Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
25 февраля 2017г.

В условиях современного мира в области образования молодёжи на первый план выходят проблемы овладения требованиями и компетенциями, необходимыми для применения в ежедневной практической работе предприятий торговли. Большинство работодателей отмечают неподготовленность выпускников к реалиям торгового бизнеса, отсутствие у последних необходимых профессиональных навыков.

Поэтому в последние годы особое внимание в системе среднего специального образования уделяется внедрению в образовательный процесс новых современных компетенций в части подготовки специалистов по специальностям «Коммерция» и «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».

Методика профессионального обучения в колледже характеризуется сохранением традиционных подходов к обучению и воспитанию учащихся по учебным планам и программам, соответствующим ФГОС СПО. ФГОС СПО, в отличие от ГОС СПО, предусматривает как результат полученного образования не просто сумму знаний, умений и навыков, а модель специалиста, обладающего определённым набором общих и профессиональных компетенций [2]. Основными базовыми компетенциями являются следующие компетенции, необходимость введения которых в образовательные стандарты продиктована требованиями отрасли на современном этапе её развития:

-   установление контактов с деловыми партнёрами, заключение договоров и обеспечение контроля их исполнения, подготовка и предъявление претензий и штрафных санкций;

-   управление товарными потоками;

-   формирование эффективных каналов товародвижения;

-     применение в коммерческой деятельности современных методов менеджмента,  подготовки и принятия управленческих решений, ведения деловых переговоров;

-   формирование предпринимательских идей, их проработка и подготовка бизнес-плана;

-       умение работать с государственными информационными системами, проводить анализ полученной информации, прогнозировать и планировать развитие предприятия торговли.

Одним из действенных способов активного вовлечения студентов в процесс овладения профессиональными компетенциями, стимулирования личностного роста и профессионального развития будущих предпринимателей, являются так называемые «деловые игры» и «моделирование профессиональных ситуаций».

Деловая игра - это  имитация рабочего  процесса, моделирование, упрощенное  воспроизведение реальной производственной ситуации. Участвуя в данных мероприятиях, студенты проявляют не только свой личностный потенциал, но и раскрываются как будущие коммерсанты и предприниматели. Игровая форма, близкая к реальным бизнес-процессам, способствует созданию активной мыслительной деятельности студентов, поиску путей выхода из предложенных ситуаций, рождению новых нестандартных бизнес- решений.

Ярким примером является открытый финал национального Чемпионата профессий и предпринимательских идей «Карьера в России», организованный по инициативе Центросоюза Российской Федерации и прошедший 5-10 октября 2015 года во Владивостокском гуманитарно-коммерческом колледже Приморского Крайпотребсоюза.

Национальный чемпионат профессий и предпринимательских идей «Карьера в России» создается и ежегодно обновляется, базируясь на лучших мировых практиках оценки эффективности образовательной и профессионально-предпринимательской деятельности: (Финский конкурс мастерства «Taitaja», всемирное движение по рабочим профессиям WSI, Всемирная кулинарная Олимпиада и пр.) в тесном контакте с ключевыми профессиональными партнерами по перечню специальностей/компетенций Чемпионата.

Сергей Сергеевич Гиль, доктор педагогических наук, профессор – реформатор отечественного профессионального образования, автор и куратор чемпионатов профессий и предпринимательских идей через наставников-преподавателей активно продвигает в процесс обучения когнитивную компетенцию – компетенцию учиться. С.С. Гиль подчеркивает, что студентам необходимо научиться из своего знания быстро делать продукт, который адекватен требованиям того общества, в котором они живут.

Участие в Чемпионате, прошедшем в ВГКК, приняли 15 студенческих команд – победителей отборочных конкурсов в различных номинациях из Владивостока, Калининграда, Ульяновска, Ижевска, Арзамаса, Владимира, Москвы, Абакана, Тюмени, Петропавловска-Камчатского. Это студенты, обучающиеся по специальностям «Товароведение», «Коммерция», «Менеджмент», «Бухгалтерский учёт и экономика»,  «Туризм»,  «Технология  продукции  общественного  питания»,  «Гостиничный  сервис», «Земельно-имущественные отношения», «Реклама».

В качестве судей состязаний выступили 24 эксперта в области предпринимательства и бизнеса во главе с представителем WorldScills Германии в России - руководителем международных проектов Ремесленной палаты Лейпцига Керстин Зайзе и начальником Управления образования и инноваций Центросоюза Российской Федерации Сергеем Гилем - идейным вдохновителем и движущей силой Чемпионата.

Во время проведения Чемпионата, исполнения заданий и конкурсов, решения форс-мажорных ситуаций, смоделированных жюри непосредственно при проведении того или иного конкурса, создана атмосфера реальности происходящего, каждому участнику была дана  возможность почувствовать  себя настоящим предпринимателем и коммерсантом.  Эксперты не только оценивали студенческие бизнес- решения и предпринятые действия, но и разъясняли ошибки и помогали найти правильные решения.

Все студенты прошли через специальный конкурс подготовки резюме и трудоустройства, для чего были приглашены руководители и специалисты по подбору персонала из крупных предприятий торговли и бизнеса г. Владивостока. Большинству студентов удалось оставить свои резюме всем 10 работодателям, часть из них были приглашены на работу в крупные компании города.

Таким образом, студенты на практике развили и применили в действии такие профессиональные компетенции, как клиентоориентированность, нацеленность на результат, умение выстраивать коммуникации, анализировать рынок товаров и услуг, готовить управленческие решения.

Команда «Коммерция» Владивостокского гуманитарно-коммерческого колледжа, студенты которой обучаются только месяц, по результатам Чемпионата заняла почётное третье место. Все члены команды, а их 5 человек, после Чемпионата стали учиться только на «хорошо» и «отлично». Их заинтересованность в знаниях и освоении профессиональных компетенций существенно возросла. Глядя на них и другие студенты, принимавшие участие в чемпионате в качестве волонтёров и зрителей, хорошо подтянулись в учёбе и проявляют реальный интерес к получению новых профессиональных знаний.

Экспертами из числа представителей крупных торговых компаний Владивостока были отмечены в качестве положительных, способствующих получению студетами профессиональных знаний и компетенций следующие процессы и решения, примененные в ходе чемпионата: погружение в реальную бизнес-среду; визуализация поставленных целей; моделирование ситуаций, требующих выработки и принятия управленческих решений.

В целом Чемпионат помог студентам подняться на качественно новый уровень развития: студенты поверили в свои силы, интерес к учёбе заметно возрос, появилась уверенность в своих силах, понимание собственной востребованности на рынке труда.

Исходя из изложенного, в качестве основных стимулов освоения профессиональных компетенций, востребованных работодателями на рынке труда, с уверенностью можно предложить деловые игры и чемпионаты профессий, помогающие студентам в игровой форме получить, освоить и применить все те навыки и знания, которые необходимы для работы в отрасли «торговля» на современном этапе, а также закрепить желание посвятить себя выбранной профессии.

 

Список литературы

 

1.    Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 480с.

2.    Тараненко, Н.Л. Деловая игра как средство формирования профессиональных компетенций. [Электронный ресурс] Социальная сеть работников образования. Режим доступа URL: nsportal.ru. Дата обращения 20.01.2017 г.