Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГАНС ФОН БЮЛОВ И РУССКАЯ МУЗЫКА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 февраля 2018г.

25 октября 1875 года в Бостоне состоялась премьера Первого концерта для фортепиано с оркестром Чайковского под управлением Б.Д. Ланга. Солистом был Ганс фон Бюлов, которому и было посвящено это произведение. В письмах к своим друзьям Бюлов сообщал о невероятном успехе, с которым проходили концерты в Америке, и восторженном приеме нового для публики сочинения русского композитора. Слава Чайковского перешагнула границы «старого света» и начала завоевывать «новый свет». Величайшая заслуга в этом принадлежала выдающемуся немецкому пианисту, дирижеру и музыкальному деятелю второй половины 19 века Гансу фон Бюлову (1830 – 1894).

Талант Бюлова был универсален: гениальный дирижер, преемник Берлиоза и Вагнера на этом поприще; блестящий пианист, сумевший в послелистовскую эпоху найти своё, философски-углубленное толкование классических и современных произведений; талантливейший педагог-пианист, одаренный публицист и музыкальный критик, композитор. Широта художественной эрудиции, богатый духовный мир, ясный критический ум, энциклопедическая образованность выделяли музыканта из числа его современников. Просветительско-педагогическая направленность - характерная черта всей его деятельности. Лист называл Бюлова «благороднейшим пропагандистом» современного искусства, «рожденным первооткрывателем прогресса» /1. с.506/.

«Бюлов являлся самым выдающимся просветителем своего времени, <…> - писал Л.Шеман. Никто другой из его современников не боролся за всё истинное и великое в музыке в статьях, в преподавательской и артистической деятельности (качестве пианиста и дирижера) с такой универсальностью. Среди виртуозов, певцов и актеров мало найдется людей, о которых можно сказать подобное» /2, с.25/.

Бюлов впервые создал педагогическую редакцию сочинений Бетховена с опуса 53 по 129-й с собственными комментариями, первым провел монографические концерты, реформировав концертные программы и придав им стилистическое единство. Бюлов считал, что концертный репертуар является решающим фактором в воспитании художественного вкуса публики. «Как истинный артист в лучшем смысле этого слова, - писал Ц.Кюи после одного из бюловских концертов в России, - он исполняет только то, что считает достойным исполнения, достойным пропаганды» /3.с 173/.

Музыкант организовывал лекции-концерты в летние месяцы для преподавателей и студентов. При этом значительные материальные средства, поступавшие от лекций, направлял в музыкальные фонды. Так, в 1874 году он перевел все полученные от этих мероприятий деньги в фонд нуждающихся студентов Петербургской консерватории.

Артист обладал поразительной памятью, его пианистический и дирижерский репертуар был огромен, он играл на память бесчисленное количество произведений. Показателен пример, произошедший с Бюловым в России и характеризующий его феноменальную память. По просьбе Чайковского он должен был исполнить в концерте Двенадцать вариаций, соч.19. «Из-за отсутствия времени, писал пианист в одном из писем, - я не успел даже просмотреть это произведение. Пришлось во время переезда из Москвы в Петербург в вагоне поезда выучить эту пьесу, а вечером сыграть её в концерте. Этот способ изучения произведений сначала головой, а затем пальцами, я настоятельно рекомендую всякому музыканту» /4, с.157/.

Часто композиторы-современники доверяли Бюлову первое исполнение своих сочинений. Пианист был первым исполнителем Сонаты си-минор Листа, до мажорной Сонаты Брамса и страстным пропагандистом музыки последнего. Нередко новое произведение завоевывало признание публики лишь после исполнения его Бюловым.

Вслед за своим великим учителем Ференцем Листом он активно поддерживал и пропагандировал русскую музыку. В его репертуаре были произведения Глинки, Бородина, Чайковского. Именно он осуществил первую постановку в Германии оперы Глинки «Жизнь за царя»; много раз исполнял в России, Европе и Америке музыку Чайковского. В свою очередь, Петр Ильич, высоко ценивший талант артиста, присылал ему только что завершенные произведения. В одном из писем композитор признавался: «Я не люблю по собственной инициативе знакомить музыкальных тузов с моими писаниями, но Бюлов составляет единственное исключение, ибо он в самом деле интересуется русской музыкой и мной»./5, с.69-70/

Горячо заинтересованное отношение Бюлова к русской музыке наиболее ярко проявилось в сезоне 1885- 1886 годов, когда в Петербурге под его управлением проходили концерты Симфонические собрания РМО. За один только этот сезон Бюлов исполнил 23 произведения русских композиторов. Передовая русская критика высоко оценила Бюлова-дирижера, отмечая, что «за все время существования РМО не было ни разу серии такой блестящей и… удовлетворяющей основным целям концертов, которые заключаются в возможно совершенном исполнении и в распространении музыки русских композиторов» /6, №26/. В январе 1885 года Бюловым была впервые исполнена Третья сюита для оркестра Чайковского.

«Ни одно произведение Чайковского ни до, ни после не было принято с первого раза так единодушно восторженно, - писал М.И. Чайковский, - и основной причиной этого было необычайное качество исполнения» /7. Т.3, с. 19/. Бюлов не только часто исполнял музыку Чайковского, называя композитора «истинным поэтом в звуках», но и писал о нем в своих критических заметках. В мае 1874 года в большой статье о постановке оперы Глинки «Жизнь за царя» в Милане, Бюлов, оценивая состояние русской музыки в этот период, писал : «Я знаю только одного русского композитора, который подобно Глинке, неутомимо работает, и труды которого, хотя и не представляют ещё полной зрелости, отвечающей степени его таланта, но уже служат впечатляющим ручательством на эту зрелость в будущем. Я разумею молодого профессора композиции Московской консерватории г. Чайковского. Его прекрасный струнный квартет уже получил право гражданства во многих немецких городах, такого же внимания заслуживают многие из его фортепианных сочинений, две симфонии и… особенно увертюра «Ромео и Джульетта». По своей многосторонности этот композитор находится вне опасности остаться неизвестным за границей» /8,№145/.

Слова Бюлова оказались пророческими: очень скоро музыка Чайковского стала звучать в лучших залах Европы, Америки, а затем и во всех странах мира, проникая в сердца людей, глубоко трогая и покоряя самые разные аудитории.

Приложение:

Январь 1885. С-Петербург. Дворянское собрание

5-е симфоническое собрание РМО п/у Г.фон Бюлова

В программе: Чайковский – Третья сюита для оркестра, соч.55 Первое исполнение.

Брамс – Второй концерт для фортепиано с оркестром. Солист – Г.фон Бюлов

4 апреля 1886. С-Петербург. Дворянское собрание

10-е симфоническое собрание РМО п/у Г.фон Бюлова

Чайковский – Концертная фантазия для фортепиано с оркестром, соч.56. Солист – С.И. Танеев

Из переписки

П.И.Чайковский – Н.Ф.фон Мекк / 9, с.1678, 1685-1686/

1 января 1885 года, Москва

<…> Вследствие спешной потребности и неимения хороших корректоров я... принужден был в течение нескольких дней делать труднейшую корректуру моей новой сюиты. Бюлов будет исполнять ее на днях в Петербурге в симфоническом концерте, и нужно, чтобы к пятому числу всё было готово.

18 января 1885 года, Москва

<…> Сегодня вернулся из Петербурга, где провел в лихорадочной суете восемь дней. <…> Первые дни прошли в репетициях к концерту, на коем исполнялась новая моя сюита, и в приготовлениях к предстоявшей мне сильной эмоции.

Тайное предчувствие говорило мне, что сюита моя должна понравиться и задеть за живое публику. Я и радовался, и боялся этого. Но ожидания мои действительность далеко превзошла. Подобного торжества я еще никогда не испытывал; я видел, что вся масса публики была потрясена и благодарна мне. Эти мгновения суть лучшее украшение жизни артиста. Ради них стоит жить и трудиться.

 

Список литературы

 

1.    Gans von Bülow. Briefe und Schriften. B.4. Leipzig. 1898.

2.     L. Schemann. Hans von Bülow in Lichte der Wahrheit. Regensburg.1935.

3.    Ц. Кюи. Избранные статьи об исполнителях. М.1957.с.173

4. Gans von Bülow. Briefe und Schriften. B.4. Leipzig. 1898

5. П.И. Чайковский. Письма. Т.8. М.,1957. С.69-70

6. Музыкальное обозрение 1886, №26

7. М.И. Чайковский. Жизнь П.И. Чайковского. В 3-х томах. М.–Лейпциг, 1900-1903.Т.3. С.19

8. С. - Петербургские ведомости №145 от 29 мая 1874.

9. Чайковский и Надежда Филаретовна фон Мекк. Переписка. М.2004.