Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

В условиях модернизации отечественного образования важнейшим требованием к организации образовательного процесса в педагогическом вузе становится его ориентация на развитие компетентностей будущих специалистов, соответствующих современным запросам как общества в целом, так и лиц, заинтересованных в образовании (учащихся, их родителей, работодателей). Компетентность как «способность делать» на основе имеющихся у человека знаний, проявляется и формируется в деятельности (1). Важнейшим условием для формирования профессиональной компетентности студентов вуза является организация их практической подготовки.

Изучение мнения работодателей свидетельствует об их неудовлетворенности уровнем практической подготовки выпускников вузов России, в том числе и педагогических. По результатам исследований отечественных рекрутинговых компаний, работодатели отмечают следующие недостатки профессиональной подготовки будущих специалистов:

·       несоответствие уровня профессиональной подготовки современным требованиям;

·       чрезмерная теоретизация процесса профессионального обучения, его оторванность от реальной деятельности;

·       недостаточная сформированность коммуникативной культуры выпускников;

·       неготовность большинства выпускников брать на себя персональную ответственность за решение задач профессиональной деятельности, отсутствие инициативы, стремления к самосовершенствованию и саморазвитию, уверенности в себе и способности справляться с трудными ситуациями (3).

В этой связи проблема практической подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности и ее организация в условиях вуза представляется чрезвычайно актуальной.

В общенаучном понимании понятие «практика» трактуется как вид человеческой деятельности, основанной на освоении и осознанном преобразовании действительности.

Основной целью практической подготовки в современном вузе является создание условий для овладения будущим специалистом опытом решения профессиональных задач как в ситуациях, моделирующих реальную деятельность, так и через погружение в непосредственную профессиональную деятельность.

Практика студентов включена в основные образовательные программы высшего профессионального образования и направлена на усвоение студентами знаний о социальной значимости профессии, требований к личности выпускника с высшим образованием, содержания профессиональной деятельности, форм и методов научного познания, научной организации труда, основ самообразовательной и самовоспитательной деятельности. Необходимо отметить, что в условиях модернизации образования программы практической подготовки студентов педагогического вуза должны разрабатываться не только с учетом требований ФГОС ВПО, но и профессионального стандарта педагога.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование» практическая подготовка студентов в условиях современного педагогического вуза включает следующие организационные формы:

·       практическое занятие - форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателя одной или нескольких практических работ.

·       лабораторное занятие - форма организации обучения, когда студенты по заданию и под руководством преподавателя выполняют одну или несколько лабораторных работ.

·       курсовое проектирование - организационная форма обучения, применяемая на заключительном этапе изучения учебной дисциплины.

·       учебно - исследовательская практика является частью изучения отдельных дисциплин, связана с организацией исследования студентами отдельных аспектов, проблем на практике, проводится преподавателями соответствующих кафедр.

·       преддипломная практика является завершающим этапом обучения и проводится после освоения студентом программ теоретического и практического обучения.

·       производственная практика - этап практической подготовки студентов по профилю получаемой специальности (направлению подготовки, программе магистратуры).

Анализ внутренних положений об организации практической подготовки студентов в педагогических вузах России показал, что основными видами практики по различным направлениям и специальностям подготовки являются учебная и производственная практики. В ходе организации учебных практик актуален вопрос о разработке содержания и поиске новых форм работы, способствующих формированию у студентов необходимых общекультурных, общепрофессиональных и специальных компетенций.

Основной проблемой организации производственных практик для вузов сегодня является поиск и организация взаимодействия с работодателями, предоставляющих базы для прохождения практики студентами. Обобщая накопленный опыт, можно выделить следующие направления эффективного взаимодействия с работодателями: выявление потребностей работодателей и оказание помощи в решении актуальных для них проблем; заключение договоров с работодателем о сотрудничестве и включении студентов в разнообразные формы сотрудничества через организацию практики, выполнение проектов, выпускных квалификационных работ по проблемам, обозначенным работодателями; участие работодателей в разработке программ и заданий практики; привлечение работодателей к ведению различных видов учебной деятельности: чтению лекций, руководству практикой, руководству выпускными квалификационными работами.

Опыт организации и проведения производственных практик со студентами педагогического вуза показал, что помимо традиционного руководства практикой со стороны преподавателей вуза, необходимо создание инструментария методической поддержки студентов в период практики: схем анализа деятельности, диагностические материалы, описания технологий, методов, приемов обучения и воспитания, библиография по различным проблемам, связанным с профессиональной деятельностью, ссылки на общепризнанные профессиональные и образовательные порталы. Наличие такого инструментария позволяет студентам чувствовать себя более уверенно и самостоятельно управлять своей профессиональной деятельностью в рамках решения профессиональных задач, реализуемых на практике.

Важным аспектом совершенствования качества организации и проведения практики является разработка и внедрение новых подходов к оценке результатов практической подготовки: контрольно-измерительных материалов (тесты, анкеты, опросные листы, портфолио, технологические карты и т.д.), критериев оценивания, позволяющих провести объективную экспертную оценку достижений студентов, а также самооценку студентами своей профессиональной готовности.

Таким образом, практическая подготовка обладает богатыми возможностями в профессиональном становлении будущего специалиста, позволяет студенту попробовать свои силы в выбранной профессии, научиться применять знания, полученные на учебных занятиях, в профессиональной деятельности. Однако реализация  этих  возможностей  требует  наличия  ряда  условий,  связанных  с  обновлением  содержания профессионального образования и его направленностью на развитие профессиональной компетентности студентов; поиском и внедрением новых подходов к организации образовательного процесса в вузе в соответствии с заявленными идеями; обеспечением поддерживающей образовательно-профессиональной среды. Важным условием успешности практической подготовки студентов вуза выступает готовность преподавателей вуза к реализации своих профессиональных задач.

 

Список литературы

1.     Козырев В.А., Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П. Компетентностный подход к подготовке специалиста в области образования. // В сборнике: Педагогическое образование в эпоху перемен: результаты научных исследований и их использование в образовательной практике (опыт Герценовского университета). - РГПУ им. А.И. Герцена: Санкт-Петербург, 2009. С. 18-22.

2.     Радионова Н.Ф. Исследование проблем развития педагогического образования в современных условиях. - Вестник ТОГИРРО, 2013, № 1. С. 30-37.

3.     Фишман Б.Е., Сидорик Е.В. Изучение мнения работодателей о качестве подготовки выпускников вузов. – Современные проблемы науки и образования, 2012, №6. С. 4-5