Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
23 февраля 2018г.

Деятельность, осуществляемая в рамках той или иной профессии, получила название профессиональной. При этом понятие «профессия» определяется как «необходимая для общества социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получить взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития» [1, с. 107].

В настоящее время насчитываются десятки тысяч профессий, которые различаются по отраслям деятельности, по уровню профессиональных качеств, по степени квалификации и т.п. Наибольшую популярность приобрела классификация профессий по предмету труда, особое место в которой отводится профессиям типа «человек-человек». Они характеризуются тесными контактами различных категорий людей, многофункциональностью обязанностей, разнообразием социальных отношений.

Примером принадлежности к таким профессиям являются специалисты правоохранительной сферы. Их деятельность отличается рядом особенностей: высокой социальной ответственностью; сложностью профессиональных задач, требующих высокой устойчивости внимания и наблюдательности; наличием ситуаций, при которых выполнение служебных задач нередко сопряжено с опасностью для собственной жизни; высоким уровнем психофизиологической напряженности; жесткими временными ограничениями для принятия решений и др. [2, с. 34]. Все это требует наличия особых профессиональных качеств сотрудника правоохранительной сферы деятельности, среди которых немаловажное значение занимают физические качества.

Формирование и развитие физических качеств будущего сотрудника органов внутренних дел как целенаправленный педагогический процесс в условиях университетской подготовки осуществляется в рамках учебной дисциплины «Физическая подготовка», структурно слагающейся из следующих компонентов:

-   мировоззренческие основы – совокупность ценностно-смысловых ориентаций на необходимость овладения физическими качествами как условия успешного осуществления профессиональной деятельности

-      теоретические основы – опора на научные положения естественных, общественных и психологических наук в осуществлении физического воспитания курсантов;

-   программно-нормативные основы –конкретизация задач и содержания учебной дисциплины на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и учебной программы, включающей два основных направления: общая физическая подготовка и специализированная физическая подготовка, связанная со спецификой предстоящей профессиональной деятельности;

-   организационные основы – организация учебного процесса по дисциплине (формы организации учебной деятельности, методы обучения, дидактические средства) и управление ими.

Основными задачами рассматриваемой учебной дисциплины являются:

-   понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

- знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

-     формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизнедеятельности, физическое самосовершенствование и самовоспитание;

- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств;

- обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность курсанта к будущей профессии сотрудника органов внутренних дел;

-   приобретение опыта творческого использования умений и навыков физической подготовки для достижения профессиональных целей.

В качестве принципиальной основы решения таких задач могут выступать:

- принцип содействия гармоничному развитию личности обучающегося;

- принцип связи физической подготовки с практикой профессиональной деятельности;

- принцип оздоровительной направленности физической подготовки.

В состав совокупности физических качеств, формируемых и развиваемых в рамках учебной дисциплины «Физическая подготовка», мы включаем: силу, ловкость, гибкость, выносливость, гибкость координационные способности. Все эти качества в решающей мере определяют физическую дееспособность сотрудника правоохранительных органов.

Специфическим содержанием учебной дисциплины «Физическая подготовка», обеспечивающим формирование этих качеств обучающихся, выступают три равнозначных компонента: 1) физическая подготовка; 2) физическое развитие; 3) физическое совершенство.

Термин «физическая подготовка» подчеркивает прикладную направленность учебной дисциплины. При этом в самом содержании мы различаем две составляющие – общую физическую подготовку и специальную физическую подготовку. Первая составляющая предполагает повышение уровня общего физического развития обучающихся, широкой двигательной подготовленности как предпосылки успеха в будущей профессиональной деятельности. Специальная физическая подготовка – процесс, реализующий требования к двигательным способностям человека в данном виде профессиональной деятельности[3].

Физическое развитие как компонент содержания учебной дисциплины «Физическая подготовка» в процессе ее реализации ориентировано на три группы показателей: показатели телосложения; показатели здоровья; показатели развития физических качеств. Для их позитивного достижения осуществляется подбор специальных физических упражнений и нагрузок с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и комплексного влияния на организм.

Физическое совершенство в образовательном процессе по физической подготовке выполняет функцию идеала физического развития и физической подготовленности будущего специалиста. Показателями этого совершенства могут выступать: крепкое здоровье; высокая физическая работоспособность, позволяющая добиваться необходимого уровня профессиональной работоспособности; гармоничное развитие совокупности физических качеств; физкультурная образованность.

Как свидетельствует практика, обучение профессионально значимым двигательным умениям и навыкам, развитие физических качеств, формирование специальных знаний и осознанной потребности в физическом совершенствовании будет успешным, если субъектами обучения осознается ценность физической подготовки в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел. Так, смысловое значение овладения курсантами фондом профессионально значимых двигательных умений и навыков состоит в том, чтобы научиться рационально и полноценно проявлять свои физические качества в профессиональной деятельности. Смысл овладения физическими качествами состоит в том, чтобы научиться целенаправленно управлять своими силой, быстротой реакций, выносливостью и иными функциональными возможностями.

В основе овладения двигательными умениями и навыками, а также профессионально значимыми физическими качествами лежат специальные знания социологического, гигиенического, медико- биологического характера. Именно знания делают процесс овладения умениями и качествами более осмысленным и в силу этого более результативным.

Наш опыт работы с курсантами университета - будущими сотрудниками органов внутренних дел показывает, что немаловажное значение в овладении всеми компонентами учебной дисциплины «Физическая подготовка» играют такие условия, как:

1)        мотивация обучающихся к физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

2) само-регуляция систематический самоконтроль процесса физического развития;

3)   самостоятельное освоение обучающимися отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки;

4)    использование в образовательном процессе индивидуального подхода, методики и техники направленного развития отдельных физических качеств обучающихся.

 

Список литературы

 

1. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М: МГУ, 1995.

2.   Кочеров Ю.Н. Самообразование и профессионально-личностное развитие сотрудника органов внутренних дел. - Ставрополь: Сервисшкола, 2015. – С. 34.

3. Попков В.А., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы. – М., 2004.