Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ВУЗА ПРИ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

В условиях глобального переустройства современного мира особое значение предаѐтся культурному аспекту человеческой деятельности. Культура в наибольшей степени, чем какая-либо другая сфера, отражает динамику жизни человеческого сообщества в еѐ целостности, даѐт представление об осмыслении людьми конкретной исторической эпохи, их роли в социуме, причастности к важнейшим событиям современности.

Культура – один из ключевых компонентов социокультурного поля общества: это и ресурсы, и ценностно- нормативная подсистема и символические средства коммуникации.

Термин «культура» (от лат. cultura - возделывание, обрабатывание) издавна применяется для обозначения того, что сделано человеком. Культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком. Однако этот смысл слишком широк, расплывчат  и поэтому нуждается в уточнении. Само по себе это уточнение - достаточно сложное мероприятие. Ведь в современной научной литературе встречается более 250 определений культуры. По определению Д. С. Лихачева, культура — это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения — народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства. [4]

В 50-х г.г. XX века французский социолог и культуролог Жоффр Роже Дюмазедье вместо общих понятий, таких как «приобщение к культуре», «развитие культуры», «формирование культуры», вводит понятие «социокультурная деятельность», которая является преднамеренной, организованной, планируемой аккультурацией, противостоящей слепой и анархической социокультурной обусловленности. В качестве основной цели Ж. Р. Дюмазедье выделяет активное социокультурное влияние на людей, создание условий для приобщения их к культуре, а также называет такое эффективное средство народного воспитания как управляемая деятельность, которая может «осуществляться трудящимися любого социального положения и любого образовательного уровня с помощью все более разнообразных действий и организаций с целью обеспечить оптимальную адаптацию всех к техническим и социальным изменениям общества» [5].

Социокультурную деятельность можно разделить на пять основных видов:

¾    преобразовательную,

¾    познавательную,

¾    ценностно-ориентационную,

¾    коммуникативную

¾    художественное творчество (как особый вид деятельности).

С этой точки зрения социально-культурная деятельность соответствует понятию собственно человеческая деятельность, которая, как считает М.С. Каган, заключается «в социокультурной деятельности человека как общественного существа»[2]. Н.Н. Ярошенко утверждает, что «социально-культурная деятельность должна быть понята как совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в набор потребностей, мотивов, установок социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы»[7].

Социокультурная деятельность – это особая подсистема духовной жизни общества, функционально объединяющая, социальные институты, культурно-досуговые учреждения разного рода, творческие организации и т.д., призванные обеспечить распространение и внедрение в практику жизнетворчества духовно-культурных ценностей в целях формирования гармонически развитой, творческой личности. Это такая творческая, созидательная деятельность, при которой преобразование общественных и духовных условий человеческой жизни совпадает с изменением самих субъектов [6].

В настоящее время в число активно действующих субъектов социально-культурной сферы входят не только традиционные культурно-просветительные учреждения, но и новые учебные центры, учреждения системы дополнительного образования, разнообразные структуры социально-защитного и социально-педагогического профилей, оздоровительно-рекреационные объекты, социокультурные ассоциации, движения, сообщества и т. д.

В современных условиях одной из главных функций социокультурной деятельности, в том числе и в

общеобразовательном учреждении, является создание культурной пространственно-временной развивающей среды, организованной особым образом исходя из появления новых реалий в материальной и духовной жизни общества. Поэтому сегодня учеными разрабатываются новые направления социокультурной деятельности такие как: социальное проектирование; культура жизни в виртуальном мире; проекты в социальных сетях и многое другое.

Социально-культурная среда высшего учебного заведения — понятие составное и сложное, его нельзя самобытно трактовать, не сделав анализ следующих понятий, таких как «социокультурная среда», «социальная среда», «образовательная среда».

Изначально такую категорию как «среда» активно стали изучать в 90-е годы XX в. Но первое упоминание о «среде» и связанной с ней понятием «пространство» в социологии появилось еще в XIX в. Классический подход к понятиям «пространство», «социальное пространство», «жизненная среда» дан в работах П. Бурдье, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, О. Конта, Т. Парсонса, П. Сорокина.

В современной западной социологии пространственный анализ развивали А. Лефлер, Э. Соджа, Р. Ален и др. Большой вклад в развитие данных категорий внесли С. Барзилов, В. Виноградский, Л. Ионин, Ю. Качанов, А. Филиппов.

Социальное пространство — это форма существования общества, воссоздание действий в социальном мире. Категория «социальное пространство» тесно связана с категорией «социальная среда». Социальная среда заполняет социальное пространство.

В современных условиях значительно вырос интерес к категории «социальная среда». В последнее время в литературе появились такие понятия, как «гуманитарная среда», «культурная среда», «социокультурная среда». Вводя новые понятия, ученые расходятся в их содержательном толковании и предлагают разные методологические подходы. Так, российские исследователи Е. Белозерцев и А. Усачев понимают «культурную среду» как носителя новой, в т.ч. и негативной информации, которая влияет на мысли, чувства, эмоциональную сферу человека, его веру и, таким образом, обеспечивает его выход на новое знание.

Наиболее активно данное понятие использовали исследователи в контексте педагогического знания (С. Шацкий, С. Моложавый, В. Шульга, М. Крупенина, Л. Новикова и др.), понимая «образовательную среду» в широком смысле как систему факторов, к которым относили воспитание и образование, и в узком — как системообразовательный фактор конкретной образовательной системы.

С социологических позиций рассматривает социокультурную среду Ю. Кулюткин, который, опираясь на теорию систем, определяет социокультурную среду как систему материальных и духовных условий, в которых формируется и реализуется личность. [1].

Социально-культурную среду можно себе представить как социальную среду но обязательно с культурным содержанием. По другому это можно представить, что социокультурная среда — это социальная среда, в которой внимание, акцентируется на ценностях и нормах культуры.

Период становления личности, моральных качеств, жизненных устоев, профессиональных качеств, ценностей и внутреннего культурного пространства, как правило, совпадает с процессом обучения в вузе. В связи с этим вуз выступает как одна из важнейших сред, в которой формируется личность студента. Таким образом, социально- культурную среду вуза можно определить как  место, в котором  сливаются воедино как культурный опыт и насыщение человека, так и приобретение знаний и профессиональных качеств студента, но на равнее с этим не стоит забывать, конечно, и о социальном общении, которое сопутствует данным процессам.

 

Список литературы

1.      Белозерцев Е., Усачев А. К вопросу о статусе категории «культурно-образовательная среда» // Аlma mater (Вестник высшей школы). — 2003.

2.      Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990 г. - с. 32-82.

3.      Левина И.Д. Социализация и воспитание студентов в системе профессионального образования//Среднее профессиональное образование. -2014. -№ 1.

4.      Лихачев Д.С. , «Новый Мир» 1994 №8

5.      Мамбеков Е.Б. Организация досуга во Франции: анимационная модель. Диссертация канд. пед. наук. СПб., 1991. с. 28

6.      Современные  технологии  социально-культурной  деятельности.  Учебное  пособие.  Под  ред.  Е.Г. Григорьевой. Тамбов, 2004

7.      Ярошенко  Н.  Н.  Социально-культурная  деятельность  в  контексте  формирования  новых  качеств социального взаимодействия // Вестн. Моск. ун-та культуры и искусства. М., 2001. Вып. 23. С. 42.