Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ГОТОВНОСТИ К ТРЕНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
25 февраля 2017г.

Рассмотрены       проблемы  повышения     профессионального    и     культурного    уровня    будущего специалиста  педагогики.  Изучены  функции  тренера  в  процессе  профессиональной  деятельности.

Перечислены требования к преподавательcкой деятельности. Выявлены необходимые и достаточные педагогические условия профессиональной подготовки бакалавра в контексте его готовности к тренерской деятельности для формирования кластера профессиональных компетенций, которые будут способствовать развитию индивидуально-личностных качеств педагога, обеспечивая наибольшую ее эффективность. Ключевые слова: необходимые и достаточные педагогически условия, готовность бакалавров к спортивной тренерской деятельности, профессиональные компетенции.

Деятельность тренера имеет многофакторный педагогический характер и осуществляется в рамках определенной педагогической системы. Виды профессиональной деятельности бакалавра, в соответствии ФГОС 3+: педагогическая; тренерская; рекреационная; организационно-управленческая; научно- исследовательская;   культурно-просветительская.

В процессе теоретических исследований изучены педагогические условия, необходимые для обучения в вузе с целью формирования готовности бакалавров к спортивной тренерской деятельности.

Структура педагогической деятельности включает в себя: знание потребностей и тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых человеку; многообразные научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства и функциональные обязанности преподавателя в процессе формирования готовности будущих бакалавров к тренерской деятельности в вузе заключаются в следующем: 1) развивать свойства индивида средствами научной и учебной информации, обеспечивающими самореализацию творческого потенциала в учебной и будущей профессиональной деятельности; 2) вызывать у обучающихся состояние  творческой готовности к восприятию, пониманию, усвоению информации, к проектированию перспективы саморазвития, собственных планов самореализации на жизненном пути; 3) выстраивать вместе с обучающимися стратегию целеполагания, целеосуществления, обеспечивающую восхождение к собственным вершинам, согласованным с представлениями о потенциалах и собственных способностях; 4) раскрывать перед студентами высшие духовные ценности, стимулируя стремление к достижимо-недостижимым результатам.

Однако деятельность тренера даже по сравнению с деятельностью преподавателя физической культуры имеет ряд существенных отличий, которые составляют ее профессиональную специфику.

Профессиональная деятельность тренера имеет большое количество разнообразных функций: воспитательная; учебно-тренировочная; отбора и селекции; планировочная, контроля, учета и коррекции; организаторская; материально-технического обеспечения; самосовершенствования; научно- исследовательская; представительская, судейская; правовая, агитационно-пропагандистская, поэтому является весьма специфичной профессиональной деятельностью, которая на практике образует неделимый интегральный комплекс, реализуемый в едином тренировочно-соревновательном процессе.

В педагогической практике встречаются две категорий тренеров:1) тренеры с узко спортивной установкой на результат, а воспитательная функция спорта утрачивает свое значение; 2) тренеры с профессионально-педагогической установкой (ставящих  во главу своей деятельности наряду с задачей достижения высокого спортивного результата задачу воспитания гармоничной личности спортсмена с положительными качествами).[1, 2].

Педагогическая деятельность – это целенаправленная творческая деятельность с целью воспитания, образования и обучения студентов вуза; деятельность, которая основывается на широкой эрудиции педагога, его этической и психологической культуре, такте, умении индивидуально работать со студенческой аудиторией, создавать атмосферу сотрудничества.

Требования к преподавательской деятельности включают: высокий уровень интеллекта; широкий круг интересов; живой, активный характер; эмоциональность и эмоциональная устойчивость; гибкость и готовность к пересмотру своих взглядов и постоянному совершенствованию; высокая требовательность к себе и др.; высокий уровень самоконтроля и самоорганизации; лабильность[5].

Большое значение имеет логика формирования имиджа преподавателя. Под индивидуальным стилем следует понимать совокупность индивидуальных черт, особенностей поведения, динамики жизненный целей человека, способствующих маскировке и компенсации его индивидуальных дефектов и преодолению комплекса неполноценности [4].

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Академические способности педагога-тренера определяются творческим подходом, поиском нового; повышением уровня образования; применением проблемного и программного обучения; творческой реализацией способностей спортсмена. Различают три стиля педагогической деятельности: эмоционально- импровизационный,   эмоционально-методический,   рассуждающе-импровизационный.

Структура педагогических способностей, необходимых тренеру для успешной, эффективной деятельности представлена следующими видами: дидактические, перцептивные, коммуникативные, психомоторные, суггестивные, авторитарные, академические, экспрессивные, организаторские способности и стрессоустойчивость.

В деятельности тренера выделены следующие уровни: репродуктивный, адаптивный, локально- моделирующий,   системно-моделирующий.

Умения тренера - педагога в дидактическом плане сводятся к трем основным составляющим: 1) умению переносить известные тренеру знания, варианты решения, приемы обучения и воспитания в условия новой педагогической ситуации; 2) умению находить для каждой педагогической ситуации новое решение; 3) умению создавать новые элементы педагогических знаний и идей, конструировать новые приемы для решения конкретной педагогической и учебно-тренировочной ситуации.

В процессе спортивной деятельности, для развития личности, обретения мастерства спортсменом, тренер-педагог должен руководствоваться следующими принципами: гуманизации, эмоциональной отзывчивости, уважения к личности; взаимосвязи традиционных и новых ценностей; свободы и ответственности; сотрудничества; духовно-ценностного ориентирования; педагогической толерантности; создания образовательного пространства, учитывающего особенности физического, психологического, культурного, духовного, личностного роста спортсменов, занимающихся мини-футболом, позволяющего инициировать и координировать (интенсифицировать) данный рост; учёт функциональных, физических, психических, культурных, духовных личностных ресурсов.

Профессиональная компетентность тренера - педагога зависит от  различных свойств личности (обучение и субъективный опыт) и характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности, готовностью к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

Признаки мастерства педагога-тренера определяются следующими показателями: высокая результативность достижений; высокий уровень квалификации и компетентности; оптимальная интенсивность и напряженность труда; высокая точность и надежность деятельности; высокая организованность; низкая опосредованность; креативность; направленность на достижение социально- значимых целей, владение умениями, навыками и знаниями ключевых, сквозных, мобильных компетенций, относящихся к индивидуально-личностным, социальным, коммуникативным, методическим.

Вывод

Педагогическая модель формирования готовности будущего бакалавра к тренерской деятельности в образовательном процессе вуза, позволит обеспечить профессиональную компетентность как совокупность профессиональных компетенций и кластеров дополнительных компетенций (личностных качеств), необходимых для успешной педагогической деятельности тренера в настоящем, и для развития в будущем.

 

Список литературы

 

1.        Загайнов, Р.М. Как осознанный долг. – Л., 1985. Амонашвили Ш.А. Без сердца что поймем? // Педагогический вестник. Выпуск девятый. – М., 2006. – 206 с.;

2.        Караковский, В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 1993. – 80с.

3.        Марков, К.К. Психолого-педагогические основы тренерской деятельности : монография / К. К. Марков ; Федерал. агентство по образованию, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск : [КГПУ им. В. П. Астафьева], 2007. - 197 с.

4.        Масягина, Н.В. Профессиональные компетенции специалиста по физической культуре и спорту [Текст] / Н. В. Масягина // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 9. - С. 44-46 : ил. - (Профессиональное образование). - Библиогр.: с. 46 (4 назв.).

5.        Якимов, А.М. Основы тренерского мастерства: учебное пособие для вузов физической культуры / А. М. Якимов. - Москва: Терра-Спорт, 2003. - 175 с.