Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИНВАЛИДОВ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ И ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ ЛИЦ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Актуальность исследования. Ограничения двигательных функций при поражении опорно-двигательного аппарата возникают в результате нескольких вариантов изолированного или сочетанного поражении управляющих структур и исполнительного отдела. Так, формирование двигательных навыков у детей с ДЦП происходит с искажениями в результате нарушения мышечного тонуса, координации движений, моторного и сенсорного компонентов речи, в отдельных случаях – на фоне нарушения функции анализаторов, зрительного и слухового, нередко с сопутствующим нарушением интеллекта [1, 2].

Искажение схемы тела и нарушение балансировочных реакций, в результате которых возникают компенсаторные позы, являются основными лимитирующими факторами при ампутации или врожденном отсутствии конечностей. Для всей разнообразной группы с ПОДА, но в особенности для лиц со спинальными поражениями, характерно ограничение возможностей кардио-респираторной системы в результате длительной гиподинамии.

Также важным лимитирующим фактором в этой группе является вынужденное положение сидя или лежа. Все перечисленные нарушения затрудняют развитие статических и локомоторных функций у детей с ПОДА и определяют аномалию моторного развития [3].

Метод исследования. Для оценки физического развития школьников с ПОДА с последующим определением соматотипа проводились измерения четырех основных антропометрических показателей: массы тела, длины тела, окружности головы и окружности грудной клетки. Соотношение данных параметров комплексно отображает весь уровень морфофункционального статуса индивидуума на момент обследования ребенка и позволяет характеризовать его физическое развитие с определением своеобразия индивидуальных и групповых различий. Обследование проводилось в утренние часы до приема пищи.

Измерения проводились по общепринятым методикам.

Оценивание результатов антропометрических измерений было проведено центильным методом. Данный метод основывается на выявлении различий среднестатистических результатов измерений с фактическими данными у субъектов одного возраста и пола. Учитывалась географическая зона. Примененный в работе метод наиболее объективен.

Оценку результатов антропометрии вели по центильным таблицам [4].

Задача специалиста, проводящего обследование: определить, в какой центильный отрезок входит результат измерения. Оцениваются результат и центильный интервал. Итогом всех измерений является оценка гармоничности либо дисгармоничности развития. Гармоничность развития выявляется по разности между номерами коридоров шкалы по параметрам роста, веса и окружности груди.

Выделяют три уровня физического развития - гармоническое, дисгармоническое, резко дисгармоническое. В варианте, если разница нумерации коридоров между двумя значениями из трех результатов не выше 2, это свидетельствует о гармоническом развитии. При разности, равной 3 – физическое развитие дисгармоническое, 4 и более – резко дисгармоническое. В случаях, когда все или хотя бы один из оцениваемых признаков попадают в крайние зоны центильных таблиц (1 или 7-ю), говорить о гармоничности без дополнительного анализа зависимых признаков некорректно.

При выявлении дисгармоничности или резкой дисгармоничности в развитии отмечают наиболее отклоняющийся признак. Степень отклонения уточняют по дополнительным центильным таблицам (масса тела по длине, окружность грудной клетки по длине тела).

Физическое развитие напрямую коррелирует с соматотипом, телосложением, обменом веществ. Из внешних факторов среды, под воздействием которых складывается соматотип (социально-экономические условия, питание, основные и сопутствующие заболевания, двигательная активность), существенное значение для школьников с нарушением в развитии имеют занятия адаптивной физической культурой.

Соматотип определяется по схеме, представленной Р.Н. Дороховым (1975) и И.И. Бахрах (1974) при гармоническом развитии [5-7]. По сумме номеров центильных зон выявляют соматотип у индивида. Соматотип представлен тремя вариантами: до 10 баллов – микросоматический (замедленный), от 11 до 16 баллов – мезосоматический (средний), от 17 баллов – макросоматический (ускоренный) [4, 8, 9].

Для выявления уровня физического развития обследованные дети были отнесены на различные группы по возрасту и полу.

Использовались таблицы для оценки длины, массы тела, окружностей грудной клетки и головы, с учетом региона исследования.

Результаты исследования.

Измерения проводились у детей с диагнозом «детский церебральный паралич» (32 чел.), поражением спинного мозга (14), врожденным отсутствием конечностей (11), ампутацией конечностей (7), у детей с ограничениями движений в суставах (17). Количественная характеристика исследованного контингента детей школьного возраста с ПОДА представлена в Табл.1.

Таблица 1 Количественная характеристика исследованного контингента детей школьного возраста с ПОДА (n = 81)

Исследуемый контингент

Мальчики

Девочки

Младший школьный возраст

13

11

Средний школьный возраст

16

12

Старший школьный возраст

14

15

 

Большинство детей младшего и старшего школьного возраста, как мальчиков, так и девочек, имели резко дисгармоническое физическое развитие (Табл.2). В среднем школьном возрасте у большинства мальчиков наблюдалось гармоническое (микросоматотип) и дисгармоническое физическое развитие, а у девочек в этом возрасте – резко дисгармоническое.

Таблица 2 Оценка уровня физического развития лиц школьного возраста с поражением опорно-двигательного аппарата по данным антропометрического обследования, %

 

Тип физического развития

Результаты обследования, %

мальчики

девочки

Младший школьный возраст

Гармонический

43,6

35,5

Соматотип

при гармоническом физическом развитии

 

микро- 35,1

 

мезо- 64,9

 

макро-

-

 

микро- 42,9

 

мезо- 57,1

 

макро-

-

Дисгармонический

7,1

15,2

Резко дисгармонический

49,3

49,3

Средний школьный возраст

Гармонический

39,9

12,7

Соматотип

при гармоническом физическом развитии

 

микро- 54,8

 

мезо- 32,7

 

макро- 12,5

 

микро- 100,0

 

мезо-

-

 

макро-

-

Дисгармонический

34,3

15,6

Резко дисгармонический

25,8

71,7

Старший школьный возраст

Гармонический

-

26,9

Соматотип

при гармоническом физическом развитии

 

микро-

-

 

мезо-

-

 

макро-

-

 

микро- 31,7

 

мезо- 68,3

 

макро-

-

Дисгармонический

34,5

20,0

Резко дисгармонический

65,5

53,1

 

Заключение. Результаты проведенных исследований позволяют установить, что различные формы нарушения функций опорно-двигательного аппарата у детей (детский церебральный паралич, поражение спинного мозга, врожденное отсутствие конечностей, ампутация конечностей, дети с ограничениями движений в суставах) оказывают негативное влияние на процесс физического развития детей школьного возраста.

В данной категории обследуемых школьников выявлено до 34,5 % лиц мужского пола с дисгармоническим и до 65,5 % - с резко дисгармоническим физическим развитием, а также и до 20,0 % лиц женского пола с дисгармоническим и до 71,7 % - с резко дисгармоническим физическим развитием. Но даже при гармоническом развитии школьников, в 54,8 % случаев у мальчиков среднего школьного возраста и в 42,9 % - у девочек младшего школьного возраста преобладает микросоматотип.

В результате низких исходных соматометрических показателей детей различных возрастов с разными формами нарушений опорно-двигательного аппарата по факту выявлены отклонения в физическом развитии. Отставание темпов роста в процессе биологического созревания выражено у лиц женского пола в среднем и старшем школьном возрасте, у юношей в старшем школьном возрасте. Ограниченная подвижность и невозможность функционального участия отдельных мышечных групп, слабый мышечный тонус, приводят к недостатку двигательной активности, что тормозит весоростовые процессы и биологическое развитие этих детей к основному заболеванию.

 

Список литературы

1.      Емельянов В.Д., Красноперова Т.В., Шевцов А.В., Шелкова Л.Н. Особенности физического развития и обеспечения локомоторных функций двигательной деятельности лиц с сенсорными нарушениями с учетом возрастных и гендерных различий // Журнал Адаптивная физическая культура № 1 (57). – 2014 г. – С. 2-5.

2.      Емельянов В.Д., Красноперова Т.В., Шелкова Л.Н. Особенности физического развития и координационной структуры двигательной деятельности лиц школьного  возраста  с интеллектуальными нарушениями  // Журнал Адаптивная физическая культура № 4 (60). – 2014 г. – С. 9-12.

3.      Шевцов А.В., Емельянов В.Д., Шелкова Л.Н., Красноперова Т.В. Факторы, лимитирующие адаптационные и компенсаторные возможности к двигательной деятельности при занятиях АФК лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Журнал Адаптивная физическая культура № 1. – 2013 г. – С. 14-15.

4.      Мазурин, А.В. Пропедевтика детских болезней / А.В.Мазурин, И.М.Воронцов. – СПб, 2000. – 926 с.

5.      Бахрах, И.И. Взаимосвязь некоторых функциональных показателей с пропорциями тела мальчиков пубертатного возраста / И.И.Бахрах, В.М.Волков // Теория и практика физической культуры. – 1974. - № 7. – С.44-46.

6.      Дорохов, Р.Н. Физическое развитие детей школьного возраста / Р.Н. Дорохов // Медицина, подросток и спорт. – Смоленск, 1975. – С.5-38.

7.      Дорохов, Р.Н. Спортивно-медицинские аспекты отбора и ориентации / Р.Н. Дорохов, И.И. Бахрах, И.М.Попов. – Смоленск, 1978. – С.38.

8.      Воронцов, И.М. Оценка антропометрических данных / И.М.Воронцов // Вопросы охраны материнства и детства. - 1985. - № 6.- С.6-11.

9.      Воронцов, И.М. Современное состояние, тенденции и проблемы оценки физического развития детей из разных экологических и экономических регионов России / И.М.Воронцов, Н.А.Матвеева, Т.М.Максимова // Педиатрия. – 1995. - № 4. – С.50-51.