Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАНИИ ОДАРЁННОГО РЕБЁНКА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
25 февраля 2017г.

Способность мыслить и творить свойственна каждому человеку. И, хотя интеллектуально- творческий потенциал каждого ребёнка не одинаков, исследователи убеждены в том, что важно развивать способности всех детей. И роль родителей в процессе этого развития является решающей. «Педагоги, психологи и родители должны сделать всё возможное для того, чтобы каждый ребёнок свой природный дар развивал как можно полнее и успешнее» [1, с. 4].

И педагоги, и родители всегда стоят перед необходимостью решить вопрос, как определить реальные возможности каждого ребёнка, его природные способности, степень его одарённости и создать условия для более успешного его развития, воспитания и обучения?

Одарённым ребёнком принято называть того, чей природный дар, природные возможности превосходят в том или ином направлении средние возможности большинства. «Многие специалисты называют одарённостью, генетически обусловленный компонент способностей. Этот генетически обусловленный дар в значительной мере определяет и результат развития, и его темп» [8, с. 5].

Среда и воспитание либо подавляют дар, либо помогают ему раскрыться. Благоприятная окружающая среда, внимание и любовь родителей, квалифицированное педагогическое руководство и согласованность всех сторон способны превратить этот природный дар в талант. Культурно-досуговая деятельность современных школьников – важный фактор их образования и развития. Именно она в настоящее время обеспечивает индивидуальную траекторию развития личности в образовании.

Ребёнка формирует не только школа, но и среда. Бездумный досуг не стоит путать с организованной, культурно-досуговой деятельностью. Мнения многих ученых совпадают: «Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время; человек же талантливый стремится его использовать» [3, с. 386-387].

Способности или природная одарённость – это потенциальные возможности человека к ещё большему приобретению знаний и умений.

Положение о том, что люди не равны в своей природной одарённости нередко толкуется односторонне. «Часто в людях подчёркивается лишь степень их одарённости: этот человек «средних способностей», а у этого их «совсем нет» и т.д. Главное же значение для различения людей по способностям имеет не столько величина или степень способностей, сколько их качественное своеобразие» [10, с. 6]. И здесь особенно важен индивидуальный подход к ребёнку и согласованные действия педагогов и родителей. В этой связи особую роль в развитии детей играет культурно-досуговая деятельность, которая включает ребят в разнообразные занятия по их интересам в свободной, непринудительной форме.

Одарённый человек зачастую одарён во многих направлениях и такую одарённость порой называют общей. (Леонардо да Винчи, Михаил Васильевич Ломоносов, Николай Андреевич Римский-Корсаков и др.).

Учёными выделяется и специальная одарённость к какому-либо определённому виду деятельности. (Вольфганг Амадей Моцарт, Илья Ефимович Репин, Пётр Ильич Чайковский и др.).

Результаты исследований специалистов убедительно свидетельствуют о том, что об одарённости скорее следует говорить, как об интегральном, суммарном личностном свойстве. «В психике выдающихся людей есть некие общие способности, которые универсальны и не связаны с какой-то специальной деятельностью. Специальная одарённость, допускающая ситуацию, что человек одарён в какой-то одной сфере деятельности и практические не пригоден к другой, в природе – большая редкость. Общая одарённость человека – это, образно говоря, ствол дерева, а толстые и более тонкие ветви – это различные способности, которые тоже свойственны этому человеку, даже если они и не так сильно заметны, как другие» [8, с. 10].

Специалисты рассматривают детскую одарённость ещё в одном аспекте – насколько она в данное время проявлена ребёнком. «Проявленную, очевидную одарённость, то есть замеченную педагогами, психологами и родителями, называют «актуальной». И напротив, одарённость, которая не сразу заметна, не очевидна для окружающих, называют «потенциальной» [8, с. 11].

Многие известные учёные, музыканты, художники и писатели проявили свои выдающие способности сразу в раннем возрасте. Довольно часто одарённые дети становятся выдающимися специалистами, но не всегда. И наоборот, не менее часто дети, не проявившие себя в детстве, порой достигают выдающихся результатов в зрелом возрасте. Нередко выдающийся умственный потенциал, как свидетельствуют биографии многих известных людей, долгое время оставался незамеченным окружающими. А это означает лишь одно – педагоги и родители были невнимательны к проявлениям тех или иных качеств ребёнка, у них не хватило знаний, чуткости, не сработала интуиция, они сами оказались не способными людьми в вопросах оценки и распознавания способностей подрастающей личности. Незамеченной одарённость может остаться и по той банальной причине, что зачастую взрослые и дома. И в школе ценят больше всего такие качества, как послушание, прилежание, аккуратность и не поощряют оригинальность, смелость суждений, независимость поведения.

Смысл досуговой деятельности, в отличие от производственной проявляется не каком-либо внешнем результате, а в ней самой, поскольку она дает работу мыслям и чувствам человека. Задача руководителя той или иной художественно-творческой деятельности – погрузить детей в такие условия сотворчества, когда преобладает работа эмоционально-чувственной сферы ребят [5, с. 75].

Развитие и воспитание одарённого ребёнка – очень ответственное и сложное дело, которое осуществить можно только при внимательном отношении к детям, только зная их потребности, интересы и увлечения. Заметить проявление одарённости в ребёнке взрослым порой мешают временные неудачи, пробелы в знаниях, неуверенность в себе, временное отсутствие интереса, увлечение чем-то другим. В этих случаях взрослым нужно быть особенно внимательными и вовремя прийти на помощь ребёнку.

Присматриваться к склонностям и интересам ребёнка родителям нужно, не дожидаясь, когда он пойдёт в школу. Современные дети очень рано развиваются, их умения тоже важно развивать и поощрять – они все пригодятся детям в их будущем.

Выдающиеся деятели науки и культуры прошлого всегда понимали, как важно в часы недолгого досуга уметь занять руки, заполнить голову. «Деятельный досуг всегда противопоставлялся праздности, которая может превратиться в мощнейшую социальную силу, способную не только легко разрушить саму личность, но и подорвать устои общества» [2, с. 26]. Научить ребёнка дорожить свободным временем и использовать его для расширения кругозора  и развития своих способностей – весьма непростая педагогическая задача. Порой родители не отдают себе отчёта в том, что являются самыми первыми учителями своего сына или дочери и ответственны за дальнейшую его учёбу в школе. Учение потребует от ребёнка собранности и готовности к длительному умственному напряжению. И нельзя опираться только лишь на одни природные данные. Важно многие качества у ребёнка воспитать родителям ещё в раннем возрасте. «Важнейшим условием развития ребёнка и его способностей является своевременное начало. Важно, чтобы условия опережали развитие. Важнейшими условиями развития можно считать богатую и разнообразную деятельность, свободу и самостоятельность детей в занятиях и играх и искреннюю заинтересованность родителей во всех делах детей» [4, с. 132-133].



Список литературы

 

1.        Вергелес, Г.И. Младший школьник: Помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей / Г.И. Вергелес, Л.А. Матвеева, А.И. Раев. – СПб.: РГПУ им А.И. Герцена; Союз, 2000. – 159 с.

2.        Гагин, В.Н. Праздничность как феномен русской культуры / В.Н. Гагин. – М.: Профиздат, 2005. – 235 с.

3.        Маркс К. Сочинения  / К. Маркс, Ф. Энгельс. – 2-е изд. –  Т.25. – Ч. 2. – М.: Изд-во полит. литературы, 1955-1974 гг. – С. 386-387.

4.        Никитин, Б.П. Мы, наши дети и внуки / Б.П. Никитин, Л.А. Никитина. – З-е изд. доп. – М.: Мол. Гвардия, 1989. – 303 с.

5.        Опарина, Н.А. Педагогика детского зрелищного досуга: монография / Н.А. Опарина. – М.: Белый ветер, 2013. – 254 с.

6.        Пекелис, В.Д. Твои возможности, человек! / В.Д. Пекелис. – М.: Знание, 1974. – 208 с.

7.        Плинер, Г.Я. Воспитание личности в коллективе / Г.Я. Плинер, В.А. Бухвалов. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 160 с.

8.        Савенков, А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе / А.И. Савенков. – Екатеринбург: У-Фактория,2004. – 272 с.

9.        Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. / А.Э. Симановский. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 188 с. – (Серия: «Вместе учимся, играем»).

10.     Способности ваших детей. (Пособие для родителей и воспитателей) / Сост. Н.П. Линькова и Е.А. Шумилин. – М.: Просвещение, 1969. – 216 с.