Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИМПЕРАТИВ ВРЕМЕНИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

Системно-деятельностный подход к обучению, пришедший на смену традиционной образовательной парадигме, постулирует непрерывность образования как основу развития личности  в условиях быстро меняющихся требований времени к подготовке компетентного специалиста с богатым творческим и личностным потенциалом.

Непрерывность образования в системе «школа- вуз», рассматривалась ранее как «образование на всю жизнь», некая данность, достигаемая последовательно путем усвоения интеллектуального багажа поколений – сначала в условиях школьного образования, а затем на высшей образовательной ступени. Современная трактовка этого понятия означает «образование через всю жизнь», под которой подразумевается непрерывный поступательный процесс интеллектуального и личностного развития и профессионального роста.

Практическая реализация принципа непрерывности педагогического образования предполагает стратегическое профессиональное  партнерство  как основу взаимодействия между образовательными организациями системы общего и высшего образования как субъектами систем. Стратегическое профессиональное партнерство включает, в том числе, совместную деятельность вуза и школы в подготовке будущего специалиста в условиях учебной педагогической практики.

Педагогическая практика у обучающихся выпускного курса проходит два раза в году. Для бакалавров это первое практическое применение изученного ранее теоретически осмысленного учебного материала. Однако,

«знать» не означает «уметь». Вполне очевидно, что теоретические знания  методики преподавания учебной дисциплины, полученные в рамках учебных занятий и положенные в основу добросовестно составленных конспектов зачетных уроков, не являются гарантом успешно проведенного урока. Ведь это, как сценарий для артиста или партитура для музыканта, которые обретают жизнь только при условии умелого руководства режиссера или дирижера.

Студент пришел в школу. Он знакомится с классом, посещает уроки. И что характерно - при посещении уроков учителей увиденное и услышанное воспринимается практикантами, как правило, пассивно, без анализа деятельности учителя и обучающихся, без выделения главного и полезного в применении на собственных уроках. Да и учитель, к сожалению, давая урок, не ставит перед собой задачу дидактического наставничества и, тем более, профессионального сотрудничества. Такой урок, скорее, похож на урок-демонстрацию. Вот здесь-то и происходит «разрыв цепи». Учитель сам по себе, практикант сам по себе. Более того, встречаются учителя, которые сам факт педагогической практики воспринимают как помеху, как нежелательное вторжение в размеренный процесс обучения.

Вне всяких сомнений, любое действо требует должной организации. В данном случае, участниками педагогического действа под названием «урок» являются практикант, школьный учитель и вузовский преподаватель- методист. У каждого из них своя, отведенная ему роль, как при подготовке, так и при проведении зачетного урока. И действовать они должны сообща. Иначе, если технологическая карта урока (как результат) разработана усилиями студента только под руководством методиста, она не сможет обеспечить достижение планируемых результатов, так как при ее составлении не будут учтены способы и приемы активизации познавательной деятельности, применяемые учителем при работе с классом и адекватно воспринимаемые обучающимися. Следовательно, учитель должен принимать самое непосредственное участие в разработке технологической карты зачетного урока, предлагать наиболее приемлемые технологии формирования конкретных универсальных учебных действий под каждый его этап. Тогда процесс подготовки урока, с одной стороны, становится аналогом учебного процесса, направленного на формирование и отработку навыков практической деятельности студента (будущего учителя), в рамках учебной педагогической практики, а с другой стороны, - дает возможность работающему учителю принять участие в проектировании урока с учетом новых педагогических подходов и инновационных дидактических разработок, составляющих современное содержание образования вуза. Взаимная польза такого рода совместной творческой деятельности неоспорима.

В самом деле, средний возраст учителей-практиков - около 45 лет, что означает, что учитель закончил педагогический вуз более 20 лет назад. Одним словом, это, в основе своей, учитель традиционной системы обучения. В современных условиях подготовка обучающегося педагогического вуза осуществляется с учетом требований ФГОС к результатам освоения образовательных программ, а также следуя концепции профессионального стандарта педагога, в котором учитель выступает в качестве ключевой фигуры реформирования образования. Главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Вполне в соответствии с фразой римского философа Сенеки: « Homines, dum docent, discunt» (Люди, обучая, учатся сами).

Реализация концепции профессионального стандарта педагога предполагает внедрение в практику школьной жизни новых подходов к организации образовательного процесса, использование нового технологического инструментария, широкого спектра образовательных инноваций уже сегодня.

Без активного, заинтересованного участия учителей-практиков в процессе обновления содержания и технологий образования модернизация российского образования будет носить формально-декларативный характер. Итак, тот, кто учит, должен одновременно учиться сам. Тогда, педагогическую практику можно в равной мере рассматривать как процесс обмена опытом между учителем школы и методистом вуза.

Как результат – учебно-педагогическая практика становится одной из форм внутрифирменного повышения педагогической квалификации в системе непрерывного образования учителей, а образовательная организация становится базой повышения квалификации как стажировочная площадка.

В этой связи, всплывает не менее важный для вуза вопрос, касающийся организации работы базовых кафедр в условиях сотрудничества вуза с образовательными организациями. В настоящее время с потерей школами официального статуса экспериментальной площадки значительно снизилась научно-исследовательская активность учителей-экспериментаторов. Возобновление научной работы в образовательной организации невозможно без участия вуза, в рамках совместной деятельности преподавателей школы и вуза.

Многолетний опыт работы автора руководителем образовательной организации, дает возможность рассмотрения управленческого аспекта вопроса организации и проведения педагогической практики в школе. Прежде всего необходимо отметить, что заключение договоров о сотрудничестве, в рамках которых одним из совместных мероприятий школы и вуза выступает учебная педагогическая практика, является формально необходимым, но явно недостаточным условием продуктивного сотрудничества. Представляется необходимым создания в школе рабочей группы из числа привлеченных к педагогической практике учителей-наставников, которая подготовит пакет соответствующей документации, связанной с планированием, организацией и проведением учебной педагогической практики, так, как это делается в вузе. В этот пакет могут входить такие документы, как положение об учебной педагогической практике, функциональные обязанности педагога- наставника, план совместной работы педагогов школы и вуза по подготовке и проведению зачетных уроков и т.д.

Если в образовательной программе школы педагогической практике придается стратегическое значение в реализации профессионального партнерства участников образовательного процесса средней и высшей школ, то, закрепленное на бумаге, оно будет воспринято как руководство к действию для учителей школы в системе непрерывной связи «школа-вуз».

Проблема непрерывного образования может со временем стать одной из центральных педагогических проблем не только в связи со всевозрастающим темпом морального старения знаний и их приложения, но и с необходимостью создания комплекса рычагов и стимулов, способствующих постоянному увеличению инновационного интеллектуального потенциала внутри педагогического сообщества.

Известно, что системообразующим фактором системы непрерывного образования выступает его целостность. Открытость как признак системы подразумевает не механическое приращение элементов, а глубокую интеграцию образовательных подсистем и процессов. Педагогическая практика студентов- выпускников, без пяти минут специалистов, может стать действенным интеграционным процессом, включающим в себя взаимообмен опытом теоретических инноваций и практических достижений, взаимообучение, взаимоконтроль и оценку степени достижения планируемых образовательных результатов работодателя и будущего специалиста.

Как результат, инновационная сущность принципа непрерывности педагогического образования, одного из ведущих способов реализации личностно-ориентированной парадигмы педагогического образования, будет способствовать созданию вариативных способов и приемов самообразования, укреплению единства общекультурного и профессионального роста не только в условиях преемственности образовательных ступеней, но и в условиях их взаимного проникновения и содержательной интеграции.

 

Список литературы

1.     Асмолов, А.Г., Бурменская В.Г., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя – М.:Просвещение, 2008.- 151 с.

2.     Добротин, Д.Ю. Актуальные проблемы подготовки будущих учителей начальной школы к преподаванию курса «Окружающий мир» / Д.Ю. Добротин // Компетентный выпускник нового времени : материалы междунар. электронной науч.-практ. конф. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.calameo.com/read/0045235896f958d40831c    (22.01.2016)

3.     Ермакова, О.Б. Модернизация школьного образования (компетентностно-контекстный подход): Монография - М.:Издательский дом «Экономическая газета», 2012

4.     Ермакова, О.Б. Проектирование основной образовательной программы и образовательного процесса согласно требованиям ФГОС ООО (системно-деятельностный подход): Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2013

5.     Поздняк С.Н. Становление и тенденции развития методики обучения как науки в России. Дис…. Д-ра пед. Наук: 133.00.02., 2005.

6.     Смирнова М.С. Методическое мышление будущих учителей начальной школы как условие успешности профессиональной деятельности. Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов («Дни науки МГПУ-2015») – М.:Издательство «Спутник+», 2015.

7.     Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01. Педагогическое образование. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 04.12.2015 №1426

8.     ФГОС НОО с изменениями на 18 мая 2015 года http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya- shkola/fgos/fgos-noo-s-izmeneniyami-na-18-maya-2015-goda.html.