03 апреля 2016г.
Первоначальный этап обучения в высшем учебном заведении связан сизменением прежних стереотипов, социальными переменами, стрессовыми ситуациями и т. д. У многих студентов это может привести к псевдо-реальному чувству взрослости такими действиями, как свободное посещений занятий, внешние формы реализации своего «Я». Все это может перейти в отсутствие желания учиться, посещать ВУЗ, участвовать в общественной и культурной жизни, поэтому в организационно-воспитательной работе следует уделять большое внимание младшим курсам. [5]
Именно для решения данной задачи в Томском политехническом университете (ТПУ) был создан институт кураторства, студенческое кураторство, а также привлечены для совместной работы психологи центра социальной работы (ЦСР). В ТПУ назначение кураторов в академических группах первого и второго курсов очной формы обучения из числа профессорско-преподавательского состава являетсяобязательным. Назначение студентов-кураторов в Энергетическом институте (ЭНИН) является добровольным, что обеспечивает высокие положительные результаты работы с первокурсниками за счет личной мотивации. [3,4]
Студенческое кураторство – молодежное общественное движение, направленное на успешную адаптацию студентов младших курсов к вузовской среде. С 2013 года проект «Студенческое кураторство» начал работать в Энергетическом институте ТПУ. За время своего существования в ЭНИН проект приобрел четкую структуру, стратегические планы и тактические наработки. [2,3]
Студент-куратор в своей работе руководствуется Законом об образовании, Уставом ТПУ и Положением о деятельности студента-куратора ЭНИН ТПУ.
В Положении четко прописана цель работы студентов-кураторов: помощь кураторам академических групп в обеспечении условий для академической и социальной адаптации студентов и их личностного развития.
Задачи, стоящие перед студентом-куратором:
1. Оказывать помощь студентам в период их социальной, психологической и академической адаптации в вузе;
2. Оказывать помощь куратору академической группы в формировании у студентов профессиональных и универсальных компетенций;
3. Участвовать в создании условий для повышения интеллектуального, духовного, нравственного потенциала и сохранения физического и психического здоровья курируемых студентов;
4. Участвовать в создании условий для активного вовлечения студентов в различные направления внеучебной деятельности.
Студент-куратор совместно с куратором группы разрабатывает план работы с первокурсниками, определяя тематическую составляющую необходимых встреч, визитов и мероприятий. Главенствующим средством работы куратора является «Час куратора» - занятия и встречи со студентами-первокурсниками, наполненные всеми необходимыми составляющими для успешной адаптации студентов. [2,3]
Для адаптации первокурсника в университете студенты-кураторы проводят следующие необходимые мероприятия:
1. узнают о своих студентах как можно больше информации: сначала заочно (при помощи социальных сетей и учебной части ЭНИН), потом во время проведения «часов куратора», бесед и встреч;
2. обеспечивают в группе атмосферу сплоченности и взаимопомощи, определяют и активизируют творческий и организационный актив группы;
3. посещают общежития студентов для ознакомления с условиями их проживания, за чашкой чая обсуждают наиболее интересующие их вопросы;
4. информируют первокурсников о возможности их самореализации в университете.
Совместно с кураторами-преподавателями студенты-кураторы организовывают походы первокурсников в культурные, социальные, научно-образовательные учреждения, оказывающие влияние на формирование мировоззрения первокурсника: Музейный комплекс ТПУ, Музей Физики ТПУ, Музей НКВД, Ботанический сад, мастерская Леонтия Усова. Для приобщения к будущей профессии осуществляются экскурсии на профильные предприятия, например, ГРЭС-2, подстанции и другие предприятия энергетической отрасли г. Томска, участвуют в карьерных мероприятиях ТПУ.
Кроме того, студенты-кураторы сопровождают первокурсников и активно с ними участвуют в культурно- массовых университетских мероприятиях, таких как «Праздник первокурсника», «Посвящение первокурсника», «Праздник Белых журавлей», «День рождения студгородка» и т.д. [3]
В этом учебном году студенты-кураторы успешно организовывали такие мероприятия для первокурсников Энергетического института, как: «Дартс», «Новые таланты Энергетического института!», творческий конкурс видеороликов и коллажей «ЭНИН и Я - лучшие друзья!», игра «Мафия», конкурс «Мой родной край» и др.
В проведении психологических тренинговдля академических групп первого курсастуденты-кураторы принимают непосредственное участие. Ими проводятся тренинги для успешной адаптации первокурсникам к студенческой среде и процессу обучения на такие тематики, как «Тайм-менеджмент», «Успешный студент – какой он?», «Учебное целеполагание», «Командообразование» и другие.
В Энергетическом институте ТПУ в последнее время появилась потребность в создании электронного образовательного ресурса (ЭОР) для работы кураторов и студентов-кураторов, содержащего в себе интерактивные электронные документы и комбинированный комплекс. Созданный ЭОР для кураторов ЭНИН включил в себя интернет-блог «Кураторский час» и электронное учебное пособие «Коммуникативные тренинги - как форма кураторских часов». [1]
Учитывая, что главной целью работы студента-куратора является помощь куратору академической группы в обеспечении условий для академической и социальной адаптации студентов и их личностного развития, роль его в жизни первокурсника всегдасравнима с ролью куратора-преподавателя. Это обусловлено тем,что студент- куратор находится в том же социальном статусе и общественной среде, что и студент-первокурсник, следовательно, повышается эффективность взаимодействия за счет большего доверия. Также при возникновении различных проблем (с учебой или социумом) первокурсник, как показал опрос «Мнение студентов ЭНИН ТПУ о кураторской работе», в первую очередь обращается за помощью к студенту-куратору, так как его знания и возможности оказываются больше, чем у друзей-сверстников самого первокурсника и учебной части.
Активный и творческий студент-куратор становится для первокурсников наставником, на которого они ориентируется и чье мнение для них является весомым.
Своим примером студент-куратор мотивирует студентов младших курсов к хорошей успеваемости и активному участию в общественной и культурно-творческой жизни университета, приобретению ценных личностных качеств
и профессиональной компетенции. Именно поэтому велика роль студента-куратора в академической и социальной адаптации
студентов младших курсов и их личностного развития.
Список литературы
1.
Бельская Е.Я. Электронное методическое сопровождение работы куратора
в томском политехническом университете // Современные проблемы
науки и образования: научный журнал.
— 2015. — № 3. — С.366.
2.
Е.Я. Бельская, Е.В. Старцева. Опыт кураторской деятельности в повышении адаптации первокурсников Томского политехнического университета [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 5. — С.519.
3.
Бельская Е. Я., Цветкова
О. С. Студенческое кураторство в Энергетическом институте и его роль в адаптации студентов-первокурсников // Сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции: Лингвистические и культурологические традиции
и инновации, Томск,
12-15 ноября 2014 г. —
Томск: Изд-во ТПУ, 2014. — С. 26-30.
4.
Старцева Е.В., Старцев Н.А. Некоторые
особенности адаптации студентов
первого курса Томского политехнического университета // Сборник статей
Международной научно-практической конференции: Инновационное развитие: ключевые проблемы
и решения. — Уфа, 2015. — С. 167-170.
5.
Лавриненко С.В. Перспективы кураторской деятельности в современных условиях развития технических вузов // В мире научных открытий. 2014. № 3 (51). С. 278-282.