25 февраля 2017г.
Рассмотрены проблемы повышения профессионального и культурного уровня будущего специалиста педагогики. Изучены функции тренера в процессе профессиональной деятельности.
Перечислены требования к преподавательcкой деятельности. Выявлены необходимые и достаточные педагогические условия профессиональной подготовки бакалавра в контексте его готовности к тренерской деятельности для формирования кластера профессиональных компетенций, которые будут способствовать развитию индивидуально-личностных качеств педагога, обеспечивая наибольшую ее эффективность. Ключевые слова: необходимые и достаточные педагогически условия, готовность бакалавров к спортивной тренерской деятельности, профессиональные компетенции.
Деятельность тренера имеет многофакторный педагогический характер и осуществляется в рамках определенной педагогической системы. Виды профессиональной деятельности бакалавра, в соответствии ФГОС 3+: педагогическая; тренерская; рекреационная; организационно-управленческая; научно- исследовательская; культурно-просветительская.
В процессе теоретических исследований изучены педагогические условия, необходимые для обучения в вузе с целью формирования готовности бакалавров к спортивной тренерской деятельности.
Структура педагогической деятельности включает в себя: знание потребностей и тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых человеку; многообразные научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства и функциональные обязанности преподавателя в процессе формирования готовности будущих бакалавров к тренерской деятельности в вузе заключаются в следующем: 1) развивать свойства индивида средствами научной и учебной информации, обеспечивающими самореализацию творческого потенциала в учебной и будущей профессиональной деятельности; 2) вызывать у обучающихся состояние творческой готовности к восприятию, пониманию, усвоению информации, к проектированию перспективы саморазвития, собственных планов самореализации на жизненном пути; 3) выстраивать вместе с обучающимися стратегию целеполагания, целеосуществления, обеспечивающую восхождение к собственным вершинам, согласованным с представлениями о потенциалах и собственных способностях; 4) раскрывать перед студентами высшие духовные ценности, стимулируя стремление к достижимо-недостижимым результатам.
Однако деятельность тренера даже по сравнению с деятельностью преподавателя физической культуры имеет ряд существенных отличий, которые составляют ее профессиональную специфику.
Профессиональная деятельность тренера имеет большое количество разнообразных функций: воспитательная; учебно-тренировочная; отбора и селекции; планировочная, контроля, учета и коррекции; организаторская; материально-технического обеспечения; самосовершенствования; научно- исследовательская; представительская, судейская; правовая, агитационно-пропагандистская, поэтому является весьма специфичной профессиональной деятельностью, которая на практике образует неделимый интегральный комплекс, реализуемый в едином тренировочно-соревновательном процессе.
В педагогической практике встречаются две категорий тренеров:1) тренеры с узко спортивной установкой на результат, а воспитательная функция спорта утрачивает свое значение; 2) тренеры с профессионально-педагогической установкой (ставящих во главу своей деятельности наряду с задачей достижения высокого спортивного результата задачу воспитания гармоничной личности спортсмена с положительными качествами).[1, 2].
Педагогическая деятельность – это целенаправленная творческая деятельность с целью воспитания, образования и обучения студентов вуза; деятельность, которая основывается на широкой эрудиции педагога, его этической и психологической культуре, такте, умении индивидуально работать со студенческой аудиторией, создавать атмосферу сотрудничества.
Требования к преподавательской деятельности включают: высокий уровень интеллекта; широкий круг интересов; живой, активный характер; эмоциональность и эмоциональная устойчивость; гибкость и готовность к пересмотру своих взглядов и постоянному совершенствованию; высокая требовательность к себе и др.; высокий уровень самоконтроля и самоорганизации; лабильность[5].
Большое значение имеет логика формирования имиджа преподавателя. Под индивидуальным стилем следует понимать совокупность индивидуальных черт, особенностей поведения, динамики жизненный целей человека, способствующих маскировке и компенсации его индивидуальных дефектов и преодолению комплекса неполноценности [4].
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Академические способности педагога-тренера определяются творческим подходом, поиском нового; повышением уровня образования; применением проблемного и программного обучения; творческой реализацией способностей спортсмена. Различают три стиля педагогической деятельности: эмоционально- импровизационный, эмоционально-методический, рассуждающе-импровизационный.
Структура педагогических способностей, необходимых тренеру для успешной, эффективной деятельности представлена следующими видами: дидактические, перцептивные, коммуникативные, психомоторные, суггестивные, авторитарные, академические, экспрессивные, организаторские способности и стрессоустойчивость.
В деятельности тренера выделены следующие уровни: репродуктивный, адаптивный, локально- моделирующий, системно-моделирующий.
Умения тренера - педагога в дидактическом плане сводятся к трем основным составляющим: 1) умению переносить известные тренеру знания, варианты решения, приемы обучения и воспитания в условия новой педагогической ситуации; 2) умению находить для каждой педагогической ситуации новое решение; 3) умению создавать новые элементы педагогических знаний и идей, конструировать новые приемы для решения конкретной педагогической и учебно-тренировочной ситуации.
В процессе спортивной деятельности, для развития личности, обретения мастерства спортсменом, тренер-педагог должен руководствоваться следующими принципами: гуманизации, эмоциональной отзывчивости, уважения к личности; взаимосвязи традиционных и новых ценностей; свободы и ответственности; сотрудничества; духовно-ценностного ориентирования; педагогической толерантности; создания образовательного пространства, учитывающего особенности физического, психологического, культурного, духовного, личностного роста спортсменов, занимающихся мини-футболом, позволяющего инициировать и координировать (интенсифицировать) данный рост; учёт функциональных, физических, психических, культурных, духовных личностных ресурсов.
Профессиональная компетентность тренера - педагога зависит от различных свойств личности (обучение и субъективный опыт) и характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности, готовностью к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.
Признаки мастерства педагога-тренера определяются следующими показателями: высокая результативность достижений; высокий уровень квалификации и компетентности; оптимальная интенсивность и напряженность труда; высокая точность и надежность деятельности; высокая организованность; низкая опосредованность; креативность; направленность на достижение социально- значимых целей, владение умениями, навыками и знаниями ключевых, сквозных, мобильных компетенций, относящихся к индивидуально-личностным, социальным, коммуникативным, методическим.
Вывод
Педагогическая модель формирования готовности будущего бакалавра к тренерской деятельности в образовательном процессе вуза, позволит обеспечить профессиональную компетентность как совокупность профессиональных компетенций и кластеров дополнительных компетенций (личностных качеств), необходимых для успешной педагогической деятельности тренера в настоящем, и для развития в будущем.
Список литературы
1. Загайнов, Р.М. Как осознанный долг. – Л., 1985. Амонашвили Ш.А. Без сердца что поймем? // Педагогический вестник. Выпуск девятый. – М., 2006. – 206 с.;
2. Караковский, В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 1993. – 80с.
3. Марков, К.К. Психолого-педагогические основы тренерской деятельности : монография / К. К. Марков ; Федерал. агентство по образованию, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск : [КГПУ им. В. П. Астафьева], 2007. - 197 с.
4. Масягина, Н.В. Профессиональные компетенции специалиста по физической культуре и спорту [Текст] / Н. В. Масягина // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 9. - С. 44-46 : ил. - (Профессиональное образование). - Библиогр.: с. 46 (4 назв.).
5. Якимов, А.М. Основы тренерского мастерства: учебное пособие для вузов физической культуры / А. М. Якимов. - Москва: Терра-Спорт, 2003. - 175 с.