Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ПРОБЛЕМЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРОГРАММАМ БАКАЛАВРИАТА

Авторы:
Город:
Владикавказ
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

Внедрение ФГОС ВО оказало существенное влияние на образовательный процесс: в рамках компетентностного подхода изменились требования к результатам освоения основной образовательной программы, увеличилась доля самостоятельной работы обучающихся, наблюдается активное внедрение интерактивных технологий, изменяется роль преподавателя изменяется  и т.д. Перечисленные изменения требуют от преподавателей высшей школы умения определить уровень готовности студентов к обучению по новым стандартам и на основе полученных результатов построить образовательную среду, способствующую эффективной организации образовательного процесса и адаптации студентов к обучению в условиях реализации ФГОС [2]. Проектирование как педагогическая технология может способствовать эффективному решению данных процессов [1, c.128].

Проблема педагогического проектирования освещена в работах Н.Г. Алексеева, А.П. Аношкина, П.И. Балабанова, В.И. Богомолова, Дж.ВанГига, В.С. Безруковой, Я. Дитриха, Е.С. Заир-Бек, Г.Л. Ильина, И.И. Ильясова, В.В.Краевского, Е.В.Куренной, М.М. Левиной, Е.И. Машбица, Г.Е. Муравьевой, Э.Н.Гилинского, В.М. Монахова, О.Г. Прикота, А.Г. Раппапорта, В.Д.Симоненко, В.А. Сластенина, А.П. Тряпицыной, П. Хилла, Е.В. Чернобай, М.А. Чошанова, Т.И. Шамовой, Н.Р. Юсуфбековой и других исследователей.

При разработке алгоритма проектирования образовательного процесса по программам бакалавриата (Рисунок 1) мы опирались на основные положения теории проектирования и его структуры (моделирование, прогнозирование, планирование и конструирование образовательного процесса), разработанной Г.Е. Муравьевой [4], на идеи И.Я Лернера о содержании процесса  педагогического проектирования, принципы проектирования И.А. Колесниковой [3], регулирующие и нормирующие деятельность педагога и определяющие те или иные его действия; понимание конкурентноспособности выпускника современного вуза как необходимой компетенции [5], прописанной в ФГОС.

Схема алгоритма проектирования образовательного процесса в  вузе в рамках нашего исследования разрабатывалась с учетом основных методологических позиций системного, деятельностного, рефлексивного и практико-ориентированного подходов.

Проектирование образовательного процесса реализуется на концептуальном, содержательном, технологическом и процессуальном уровнях [2]. Концептуальный уровень предполагает модельное описание педагогических технологий и носит методологический характер. Содержательный уровень проектирования отражает детальную проработку и теоретического пошагового, поэтапного обоснования и описания внутренних и внешних процессов. На данном уровне необходимо определить цель и задачи, содержание обучения, провести отбор методов, форм и средств обучения.  Технологический уровень педагогического проектирования отражает описание способа действий алгоритмичного характера в виде организационных схем управления, учебных планов, педагогических технологий, конкретных методик. Процессуальный уровень проектирования вводит в детальное алгоритмическое представление технологии как системы действий, условий, требований к субъектам педагогической деятельности, апробированной на практике, и отрефлексированной [4, с. 41]. На каждом из этим уровней проектирования, согласно ФГОС высшего образования, предполагается осуществление деятельности  педагогического коллектива вуза, включающая аналитическую, прогностическую, проективную, творческую и мыслительную функции.

Проектирование образовательного процесса в вузе начинается с уточнения структуры парадигмы образования и его содержания, анализа основной образовательной программы, а также анализа методологических основ процесса проектирования, и включает в себя следующие основные этапы:


создание проекта образовательного процесса; реализация проекта образовательного процесса; оценка эффективности и коррекция.

На этапе создания проекта образовательного процесса разработка осуществляется по следующим компонентам:

1)     ценностно-целевой (совокупность цели и задач образовательного процесса);

2)     программно-методический (необходимая информация относительно возможных стратегий, форм, методов, программ и средств обучения);

3)     информационно-знаниевый (система знаний и умений обучающегося, которая составляет основу его учебной деятельности, а также определяет свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность);

4)     коммуникационный (взаимодействие между субъектами образовательного процесса);

5)     технологический (средства обучения, используемые в образовательной среде).

Реализация проекта образовательного процесса в вузе требует существенных изменений в содержании обучения, структуре и организации образовательного процесса, в подходах к оценке его качества, что придаёт самому образовательному процессу большую гибкость и адаптивность [2].

На последнем этапе предполагается провести оценку эффективности проекта образовательного процесса с помощью мониторинга с целью коррекции и оценки достигнутого результата.

В результате реализации проекта образовательного процесса по программам бакалавриата предполагается формирование конкурентноспособности выпускника вуза как необходимой компетенции, прописанной в ФГОС нового поколения [5].

Таким образом, в данном алгоритме проектирования образовательного процесса по программам бакалавриата отражены основные требования, предъявляемые к проектированию как педагогической технологии, что позволяет предположить эффективность образовательного процесса и продуктивное обучение обучающихся, в соответствии с образовательными задачами, которые стоят перед педагогическим коллективом, при материализации проекта образовательного процесса по программам бакалавриата.

 

Список литературы

1.     Афанасьев В.В., Ермолаева С.С. Педагогическое проектирование образовательного процесса как вид профессиональной деятельности  педагога в вузе // Теория и практика общественного развития. 2012. № 2. – С. 128-130. –[Электронный ресурс.] Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ pedagogicheskoe-proektirovanie-obrazovatelnogo-protsessa-kak-vid-professionalnoy-deyatelnosti-pedagoga-v- vuze#ixzz3TCq8Kzi9

2.     Ивлиева И.А., Панасюк В.П., Чернышева Е.К. Концептуальные основы построения системы качества профессионального образования. Метод. пособие / И.А. Ивлиева, В.П. Панасюк, Е.К.Чернышева. – СПб., 2001. – 152с. – [Электронный ресурс]. Режим доступа:                     http://www.dissercat.com/content/ organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-upravleniya-kachestvom-obrazovaniya-v-doshkolnykh- o#ixzz3nFkXha4y

3.     Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. 3-е изд., стер. / под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2008. – 288 с.

4.     Муравьёва Г.Е. Педагогическое проектирование в деятельности школьного учителя: учебно- методическое пособие для начинающих учителей / Г.Е. Муравьёва, Е.В. Куренная, Е.А. Дубова. – Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2011. – 109 с.

5.     Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня, 2004. № 8. – С. 26-31.