть застенчивость, переступить психологический порог, весьма значительно. Пожалуй, сложно отрицать, что навыки межличностного общения относятся к наиболее ценным качествам, какими может располагать человек, и ролевые игры имеют большое значение в их формировании.

В последнее время все большее распространение в сфере обучения языкам в вузах получили деловые игры. Использование учебных деловых игр предполагает обучение профессиональному общению. Условием проведения таких игр в аудитории является определенный уровень профессиональных знаний у студентов. А главной дидактической целью деловой игры является перевод теоретических знаний в действенные, когда от участников игры требуется применить свои знания в некоторой модели, воссоздающей конкретные условия их будущей профессиональной деятельности.

Различие между ролевой и деловой игрой заключается в тех задачах, которые в них реализуются. В ролевых играх ситуации  для взаимодействия не ограничены профессиональной сферой, а в деловых играх присутствуют модели, приближенные к реальной профессиональной деятельности. При этом и ролевая, и деловая игра характеризуются устойчивой дидактической структурой, включающей учебно-воспитательные цели.

В деловой игре одним из ведущих является принцип совместной деятельности участников, его реализация обеспечивает активное развертывание содержания игры. В ней участники самоутверждаются как личности и как будущие специалисты в своей профессиональной сфере. Деловая игра предполагает взаимодействие ее участников. Исходя из классификации форм человеческого взаимодействия, можно выделить следующие типы деловых игр – игра-сотрудничество, игра-соревнование, игра-конфликт. Каждый тип игры отличается спецификацией целей, на достижение которых направлены усилия ее участников. Существует два вида целей игры: педагогические и игровые. Педагогические цели включают в себя вопросы обучения и воспитания, а игровые предназначены для создания мотива и соответствующего эмоционального фона.

Повышение мотивации обучающихся к дисциплине «Иностранный язык» – один из актуальных вопросов. Реальным способом поддержания познавательных мотивов является включение деятельности по  овладению иностранным языком в деятельность, имеющую для студентов определенной личностный смысл (игра, общение, труд, познание). Система потребностей и мотивов личности это фактор формирования направления и уровня активности человека, своеобразия его личности [2, с. 149]. Именно мотивы характеризуют целостную личность во всех сферах ее деятельности, побуждают человека ставить проблемы, формулировать цели и выстраивать систему деятельности по их достижению. [3, с. 31-49]

Деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования отношений, характерных для данного направления. Она позволяет смоделировать более адекватные, по сравнению с традиционным обучением, условия формирования личности специалиста и его профессионально значимых качеств. В деловой игре воссоздаются конкретные условия будущей профессиональной деятельности в игровой форме. Для проведения деловой игры необходимо наличие сценария с четким распределением ролей. Студенты действуют совместно и общаются в форме диалога или полилога.

Деловая игра активизирует творческие способности личности, так как задействует воображение, и позволяет видеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенных знаний; целостно воспринимать ряд взаимосвязанных проблем, извлекать из памяти информацию в нужный момент, а также восполнять недостающую информацию, занимаясь самостоятельным поиском.

В целом это стимулирует мотивацию обучающихся, вызывает интерес к предмету, что является необходимым условием успешности овладения иностранным языком. [4, с. 109]

В заключение, одной из главных задач высшего профессионального образования, является создание условий для перевода студента из объекта в субъект в учебном процессе. Для субъекта деятельности характерна активность, инициативность, самостоятельность мышления, творческое отношение – все эти качества приобретаются и развиваются в процессе ролевых и деловых игр, которые способствуют повышению коммуникативной компетентности будущих экономистов.

 

Список литературы

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Направление подготовки 38.03.01. Экономика (квалификация «Бакалавр») [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.fgosvo.ru.

2.     Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002.

3.     Вербицкий А.А., Григоренко О.А. Контекстное обучение иностранному языку специальности: Учебно- методическое пособие. М., РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2015. – 205 с.

4.     Цаплина Н.Н. Формирование интереса к дисциплине «Иностранный язык» у студентов неязыкового вуза // Актуальные проблемы науки России и современного мирового сообщества: сб. науч. тр. по материалам науч. конф. – М. ООО «ИПЦ Маска», 2015. – с. 107-110.