03 апреля 2016г.
Ключевые слова: потеря устойчивости, потеря управляемости, потеря контроля, нестандартные положения на мотоцикле, стабилизирующие действия, баланс устойчивости, повышение управляемости в поворотах.
Аннотация. По мнению зарубежных учёных мотоцикл является самым опасным видом транспорта. Существующие учебные программы государственных и частных мотошкол сохраняют дефицит знаний, умений и навыков для преодоления критических ситуаций. Проведённая работа позволяет выявить основные причины аварийности, а также систематизировать формы, средства и методы контраварийного обучения.
Актуальность. Учёные Северо-Западного университета США проанализировали статистику аварий с летальными исходами и установили, что мотоциклы являются самым опасным средством передвижения. Они считают, что мотоцикл почти в тридцать раз опаснее, чем автомобиль. В наибольшей же безопасности находятся пассажиры авиационного транспорта.
Следует отметить, что за последние десятилетия скоростные возможности мототехники выросли в несколько раз, а учебные программы государственных и частных мотоциклетных школ остались на прежнем уровне, сохраняя дефицит знаний, умений и навыков активной безопасности для преодоления критических ситуаций и экстремальных условий современного дорожного движения.
Цель – повышение безопасности мотоциклистов средствами интенсивной экстремальной подготовки. Задачи:
1. Выявить причины аварийных ситуаций.
2. Систематизировать опыт контраварийного вождения, накопленный в мотоциклетном спорте.
3. Систематизировать средства и методы контраварийного обучения.
Гипотеза. Предполагается, что перенос опыта активной безопасности мотоспорта в практику новых программ мотошкол, мотоклубов и мотосекций станет одним из эффективных средств профилактики дорожно- транспортного травматизма у мотоциклистов.
Методы исследования:
– анализ катастроф соревновательной деятельности мотогонщиков высшей квалификации;
– экспертная оценка причин аварийности;
– педагогические эксперименты в мотоподразделениях ФСО, ФСБ, МВД РФ. Результаты исследования и их обсуждение
На Рисунке 1 представлена классификация основных причин аварийных ситуаций в трёх основных разделах: потеря устойчивости (1), потеря управляемости (2) и потеря контроля (3) в системе водитель - мотоцикл - дорога - среда движения.
Первый раздел представлен вариантами заноса (4, 5), опрокидывания назад (6), вперёд (7), а также ситуациями боковых падений (8).
Во втором разделе рассматриваются блокировки колёс (9), варианты бокового скольжения (10, 11), вращения (12), полёт в безопорной фазе (13), аквапланирование (14).
В третьем разделе рассматриваются сложные условия (15, 17), парадоксальные действия (16), предаварийные ситуации (18, 19).
Результаты анкетирования и педагогического эксперимента, проведённого в трёх группах офицеров- мотоциклистов ДПС, позволили систематизировать четыре раздела средств
и методов контраварийного обучения (Рисунок
2): разновидности положений
на мотоцикле (1), стабилизирующие действия (2), амортизация на неровностях (3) и повышение управляемости в поворотах
(4).
В первом разделе
(1) представлены виды посадки (5) и выделены
основные из них - передняя (6), средняя (7), задняя (8). Из всех вариантов стоек (9) выделены основные: передняя
(10), средняя (11), задняя оттяжка (12). Впервые представлены нестандартные положения
(13).
Эти
положения
используются
как
элементы специальной физической
подготовки и включают
в себя: стойку на
коленях (14), положение лёжа (15), посадку на баке (16), стойку на одной ноге (17). К нестандартным положениям относятся
также «амазонка» (18) – сед на бедре с поворотом
корпуса, жест мотоциклистов ДПС «внимание» (19) – рука поднята
вверх, жест «торможение»
(20)
– рука отведена в сторону.
Во втором разделе
(2) представлены разновидности стабилизирующих действий: опережающая стабилизация (21) – подготовительное
действие для преодоления неровностей; последующая стабилизация (22) – компенсаторное действие
по сохранению устойчивости после контакта
с неровностью; гироскопическая стабилизация
(23) – механическое явление,
обеспечиваемое вращающимися массами
колёс мотоцикла.
Стабилизирующие действия предполагают предотвращение блокировки колёс (24). Разгон, торможение и экстренное маневрирование требуют различной загрузки
по колёсам (25) за счёт изменения
наклона и смены положения корпуса.
При прохождении участков с грунтовым покрытием
на лёгких мотоциклах (с объёмом двигателя до 250 куб.см.) может применяться поперечная страховка (26) снятой
с подножки ногой, а также поперечным смещением корпуса.
При трогании, экстренном
ускорении проводится непрерывный контроль пробуксовки заднего колеса (27), для чего используются физиологические механизмы вестибулярного аппарата
и проприорецепция водителя.
Заднее колесо замедляет
вращение вследствие применения импульсных приёмов торможения (28), перегазовки (30) при включении
пониженных передач, а переднее – за счёт плавного торможения передним
тормозом (29).
В разделе
3 представлены технологии преодоления неровностей. Приёмы уступающей амортизации (31) предполагают противонаправленные действия руками, ногами
и корпусом, смягчающие последствия контактов с неровностями. Большая часть амортизационных действий
связана с выбором
оптимальной стойки (35), позволяющей использовать амортизационные возможности коленных,
тазобедренных и локтевых
суставов. В условиях пересечённой местности могут применяться различные виды прыжков:
«выстрелом» (32), в спуск (33), а также прыжок с поворотом (34) системы в безопорной фазе.
Водители высшей квалификации способны изменять положение мотоцикла в полёте, используя элементы экстренного торможения и дросселирования. Одной из сложных ситуаций является преодоление водной преграды, в процессе чего имеется вероятность возникновения аквапланирования (36). Безопасность в таких ситуациях обеспечивается вертикальным положением мотоцикла, нахождением колёс в одной плоскости, выравниванием траекторий. При угрозе бокового падения, в исключительных случаях применяется страхование ногами (37), а также экстренной сменой
посадки. Спортивное вождение предполагает использование приёма упор - на косогоре, в колее (38). Наиболее
сложной ситуацией для мотоциклов с ограниченным
ходом подвески является
преодоление волн (39) в положении
посадки и стойки.
Для сохранения баланса устойчивости (40) применяется комплекс стабилизирующих мер (21, 22, 23), а также изменение загрузки по колёсам
(25).
Раздел 4 посвящён повышению управляемости в поворотах. Его элементами являются:
построение сглаживающей траектории
(41) – увеличение радиуса дуги, срезание дуги (47); технология «загрузка - поворот - тяга» (42), предполагающая мгновенное использование элементов торможения, дозированного поворота на заданный угол и поддерживающей тяги. Сложность
технологии заключается в дефиците
времени выполнения поворотов, не превышающего 0,1 секунды.
Прохождение разных категорий поворотов требует оптимального выбора угла наклона корпуса водителя
и мотоцикла (43), а также максимального контакта
с баком и подножками (44). Элементом безопасности является загрузка
наружной подножки (48). Для экстренных маневров
водители применяют контрруление (45) – начальный
импульс приёма связан с отталкивающими действиями руками, вместо обычных
тянущих. Для повышения
безопасности в скоростных условиях применяется вариативность «входа»
(46) в поворот: резкий, плавный,
двойной, поздний, вход с контрсмещением, контрзанос. Сохранение устойчивости
в повороте предполагает использование приёма «свешивание» (49) внутрь. Этот приём пришёл в мир мотовождения из арсенала
технического мастерства спортсменов, участвующих в
шоссейно-кольцевых мотоциклетных гонках.
Заключение. Проведённая работа позволила выявить
основные причины аварийных ситуаций, систематизировать опыт контраварийного вождения,
а также классифицировать средства
контраварийного обучения.
Список литературы
1.
Зудин, В.Н. Соревновательная индивидуальная тактика
в трековых мотоциклетных гонках / В.Н. Зудин, Г.И. Шулик, Э.С. Цыганков // Экстремальная деятельность человека. – 2014. – №2(31).
– С. 53-57.
2.
Цыганков, Э.С. Профессионально-прикладные дисциплины
мотоциклетного спорта / Э.С. Цыганков,
Г.И. Шулик // Теория и практика
физической культуры – 2013. – №3. – С. 66-68.
3.
Шулик, Г.И. Экстремальные дисциплины мотоциклетного спорта / Г. И. Шулик, Э.С. Цыганков
//
Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта.
– 2012. – №3 (25). – С. 20-22.