Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОИСК КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩИЙ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

Вхождение России в Болонский процесс обусловило множество изменений в отечественной образовательной сфере: изменилось образовательное законодательство, принимаются и модифицируются стандарты, обновляется перечень специальностей, меняет свой формат учебная литература … Однако в основе всех модернизаций лежит стремление перевести образование, особенно высшее, в деятельностную плоскость, вооружить выпускника не только знаниями, но и компетенциями, приблизить его к самостоятельному познанию и преобразованию мира. При этом в способах достижения целей учебным заведениям предоставлена значительная свобода.

Федеральный государственный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) [5] предполагает дать вузу свободу компоновки модели выпускника. Опираясь на предложенный стандартом набор компетенций, вуз сам в сотворчестве с предполагаемыми работодателями составляет набор дисциплин, которые обеспечат формирование означенных компетенций. Подготовка в бакалавриате распределена по модульному принципу, при этом младшие курсы получают общую подготовку, а старшие специальную. Общая подготовка предполагает фундаментальную часть образования, она ориентирована на формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций. Специальная, включает различные виды практик и узкопрофессиональные дисциплины.

Во ФГОС ВО либеральный подход открыто не нормирует предметное содержание дисциплины, нет дидактических единиц, нет аннотации, что предполагает, возможность для вуза самостоятельно это предметное содержание закладывать, формируя индивидуальный портрет выпускника, данного конкретного учебного заведения. Кроме того, такой подход позволяет и преподавателю свободно проявлять свое творческое начало, право на реализацию, которого заложено в статье 44 Конституции РФ.[2]

Основа высшего образования традиционно заключалось в опоре формируемых умений на фундаментальные знания, что позволяло решать нестандартные задачи, понимая их суть и творчески преломляя знакомые решения, т.е. выходя на уровень продуктивной исследовательской деятельности. Существовавшая многие десятилетия знаниевая модель обучения подразумевала запоминание больших объемов информации, формирование некоторого набора практических операций и многократное их повторение. Таким образом, получался специалист, «натасканный» на решение стандартных задач. Компетентностная модель ориентирует на формирование, на основе знаний, способности самостоятельно, творчески решать нестандартные задачи. Основным назначением подобного подхода является повышение адаптивных характеристик специалиста.

Таким образом, проводя сравнительный анализ знаниевой и компетентностной моделей образования можно заключить, что методология у них общая - опора умений или интегрированных умений – компетенций на фундаментальные знания. Однако компетентностная модель позволяет свободно интегрировать обучение и научные исследования, что предполагает, минуя привычные стадии тренинга (от умения к навыкам)  сразу перейти к решению практико-ориентированных задач, объединив элементы познавательной деятельности ученика и ученого. Такие задачи возможно решать, изменяя методический аппарат преподавания, для чего представляется разумным изменение методов обучения в вузе. Говоря словами Д.И. Менделеева: «Многие формы жизни стали новыми, а формы обучения до того уже обветшали, что пришло время подумать об их усовершенствовании» [4]. Повышение градуса проблемности методов обучения, перевод их в исследовательскую плоскость, обеспечит непосредственное вхождение студентов в мир науки, что позволит сократить познавательные пути и внести динамическую составляющую в исследовательскую деятельность. Здесь важно подчеркнуть, что исследовательская деятельность стала самостоятельным разделом ФГОС ВО[5].

Внедрение исследовательской деятельности в обучение диктует новые формы, методы и подходы к организации учебного процесса. Одним из инновационных вариантов такой организации является интеграция обучения и научных исследований, которую можно осуществить при помощи проектных методов[7].

Представляется, что комбинируя  метод проектов  и компетентностный  подход можно вовлечь в исследовательскую деятельность не избранных, а всех студентов. Компетентностный подход позволяет поставить исследовательскую деятельность на службу обучению, сделав ее методом самостоятельного познания. Естественно, что такая постановка вопроса требует изменения не только методов, но и целеполагания педагогического процесса. В качестве целеполагания обучения на всех его этапах все чаще встречается формула «научить учиться» или, говоря словами Я.А. Коменского сделать учащегося «деревом с самостоятельной корневой системой, которое само себя питает» [1, С. 368].

Умение учиться и ведущий познавательный мотив – желание учиться предполагает особое отношение к миру, которое, как нам кажется, находит отражение в понятии «культура исследователя». Культура исследователя понимается нами как сложный личностный конструкт мировоззренческого характера. Формирование культуры исследователя представляется одной из центральных задач бакалаврского образования. Культура исследователя позволит вооружить молодого специалиста инструментом для решения задач самого различного профиля: в профессиональной сфере позволит соответствовать актуальному уровню развития научного знания, в сфере социальной и общественно-политической - будет способствовать развитию собственной аргументированной позиции человека и гражданина[6].

Высшее образование ставит своей целью формирование специалиста, основным личностным интересом и видом деятельности которого является познание. Это не обязательно ученый, но непременно человек, смотрящий на мир как на предмет для изучения и понимания, т.е. обладающий культурой исследователя, которая подразумевает:

Ø знание основ языка и логики науки, дающее возможность двигаться к новому, имея приличный багаж знаний, способный удержать от досадных ошибок и недоразумений;

Ø понимание концептуальности научного знания, позволяющее рассматривать все представленные идеи и находить на их стыке научную истину;

Ø умение ничего не принимать на веру, добывая обоснование или опровержение различных утверждений в процессе самостоятельного научного поиска;

Ø способность добывать и синтезировать информацию, полученную из различных источников, что дает возможность создания нового интеллектуального продукта и защищает от догматизма;

Ø систему этических норм, позволяющую все его научные свершения обращать только на благо человека;

Ø толерантность к неопределенности, помогающую в решении сложных, неоднозначных проблем, требующих длительной кропотливой работы;

Ø имидж-компетенцию - социальное  лицо ученого, включающее взаимодействие  с людьми, самопозиционирование, продвижение своих идей и достижений [6].

Понятно, что задача формирования такого специалиста - не из легких.

Одним из вариантов ее решения нам представляется самостоятельный проектный поиск, основанный на фундаментальной образованности. Для настоящего этапа модернизации образования характерно повальное увлечение самостоятельной работой, она становится ведущим видом деятельности учащегося. Такой подход, на наш взгляд, способен породить много проблем, т.к. без начального багажа знаний познавательные действия будут приводить к значительному числу ошибок, которые затруднят и удлинят путь познания, а также отрицательно скажутся на мотивации большинства студентов. Поэтому самостоятельный проектный поиск мы предлагаем только как результирующую теоретические представления часть работы. В настоящей статье предлагается вариант проектной работы студентов, изучавших педагогику в течение одного семестра. Представленная работа должна обобщить разделы: введение в педагогическую деятельность.

Проект «Школа 2020». Для самостоятельной проработки учащимся, разделенным на группы, предлагается в течение семестра выполнить проектную работу, а затем презентовать ее группе. В первом семестре недавним школьникам и будущим учителям предлагается поговорить о том, что они обязательно взяли бы из школы во взрослую учительскую жизнь, а что непременно изменили бы в школьной реальности. Их впечатления еще очень свежи и важно их закрепить, чтобы не повторять ошибок и сохранить преемственность добра. В качестве идеала предлагается спроектировать школу 2020 года, то есть как раз такую, в которой предстоит сегодняшним студентам стать учителями. Проектная работа способствует сплочению коллектива и выработке интересных позиций, смешивающих различные взгляды и стратегии, которые студенты испытали на себе или хотели бы попробовать на будущих учениках.

Для выполнения работы, студены группы делятся на подгруппы по 4-5 человек. Работа включает собрание подгруппы и обсуждение общей направленности проекта. Затем участники подгруппы выбирают редактора (он отвечает за проект в целом и готовит текст статьи для публикации), сценаристов (их обычно двое, для разработки сложного сценария, учитывающего различные мнения), видеорежиссёров (их обычно двое, отвечают за видеоряд проекта и подготовку презентационного материала, в том числе использование литературных источников). Докладчик либо выбирается отдельно, или им является редактор. Затем подгруппы работают самостоятельно, устраивая периодические собрания для координации деятельности.

Презентация проекта проходит на последнем занятии семестра или общей для нескольких групп конференции, где общим голосованием выбирается лучшая работа, для публикации в сборнике кафедры.

В течение семестра группе предстоит следующая работа:

·       Школа: вид снаружи;

·       Школа изнутри (инфраструктура, классы);

·       Управление: директор, завучи, психолог, социальный педагог и т.д.;

·       Учителя: какие и сколько (возраст, образование, личные качества, каково соотношение учитель / ученик);

·       Ученики: какие и сколько (как отбираем, есть ли дифференциация по классам);

·       Предметы: какие, сколько, как преподавать;

·       Сколько времени проводят в школе и что делают;

·       Как набирать в школу, как учить, как оценивать, какой контроль знаний;

·       Школьная форма;

·       Общий девиз (цель) школы;

·       Эмблема школы [3].

Предложенная методика успешно апробировалась в течение 5 лет на различных факультетах МГОУ.

 

 

Список литературы

1.     Коменский Я.А. Великая дидактика. В 3-х т. – М.: Учпедгиз, 1939, - Т-1. 425 с.

2.     Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.zakonrf.info/konstitucia/44/ (дата обращения: 18.01.2016).

3.     Крившенко Л.П. Юркина Л.В. Сборник тестовых и практических заданий по педагогике. М.: ИИУ МГОУ, 2015. – 92 с.

4.     Менделеев Д.И. Заветные мысли. [Электронный ресурс]. URL: http://iph.ras.ru/elib/Mendeleev_Zavetnye_mysli.html (дата обращения: 19.01.2016).

5.     Министерство  образования  и  науки  Российской  Федерации  [Электронный  ресурс].  URL:  http:// минобрнауки.рф (дата обращения: 18.01.2016).

6.     Юркина Л.В. Формирование исследовательской культуры как грань воспитания человека и специалиста / Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 6. С. 49-52.

7.     Юркина Л.В., Махотин Д.А. Проектные технологии формирования исследовательской культуры студентов /Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2012. № 4. С. 205-210.