Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕНДЕНЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА РОССИИ К СИСТЕМЕ МНОГОУРОВНЕВОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Чебоксары
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Осознание потребностей межвузовского взаимодействия на международном уровне в образовательной системе связано с развитием единого образовательного пространства, расширяющего возможности высшего профессионального образования. Болонской декларацией обозначены цели создания Зоны европейского высшего образования и всемирного продвижения европейской системы высшего образования [1], анализ которых позволил определить соответствующие тенденции взаимодействия вузов по развитию единого образовательного пространства.

Цель содействия развитию учебных планов и образовательных программ, разработка содержания которых основана на сотрудничестве вузов, совместных усилиях различных образовательных структур, обусловлена необходимостью изменения и обновления действующих учебных планов и программ в соответствии с современными условиями, предполагающими отражение в их содержании направлений обновления системы высшего профессионального образования. Данное обстоятельство находит выражение в следующих направлениях функционирования вузов:

–   активном сотрудничестве с зарубежными вузами и образовательными структурами внутри европейского пространства;

–    увеличении доли проведения совместных научных исследований и реализации совместных программ, межинституциональном   сотрудничестве.

Взаимодействие вузов по реализации отмеченных направлений нацелено на укрепление положительных черт образовательной системы каждой страны и взаимообмен опытом применения европейскими вузами передовых и эффективных форм осуществления научной и образовательной деятельности.

Реализация цели разработки и принятия европейскими государствами единых образовательных степеней в области достепенного и послестепенного образования предполагает внедрение предложенного Лиссабонской конвенцией Приложения к диплому (Diploma Supplement) с целью решения проблем несоответствия дипломов о высшем образовании выпускников различных стран и наличия определенных барьеров для их обучения за пределами своей страны и трудоустройства [2].

Принятие европейскими странами единой модели многоуровневого образования обуславливается нацеленностью образовательной политики на профессиональную подготовку выпускников, востребованных на международных рынках труда. Предполагается, что выпускник вуза, имеющий определенную степень (к примеру, степень бакалавра), освоил образовательную программу определенного содержания; в дипломе и Приложении к диплому (Diploma Supplement) отражено качество освоения учебных дисциплин, требуемых и признаваемых в едином общеевропейском образовательном пространстве; на основе ознакомления с предъявляемыми документами о высшем образовании работодатель может понять, на каком уровне выпускник любого европейского вуза обладает характеристиками, относящимися к осуществлению его профессиональной деятельности.

В трудоустройстве выпускников за пределами своей страны имеются определенные проблемы. В

большинстве европейских стран выпускники вузов вынуждены подтверждать свои дипломы, сформированные профессиональные знания, умения и навыки путем сдачи дополнительных экзаменов, иногда – после обучения на специально организованных курсах. Признание единых дипломов о высшем образовании или Приложения к диплому может способствовать тому, что шансы трудоустройства молодых дипломированных специалистов в странах Европы увеличатся; временные и финансовые затраты, связанные с подтверждением дипломов и квалификаций, могут значительно сократится. Таким образом, взаимодействие вузов по решению обозначенных выше проблем и достижению поставленных целей проявляется в следующем:

а) обновлении учебных планов и программ в соответствии с современными требованиями к высшему профессиональному образованию; разработке и принятии вузами в разных странах однородных структур образовательных программ, с включением общих учебных дисциплин, составляющих содержание образовательных программ;

б) урегулировании положений, касающихся внедрения вузами Приложения к диплому (Diploma Supplement) для расширения сферы трудоустройства выпускников вузов за пределами своей страны.

Постановка других взаимосвязанных целей создания Зоны европейского высшего образования и всемирного продвижения европейской системы высшего образования, цели внедрения ECTS (European Credit Transfer System – европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости) и цели внедрения сопоставимых критериев, методологий [1], обусловлены несоответствием образовательных программ и дисциплин высшего образования на общеевропейском уровне, когда вузами одного государства не признавались результаты осуществления профессиональной подготовки в вузе другого государства. Кроме этого, отмечалась разобщенность форм и методов контроля, применяемых для определения и оценки уровня усвоения студентом образовательной программы и готовности к осуществлению будущей профессиональной деятельности.

Переход на многоуровневую систему высшего образования предполагает ориентацию вузов на единые формы определения уровня освоения обучающимися образовательных программ, независимо от личностных характеристик студентов, страны, в которой осуществлялось обучение, и места проживания. Таким образом, одной из тенденций взаимодействия вузов является выработка общепринятой системы контроля, которая не позволит усомниться в объективности результатов профессиональной подготовки студента в том или ином вузе, и будет способствовать быстрой и объективной оценке уровня освоения студентом образовательной программы на любом уровне обучения.

Выдвижение другой цели – развития мобильности участников образовательного процесса в новой образовательной системе – обусловлено стремлениями сделать европейскую образовательную систему динамичной, способствовать свободному передвижению обучающихся, студентов, преподавателей и административного персонала внутри европейского пространства для повышения культурно-образовательного уровня, профессионализма и проведения научных исследований. Согласно Болонской декларации, переход на единую многоуровневую систему обучения приведет к преодолению барьеров, препятствующих получению доступа студентов к образовательным ресурсам в зарубежных европейских странах [1].

Взаимодействие вузов для реализации обозначенной цели должно проявляться в следующих направлениях деятельности:

–     установлении преемственности между образовательными программами учреждений в европейской системе высшего образования;

–    разработке вузами программ совместной образовательной и научно-исследовательской деятельности на

основании заключения договоров о международном сотрудничестве;

–   выработке единых критериев и методологий, позволяющих объективно оценить качество осуществления подготовки студентов и выявить актуальный уровень освоения ими элементов обучения к определенному времени. К этому же направлению взаимодействия относится определение вузами единых условий и подходов к оценке деятельности студентов (получению обучающимися определенных кредитов, зачетных единиц и др.).

Обобщение изложенного позволило определить следующие группы тенденций межвузовского взаимодействия по развитию единого образовательного пространства:

а) организационные: принятие мер, направленных на установление международного сотрудничества вузов в образовательной и научно-исследовательской сферах; урегулирование применения единой формы документов (Приложения к диплому – Diploma Supplement);

б) методические (связанные с выработкой совместных действий по модернизации содержания образования и методического обеспечения профессиональной подготовки студентов): обновление учебных планов, разработка и утверждение образовательных программ, основанных на общности предъявляемых требований к содержанию учебных дисциплин и процессу их изучения в вузах; выработка единой для вузов системы форм и методов обучения, контроля для определения уровня усвоения программ;

в) процессуальные: увеличение доли проведения совместных научных исследований, реализация совместных программ, межинституциональное сотрудничество.

Многоуровневое образование в России является новшеством, и результативность проводимых реформ в настоящее время не является объективно подтвержденной и признанной в теории и методике высшего профессионального образования. Однако анализ содержания принятых международных документов позволит определить особенности вводимой системы, что в дальнейшем даст возможность прогнозировать ее становление и корректировать изменения.

 

Список литературы

1.      Декларация о Европейском пространстве для высшего образования (Совместное заявление европейских министров образования, Болонья, 19 июня 1999). Режим доступа: http://www.bologna.ntf.ru/DswMedia/bolognadeclaration1999_rus.pdf

2.      Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе (Лиссабон, 11 апреля 1997). Режим доступа: http://www.russianenic.ru/int/lisbon/conv.html