Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены приоритетные задачи, одной из которых является создание инновационного характера образования. Главным критерием высокого качества российского образования с позиций данной концепции является повышение его конкурентоспособности, в частности подготовка конкурентоспособного специалиста, творческой личности для инновационной экономики [4].

Многими учеными (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.М. Новиков, В.С. Собкин, А.В. Хуторской, Л.В. Шкерина и др.) признаётся необходимость изменений в системе профессионального образования. Анализ трудов ученых и образовательной практики позволили прийти к выводу о том, что изменения процессов подготовки кадров предполагают создание комплекса условий, которые придали бы новое качество образовательному процессу и его результатам. Таким образом, проблема поиска организационно-педагогических условий становления инновационного образовательного процесса вуза выступает одной из приоритетных задач педагогического образования.

Остановимся на интерпретации предметного значения понятия «организационно-педагогические условия» в контексте заявленной проблематике. В качестве рабочего определения примем дефиницию В.И. Андреева, подчеркивающего, что условия представляют собой результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей [1, с. 124].

Анализ научной психолого-педагогической литературы и образовательной практики позволил выявить следующие организационно-педагогические условия становления инновационной образовательного процесса в педагогическом вузе: создание инновационной образовательной среды; организация инновационного сотрудничества; целостность и системность управления; обогащение образовательного процесса инновационным содержанием и технологиями.

В рамках настоящей статьи не представляется возможным раскрыть содержание каждого из выделенных условий. Остановимся на обосновании последнего условия ‒ применение в образовательном процессе комплекса педагогических технологий, обеспечивающих его инновационный характер.

Для реализации поставленной цели осуществлен анализ педагогических подходов к технологизации образовательного процесса (В.С. Аванесов, В.П. Беспалько, Н.В. Бордовская, М.В. Кларин, Н.В. Кузьмина, В.М. Монахов, Е.С. Полат, Г.К. Селевко, Б. Блума и др.).

Вслед за В.П. Беспалько под педагогическими технологиями понимается систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса [2, с. 5]. С его точки зрения, педагогическая технология – это проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике. Это означает, что педагогическая технология может появиться в результате научного проектирования, а сам проект представляет собой систему действий, обладающую возможностью неоднократно воспроизводиться и гарантировать успех в достижении конкретной педагогической цели.

Разделяем позицию В.И. Загвязинского о том, что понятие «новое» к педагогическим технологиям, методам, формам довольно условно, поскольку «новое», вошедшее в практику, рутинизируется и превращается в привычное, в традиционное [3].

В качестве инновационных образовательных технологий рассматриваются технологии, основанные на нововведениях: организационных, методических и управленческих. Апробация образовательных технологий осуществлялась в Институте психолого-педагогического образования Красноярского педагогического университета им. В.П. Астафьева в период с 2007 по 2015 годы. В качестве основных инновационных технологий выделены кейс-технология, проектной деятельности, технология развития критического мышления, технология «портфолио достижений». Рассмотрим поэтапное внедрение технологии проектной деятельности в образовательный процесс.

Первичное ознакомление студентов с технологией проектной деятельности осуществляется на лекции по дисциплине «Теория обучения и воспитания» на первом курсе, посвященной современным образовательным технологиям. Далее на семинарских занятиях, студенты делились на микрогруппы и получали проектное задание: разработать модель воспитательной системы школы «Воспитательная система школы будущего».

Работа над проектом не предусматривала жесткой алгоритмизации действий, но студентам и преподавателям необходимо было придерживаться следующего плана действий на этапах выполнения проекта.

Отметим, что темы разрабатываемых проектов выбираются с учетом содержания рабочих программ по изучаемым студентами дисциплинам.

Рассмотрим этапы работы над проектом. Подготовительный этап включает в себя следующие моменты: овладение учащимися необходимыми теоретическими знаниями и умениями по данной теме как в рамках лекционных и семинарских занятий, так и в рамках внеаудиторной самостоятельной работы. Кроме того, перед началом работы над проектом студенты знакомятся с правилами выбора темы, библиографического поиска, отбора и анализа содержащихся в научной литературе фактов, положений и выводов, их группировки, логичного изложения в соответствии с планом и собственной оценкой автора. Таким образом, еще до начала работы над проектом студенты нацелены на получение недостающих знаний, необходимых для успешной реализации проекта, путем самообразовательной деятельности.

На подготовительном этапе, после обсуждения и определения темы проекта, студенты делятся на рабочие группы и составляют перечень основополагающих вопросов по своей теме и распределяют задания, которые они затем выполняют самостоятельно во внеучебное время.

Так, при реализации проекта «Школа будущего» студенты первоначально знакомятся с имеющимися в педагогической теории и практике «Авторскими школами», анализируют ряд нормативных документов:

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» и др. Затем посредством обсуждения в группе выявляют особенности воспитательной системы и образовательной модели, выбранных ими «Авторских школ». Данная работа помогает студентам в выборе концептуальных идей, которые станут основанием для проектирования «Школы будущего».

Заключительный этап работы над проектами представляет собой защиту проектов в рамках кафедрального мероприятия «Неделя педагогики», ставшее традицией института.

Проекты оцениваются по плану, который составляется вместе со студентами на подготовительном этапе: критерии оценивания выступления; критерии оценки презентации; критерии оценивания буклета; критерии коллективности работы.

Работа по разработке проектов способствует формированию и развитию умений планировать свою учебно- познавательную деятельность, анализировать проблемную ситуацию, формулировать проблему, цель, осуществлять выбор способа решения проблемы, излагать ход и результаты своей проектной деятельности, рефлексивно оценивать результаты своего исследования, оформить результаты своей работы и др. [5].

Стоит отметить, что на различных этапах процесса профессиональной подготовки будущих бакалавров ‒ педагогов-психологов происходит их включение в проектную деятельность различных видов: от социальных, творческих, информационных проектов к исследовательским и практико-ориентированным проектам. Последующим этапам представления результатов проектной деятельности студентов является участие на Международном форуме студентов, аспирантов и молодых учёных «Молодёжь и наука XXI века», по итогам которого дипломанты выдвигаются на конкурс лучших студенческих научных работ.

Таким образом, поэтапность введения педагогических технологий, в том числе технологии проектной деятельности обеспечивает инновационный характер образовательного процесса вуза. Инновации, вводимые в образовательный процесс Института психолого-педагогического образования, постепенно превращаются в традицию, которая становится базой для создания инновационного продукта, обобщения и распространения опыта.

 

Список литературы

1.     Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М., 1981. 240 с.

2.     Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. 192 с.

3.     Загвязинский В.И. Теория обучения в вопросах и ответах: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. М., 2006. 108 с.

4.     Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р.

5.     Шкерина Т.А. Организационно-педагогические условия формирования исследовательской компетенции будущих бакалавров ‒ педагогов-психологов в вузе: монография. Красноярск. 2015. 252 с.