Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

С расширением международного сотрудничества в рамках экономической и политической глобализации кардинальным образом изменились требования, предъявляемые сегодня работодателями к выпускникам российских вузов, в том числе неязыковых специальностей. Кроме высокого профессионального уровня современный специалист с высшим образованием должен обладать достаточно высоким уровнем языковой компетенции для дальнейшей профессиональной деятельности, включающей профессиональный рост на основе отечественных и зарубежных достижений.

Анализ состояния рассматриваемого вопроса в педагогической теории позволил выявить основное противоречие между актуальностью формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов в контексте социального заказа и отсутствием научно-обоснованной модели организации данного процесса в вузе.

Часто в рамках той или иной профессиональной деятельности компетентность и квалификацию рассматривают как родственные понятия.

Зарубежные и отечественные исследователи уделяют большое внимание проблемам иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности специалиста. Вопросам процесса  формирования профессиональной коммуникативной компетентности и профессионального становления посвящены работы многих исследователей: Д. Уилкинс, Ф. Хиллс, А.Р. Тампони, К.М. Дурай-Новаковой, Э.Ф. Зеера, Г.М. Коджаспировой, В.Г. Рындак, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и др.

Профессиональная направленность – это одна из важных характеристик курса иностранного языка как учебной дисциплины, призванной вместе с другими науками формировать профессиональное образование студента. Овладение иностранным языком означает приобретение еще одного кода, обеспечивающего непосредственное подключение к информационным источникам мировой культуры, науки и практики, что значительно расширяет профессиональные возможности специалиста и делает его более культурным.

Формирование иноязычной коммуникативной компетентности студента – будущего специалиста осуществляется в основном в процессе обучения. При этом для формирования иноязычной профессионально- ориентированной коммуникативной компетентности студента важно то, что воспитание, обучение и образование интегрируются развитием личности, что имеет первостепенное значение. Под иноязычной профессионально- ориентированной коммуникативной компетентностью понимается способность человека организовывать свою иноязычную речевую деятельность адекватно ситуациям профессионально-ориентированного общения (по цели, форме, содержанию, ролевым отношениям и т.д.).

Говоря о процессе обучения иностранному языку и иноязычной культуре, необходимо подчеркнуть тот факт, что коммуникативная задача должна непременно затрагивать потребности учащихся, их мотивационную сферу, быть посильной для осуществления. При определении на данном этапе конкретной коммуникативной задачи, необходимо применять ситуативный подход. Ситуативность – непременное условие осуществления коммуникативного акта, поскольку без привязывания к конкретной ситуации коммуникативная задача не может быть полностью реализована, и акт общения не выполнит свою функцию.

В учебной деятельности возникает необходимость создания  определенных ситуаций для общения на иностранном языке. Контекст и ситуация связаны таким образом, что в ситуацию включаются не только внешние условия, но и сам действующий субъект и другие люди, с которыми он находится в отношениях общения и межличностного взаимодействия. Поэтому в интересах профессиональной подготовки полноценных специалистов при обучении студентов в вузе необходимо в первую очередь обеспечить устно-речевые иноязычные ситуации.

Эффективность процесса формирования профессиональной коммуникативной компетентности у будущих инженеров определяется комплексом педагогических условий. Будем считать, что коммуникативная компетентность будущего инженера – это личностное образование, включающее в себя готовность и способность специалиста к осуществлению профессиональной деятельности, предполагающей наличие специальных знаний и умений, с одной стороны, и профессионально-личностных качеств, с другой.

Как показал проведенный анализ психолого-педагогической литературы, процесс формирования коммуникативной компетентности в работах многих авторов сводится к развитию отдельных коммуникативных качеств личности. Перечень таких качеств, как правило, ограничен определенным набором в соответствии с предметом исследования.

В контексте логики данного исследования структура коммуникативной компетентности представлена структурными и функциональными компонентами. К первым можно отнести: когнитивный, мотивационно- ценностный, рефлексивный. Это те компоненты, которые удерживают всю структуру модели в состоянии целостности.

В группу функциональных компонентов логично включить: перцептивный, речевой (собственно коммуникативный) и интерактивно-практический.

В целом  выделенные компоненты  отражают сформированность у студента системы  гуманистических ценностей, профессионально и личностно значимых коммуникативных качеств, осмысленных знаний, практических умений, подкрепленных мотивацией к коммуникативной деятельности, направленность на общение.

Когнитивный компонент определен как первый структурный компонент коммуникативной компетентности. Данный компонент связан с познавательными процессами личности, особенностями их развития, формированием специфических и общекультурных знаний, коммуникативных умений и т.д.

Как известно, коммуникативные изменения могут быть вызваны также мотивационной сферой. Поэтому следующим компонентом коммуникативной компетентности является мотивационно-ценностный компонент.

Необходимо отметить, что профессиональное содержание обучения при изучении иностранного языка также является важным мотивирующим фактором. Задания, которые выполняют студенты для приобретения навыков профессионального общения, должны быть связаны с решением проблем профессиональной деятельности на иностранном языке.

Рефлексивный компонент отражает интерес к самоанализу коммуникативной деятельности, к самоисследованию, самопознанию и т.д.

Остановимся далее на характеристике функциональных компонентов исследуемого феномена.

Перцептивный компонент коммуникативной компетентности предполагает познание людьми друг друга на основе процесса восприятия, соотнесения обнаруженных характеристик с особенностями собственной личности, оценку ситуации, интерпретацию и прогнозирование на этой основе поступков собеседника.

Речевой (собственно коммуникативный) компонент коммуникативной компетентности характеризуется адекватным обменом информацией с учетом соответствующих норм и образцов коммуникативного поведения. Интерактивно-практический компонент коммуникативной компетентности раскрывается через следующие характеристики: адекватная постановка целей общения и эффективность их выполнения, соотношение рационального и эмоционального в общении, умение занимать адекватную ролевую позицию, оказывать поддержку, конструктивно разрешать коммуникативные конфликты. Этот аспект отражает взаимодействие людей с учетом имеющихся у них коммуникативных знаний, способы непосредственной организации их совместной деятельности.

Осознавая, что подобное выделение коммуникативных качеств не является универсальным при структурировании коммуникативной компетентности личности, следует подчеркнуть, что перечень коммуникативных качеств может варьироваться в том или ином диапазоне в зависимости от ряда субъективных и объективных факторов.

Изучение научной литературы дает возможность заключить, что профессиональная направленность процесса обучения зависит от организации учебной деятельности. На этот процесс влияют внутренние (психологические особенности студента, мотивация, его подготовленность) и внешние (оценка его деятельности окружающими) психологические условия. Кроме того, процесс реализации принципа профессиональной направленности должен предполагать изучение аутентичного материала, связанного со спецификой профессии студентов технических специальностей; обучение общению на иностранном языке должно иметь профессиональную направленность, обеспечивающую сформированность умений коммуникации в области будущей профессии.

 

Список литературы

1.     Сластенин В.А. Педагогическое образование как объект эвристического моделирования. Межвузовский сб.научн.трудов. – М.: Прометей, 2011.

2.     Hills Ph. Teaching and Learning as a Communication Process. - London: Groom Helm, 2009.

3.     Tampony, A.R., Sorani D.A. Cognitive Approach to Content Based Instruction./ Teacher development making the right moves./ Selected Articles from the English teaching forum 2013., English Language Programs Division. United States Information Agency. - Washington, D.C., 2013.

4.     Wilkins D. National Syllabuses. – London: London University Press, 2010.