Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ КОНТРАВАРИЙНОГО ОБУЧЕНИЯ МОТОЦИКЛИСТОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

Ключевые слова: потеря устойчивости, потеря управляемости, потеря контроля, нестандартные положения на мотоцикле, стабилизирующие действия, баланс устойчивости, повышение управляемости в поворотах.

Аннотация. По мнению зарубежных учёных мотоцикл является самым опасным видом транспорта. Существующие учебные программы государственных и частных мотошкол сохраняют дефицит знаний, умений и навыков для преодоления критических ситуаций. Проведённая работа позволяет выявить основные причины аварийности, а также систематизировать формы, средства и методы контраварийного обучения.

Актуальность. Учёные Северо-Западного университета США проанализировали статистику аварий с летальными исходами и установили, что мотоциклы являются самым опасным средством передвижения. Они считают, что мотоцикл почти в тридцать раз опаснее, чем автомобиль. В наибольшей же безопасности находятся пассажиры авиационного транспорта.

Следует отметить, что за последние десятилетия скоростные возможности мототехники выросли в несколько раз, а учебные программы государственных и частных мотоциклетных школ остались на прежнем уровне, сохраняя дефицит знаний,  умений и навыков активной безопасности для преодоления критических ситуаций и экстремальных условий современного дорожного движения.

Цель – повышение безопасности мотоциклистов средствами интенсивной экстремальной подготовки. Задачи:

1.     Выявить причины аварийных ситуаций.

2.   Систематизировать опыт контраварийного вождения, накопленный в мотоциклетном спорте.

3. Систематизировать средства и методы контраварийного обучения.

Гипотеза. Предполагается, что перенос опыта активной безопасности мотоспорта в практику новых программ мотошкол, мотоклубов и мотосекций станет одним из эффективных средств профилактики дорожно- транспортного травматизма у мотоциклистов.

Методы исследования:

– анализ катастроф соревновательной деятельности мотогонщиков высшей квалификации;

– экспертная оценка причин аварийности;

– педагогические эксперименты в мотоподразделениях ФСО, ФСБ, МВД РФ. Результаты исследования и их обсуждение

На Рисунке 1 представлена классификация основных причин аварийных ситуаций в трёх основных разделах: потеря устойчивости (1), потеря управляемости (2) и потеря контроля (3) в системе водитель - мотоцикл -   дорога - среда движения.

Первый раздел представлен вариантами заноса (4, 5), опрокидывания назад (6), вперёд (7), а также ситуациями боковых падений (8).

Во втором разделе рассматриваются блокировки колёс (9), варианты бокового скольжения (10, 11), вращения (12), полёт в безопорной фазе (13), аквапланирование (14).

В  третьем  разделе  рассматриваются  сложные  условия  (15,  17),  парадоксальные  действия  (16), предаварийные ситуации (18, 19).

Результаты анкетирования и педагогического эксперимента, проведённого в трёх группах офицеров- мотоциклистов ДПС, позволили систематизировать четыре раздела средств и методов контраварийного обучения (Рисунок 2): разновидности положений на мотоцикле (1), стабилизирующие действия (2), амортизация на неровностях (3) и повышение управляемости в поворотах (4).

В первом разделе (1) представлены виды посадки (5) и выделены основные из них - передняя (6), средняя (7), задняя (8). Из всех вариантов стоек (9) выделены основные: передняя (10), средняя (11), задняя оттяжка (12). Впервые представлены нестандартные положения (13). Эти положения используются как элементы специальной физической подготовки и включают в себя: стойку на коленях (14), положение лёжа (15), посадку на баке (16), стойку на одной ноге (17). К нестандартным положениям относятся также «амазонка» (18) – сед на бедре с поворотом корпуса, жест мотоциклистов ДПС «внимание» (19) – рука поднята вверх, жест «торможение»

(20)    – рука отведена в сторону.

Во втором разделе (2) представлены разновидности стабилизирующих действий: опережающая стабилизация (21) – подготовительное действие для преодоления неровностей; последующая стабилизация (22) – компенсаторное действие по сохранению устойчивости после контакта с неровностью; гироскопическая стабилизация (23) – механическое явление, обеспечиваемое вращающимися массами колёс мотоцикла.

Стабилизирующие действия предполагают предотвращение блокировки колёс (24). Разгон, торможение и экстренное маневрирование требуют различной загрузки по колёсам (25) за счёт изменения наклона и смены положения корпуса. При прохождении участков с грунтовым покрытием на лёгких мотоциклах (с объёмом двигателя до 250 куб.см.) может применяться поперечная страховка (26) снятой с подножки ногой, а также поперечным смещением корпуса. При трогании, экстренном ускорении проводится непрерывный контроль пробуксовки заднего колеса (27), для чего используются физиологические механизмы вестибулярного аппарата и проприорецепция водителя. Заднее колесо замедляет вращение вследствие применения импульсных приёмов торможения (28), перегазовки (30) при включении пониженных передач, а переднее – за счёт плавного торможения передним тормозом (29).

В разделе 3 представлены технологии преодоления неровностей. Приёмы уступающей амортизации (31) предполагают противонаправленные действия руками, ногами и корпусом, смягчающие последствия контактов с неровностями. Большая часть амортизационных действий связана с выбором оптимальной стойки (35), позволяющей использовать амортизационные возможности коленных, тазобедренных и локтевых суставов. В условиях пересечённой местности могут применяться различные виды прыжков: «выстрелом» (32), в спуск (33), а также прыжок с поворотом (34) системы в безопорной фазе. Водители высшей квалификации способны изменять положение мотоцикла в полёте, используя элементы экстренного торможения и дросселирования. Одной из сложных ситуаций является преодоление водной преграды, в процессе чего имеется вероятность возникновения аквапланирования (36). Безопасность в таких ситуациях обеспечивается вертикальным положением мотоцикла, нахождением колёс в одной плоскости, выравниванием траекторий. При угрозе бокового падения, в исключительных случаях применяется страхование ногами (37), а также экстренной сменой посадки. Спортивное вождение предполагает использование приёма упор - на косогоре, в колее (38). Наиболее сложной ситуацией для мотоциклов с ограниченным ходом подвески является преодоление волн (39) в положении посадки и стойки. Для сохранения баланса устойчивости (40) применяется комплекс стабилизирующих мер (21, 22, 23), а также изменение загрузки по колёсам (25).

Раздел 4 посвящён повышению управляемости в поворотах. Его элементами являются: построение сглаживающей траектории (41) – увеличение радиуса дуги, срезание дуги (47); технология «загрузка - поворот - тяга» (42), предполагающая мгновенное использование элементов торможения, дозированного поворота на заданный угол и поддерживающей тяги. Сложность технологии заключается в дефиците времени выполнения поворотов, не превышающего 0,1 секунды. Прохождение разных категорий поворотов требует оптимального выбора угла наклона корпуса водителя и мотоцикла (43), а также максимального контакта с баком и подножками (44). Элементом безопасности является загрузка наружной подножки (48). Для экстренных маневров водители применяют контрруление  (45)  –  начальный импульс приёма связан с отталкивающими действиями руками, вместо обычных тянущих. Для повышения безопасности в скоростных условиях применяется вариативность «входа» (46) в поворот: резкий, плавный, двойной, поздний, вход с контрсмещением, контрзанос. Сохранение устойчивости в повороте предполагает использование приёма «свешивание» (49) внутрь. Этот приём пришёл в мир мотовождения из арсенала технического мастерства спортсменов, участвующих в шоссейно-кольцевых мотоциклетных гонках.

Заключение. Проведённая работа позволила выявить основные причины аварийных ситуаций, систематизировать опыт контраварийного вождения, а также классифицировать средства контраварийного обучения.

 

Список литературы

1.     Зудин, В.Н. Соревновательная индивидуальная тактика в трековых мотоциклетных гонках / В.Н. Зудин, Г.И. Шулик, Э.С. Цыганков // Экстремальная деятельность человека. – 2014. – №2(31). – С. 53-57.

2.     Цыганков, Э.С. Профессионально-прикладные дисциплины мотоциклетного спорта / Э.С. Цыганков, Г.И. Шулик // Теория и практика физической культуры – 2013. – №3. – С. 66-68.

3.     Шулик, Г.И. Экстремальные дисциплины мотоциклетного спорта / Г. И. Шулик, Э.С. Цыганков // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. – 2012. – №3 (25). – С. 20-22.