Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОМПЛЕКСНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ СТУДЕНЧЕСКИХ БАСКЕТБОЛЬНЫХ КОМАНД

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 февраля 2018г.

COMPLEX PEDAGOGICAL CONTROLAS AN EFFICIENT METHOD TO MANAGE COACHING OF UNIVERSITY BASKETBALL TEAMS

 

Egorov А.V., Stolyar L.M.

 

Federal State-Run Educational Institution of Higher Learning Moscow State Pedagogical University (MSPU)

Institute of Physical Culture, Sports and Health, Moscow

 

Аннотация: в статье представлено обоснование необходимости проведения комплексного педагогического контроля как основного средства совершенствования управления тренировочным процессом студенческих баскетбольных команд. Анализ средств и методов был выполнен на основе обзора научно-методической литературы отечественных авторов. Сделан вывод о том, что используемый тренерами арсенал средств и методов, используемых в процессе проведения комплексного педагогического контроля очень большой и из него должны использоваться наиболее эффективные.

Ключевые слова: управление, тренировочный процесс, тренер, спортсмен, баскетбол, комплексный педагогический контроль.

Abstract: This article features the substantiation for exercising complex pedagogical control as a major tool for improving management over coaching of university basketball teams. The tools and methods were analyzed based on research findings and didactic works by national authors. The conclusions made in the article suggest that the toolkit of methods employed by coaches during complex pedagogical control is voluminous and only the most efficient practices should be used.

Keywords: basketball, coach, coaching, complex pedagogical control, management, sportsman

Введение. Баскетбол является эффективным средством совершенствования физического развития, физической подготовленности и спортивного совершенствования юношей и девушек. Происходящие в последний период времени перемены в спорте выдвигают новые задачи по поиску эффективных средств и методов управления тренировочным процессом баскетболистов. По мнению ведущих специалистов, к наиболее эффективным средствам и методам управления тренировочным процессом в любом виде спортивной деятельности можно отнести проведение контроля за уровнем функционального состояния, физической и технической подготовленности юных баскетболистов [8, 9, 10, 18, 21]. В результате анализа научно-методической литературы, практического опыта специалистов и собственных исследований было установлено, что используемый тренерами по баскетболу арсенал средств и методов комплексного педагогического контроля очень большой. Для обеспечения высокого уровня физической и технической подготовленности юных баскетболистов необходима организация комплексного педагогического контроля на основе использования только наиболее эффективных из них.

По мнению ведущих специалистов хороших спортивных результатов, нельзя достичь без учета рационального подхода к организации учебно-тренировочного процесса [7]. В настоящее время процесс спортивной подготовки в баскетболе имеет ряд особенностей [7]. В частности, наблюдается интенсификация учебно-тренировочного процесса юных спортсменов, которая выражается в расширении соревновательной деятельности, увеличении физических нагрузок и уменьшении количества времени, отведенного на процессы восстановления. Одним из наиболее эффективных средств и методов управления учебно-тренировочным процессом и результативностью соревновательной деятельности в баскетболе является комплексный педагогический контроль, как один из видов надежной обратной связи между тренером и спортсменом [7]. Информация об индивидуальных особенностях спортсменов необходима тренеру для принятия управленческих решений. Ее можно получить только посредством проведения комплексного педагогического контроля. Чаще всего такая информация включает данные о различных параметрах подготовленности спортсмена (морфофункциональной, физической, технической, технико- тактической, психологической) и сравнивается с модельными (эталонными) характеристиками, необходимыми для достижения запланированных спортивных результатов. В случае несоответствия полученных в ходе педагогического тестирования показателей спортсмена требованиям физической, морфофункциональной, психофизиологической подготовленности тренеру необходимо выработать индивидуальную стратегию спортивного совершенствования, которая предусматривает комплексное использование возможностей системы учебно-тренировочного процесса в комплексе со средствами и методами восстановления функционального состояния спортсменов [8, 9, 10, 12-15, 18, 21 и др.].

Методы и организация исследования. В качестве ведущего был выбран метод, относящийся к методам эмпирического уровня - анализ научно-методической литературы по проблеме исследования. Данный метод был выбран как один из наиболее доступных методов. Главной целью данного метода является сбор научных данных по проблеме исследования, определения достижений в изучаемой области знаний, существующих точек зрения на проблему, что позволяет наметить дальнейшие перспективы исследования.

Исследование было проведено в несколько этапов.

1 этап (сентябрь - октябрь 2017 года) – формулировалась идея исследования

2     этап (ноябрь -декабрь 2017 года) - прогностический и организационно-подготовительный. Уточнение целей и задач исследования, гипотезы эксперимента, плана-программы опытно- экспериментальной работы в процессе прохождения научно-исследовательской практики.

3 этап (январь 2018 года) - обобщающий этап. Обработка полученных в ходе исследования данных, получение выводов, завершение написания научной статьи и ее компьютерное оформление.

Результаты исследования и их обсуждение. Одно из основных мест в системе управления подготовкой в баскетболе отводится комплексному педагогическому контролю. По мнению Зациорского В.М. педагогический контроль должен быть научно-обоснованным и совершенствоваться в учебно- тренировочном процессе с целью достижения более высоких результатов общей и специальной физической подготовленности, и роста спортивного мастерства [12-15].

В научных работах большинства ведущих специалистов в области исследований теории и методики физической культуры и спорта высказывается мнение о том, что тренировочный процесс должен стать управляемым за счет применения педагогического контроля как одного из главных звеньев в системе управления физической подготовкой [9, 10, 12-15, 34 и др.].

Кривенцов A.Л утверждает, что педагогический контроль не должен быть приведен к сбору оперативной информации интересующей тренера. После получения данных необходимо их сопоставить с нормативными показателями и только после этого принять управленческое решение об изменении алгоритма спортивной подготовки спортсмена [20].

Наибольшее количество информации о текущем состоянии спортсмена будет содействовать тренеру точнее  и  правильнее формировать  учебно-тренировочный  процесс.  Это  утверждение  обосновывает постановку вопроса о проведении комплексного педагогического контроля с привлечением других специалистов (врачей, психологов и др.). Другая сторона данного вопроса состоит в том, что ежедневная практическая деятельность тренера, как организатора тренировочного процесса предъявляет другие требования. Ведущими из них являются:

-                      доступность методов получения и оценки информации для тренера;

-                      простота и удобство (время и др.) выполнения тестов (контрольных упражнений) для игрока;

-                      упрощение  средств  измерений  при  условии  сохранения  достоверности  полученной информации.

Вышесказанное определяет ведущую роль педагогического контроля как наиболее эффективного средства управления спортивной подготовкой по сравнению с другими. По утверждению Ашмарина Б.А., это становится наиболее значимым на начальных этапах спортивного совершенствования [1, 2].

На основании исследований Бальсевича В.К., Запоржанова В.А., Власова А.М. можно перечислить методические условия необходимые при проведении комплексного педагогического контроля:

-                      грамотный выбор тестов (упражнений);

-                      соответствие выбранных тестов (упражнений) статистическим критериям надежности, информативности, объективности и валидности;

-                      определение необходимого для достаточного получения данных объема количества исследуемых показателей (оценки морфофункционального развития, уровня общей и специальной подготовленности спортсменов и др.);

-                      выбор методов педагогического контроля на основании задач, поставленных при проведении педагогического тестирования [3, 4, 7, 11].

Многие специалисты рассматривают комплексный педагогический контроль в системе управления физической подготовкой в физической культуре и спорте в качестве основного средства и метода получения тренером информации по оценке эффективности различных сторон учебно-тренировочного процесса [1, 2, 3, 4, 7, 11, 9, 10, 12-15, 34].

Матвеев Л.П. под системой педагогического контроля в физическом воспитании и спорте подразумевает комплекс различных методических приемов, методов и средств, которые позволяют оценить различные аспекты подготовленности занимающихся основная цель которых обоснованное управление тренировочным процессом [26-33].

Система комплексного педагогического контроля включает в себя такие формы контроля как педагогический, биомеханический, медико-биологический и психологический контроль.

При проведении комплексного педагогического контроля тренерский состав применяет состав параметров, средств, методов для оценки эффективности применяемых тренировочных нагрузок (упражнений) [28-35]. К основным методам педагогического контроля относятся педагогические наблюдения и контрольные пробы (тесты, упражнения).

При проведении медико-биологического контроля применяется состав параметров, средств, методов и алгоритмов для оценки уровня физического здоровья, функционального состояния и морфофункционального развития занимающегося, а также реакции систем его организма на разнообразные учебно-тренировочные нагрузки [9, 10 и др.].

При проведении биомеханического контроля применяется состав параметров, средств, методов и алгоритмов для оценки техники выполнения физкультурных упражнений и формирования технического мастерства, занимающегося [12-15].

При выполнении психологического контроля применяется состав параметров, средств, методов и алгоритмов для оценки индивидуальных и типологических особенностей личности занимающегося, общего и специального типа психомоторных способностей, текущего психического состояния и др. в условиях подготовки к соревновательной деятельности [36].

В последующем все полученные данные обследований обобщаются с другими видами контроля в целостную оценку. Из этого складывается система комплексного педагогического контроля [34].

В научно-методической литературе можно встретить такое мнение, что система комплексного педагогического контроля делится на две подсистемы:

ü     подсистема метрологического обеспечения;

ü     подсистема автоматизированной обработки результатов измерений с применением вычислительной техники [8, 18].

Годик М.А. характеризует педагогический контроль как конгломерат построенных по определенной системе мероприятий. Данные мероприятия, по его мнению, тесно связанны и взаимодействуют между собой. Мероприятия включают в себя следующие виды контроля: педагогический, медико-биологический, психологический контроль и могут быть подвергнуты метрологическому обеспечению измерений и автоматизированной обработке результатов измерений. Контрольное педагогическое тестирование спортсменов ставит перед собой цель - объективная оценка уровня спортивной подготовленности занимающегося на различных этапах и уровнях подготовки и используются для моделирования учебно- тренировочной и соревновательной деятельности [17, 18].

Методы, применяемые в комплексном педагогическом контроле в спортивной практике, опираются на структуру показателей подготовленности спортсменов, которая условно делится на четыре уровня:

1.                   Интегральные показатели (отражают комплексное функциональное состояние организма, занимающегося).

2.                   Комплексные показатели (отражают состояние одной функциональной системы организма занимающегося).

3.                   Дифференциальные показатели (характеризуют одно свойство системы организма, занимающегося).

4.                   Единичные показатели (характеризуют одну величину системы организма человека) [17, 18].

По мнению большинства исследователей, качественный педагогический контроль включает в себя большое количество измеряемых параметров подготовленности занимающегося. Причиной этому является мнение исследователей, что применение большого количества упражнений (тестов, параметров и др.) повышает достоверность и надежность полученной о занимающемся информации [16]. В специальной литературе можно встретить и другое мнение специалистов, которое заключается в том, что применение большого числа измеряемых параметров увеличивает длительность и трудоемкость педагогического тестирования и вызывает затруднения при анализе полученных данных [20].

Учитывая вышесказанное, возникает необходимость в создании такой программы комплексного педагогического тестирования, которая будет учитывать всестороннюю оценку физической (общей и специальной), морфофункциональной, психологической, технической, технико-тактической и др. подготовленности занимающегося при наличии такого количества тестов (упражнений, проб), который позволил бы получить максимально достоверную и надежную информацию.

В спортивной практике создание программы комплексного педагогического тестирования делится на такие этапы как:

ü     оценка соревновательной деятельности и выяснение параметров которые детерминируют ее эффективность на разных этапах спортивной подготовки;

ü     подбор надежных и информативных тестов (проб, упражнений), позволяющих оценить эти параметры;

ü     разработка методики комплексного педагогического тестирования;

ü     проведение контрольных испытаний;

ü     математический анализ результатов тестирования;

ü     сравнительный анализ полученных данных с нормативными (модульными) показателями.

В физической подготовке баскетболистов построение планов по спортивной подготовке, направленной на достижение высокой результативности, является одной из стадий управленческого процесса и состоит из нескольких этапов:

ü     сбор информации;

ü     анализ полученной информации;

ü     принятие  решения     о  стратегическом     планировании  тренировочного  процесса    на перспективу;

ü     работа по составлению программы и планов спортивной подготовки;

ü     реализация программ и планов спортивной подготовки;

ü     коррекция текущего документооборота тренера на основе полученных в ходе проведения педагогического тестирования данных [17, 18].

В условиях планирования учебно-тренировочного процесса как на этапе годичного цикла, так и при многолетней    подготовке     получение    информации     об    индивидуальных    особенностях    подготовки, занимающихся (на начальных и завершающих этапах циклов) является важной частью процедуры управления их физической подготовкой.

Главное значение в педагогическом контроле отводится его комплексности. Причиной этому является регистрация изменений функционального состояния организма спортсменов, которые происходят в условиях интенсивной тренировочной деятельности. К ним относятся: особенности морфофункционального развития, развитие основных физических качеств; этапность совершенствования двигательной подготовленности; оценка реакции организма спортсмена на тренировочные и соревновательные нагрузки и многие другие показатели, которые необходимо  оценивать в динамике. Годик М.А. считает, что  «педагогический контроль рассматривается как последовательное применение различных разновидностей педагогического контроля (этапного, текущего, оперативного) который применяется в структуре спортивной подготовки (макроцикл, мезоцикл, микроцикл) для получения объективной разносторонней информации о состоянии спортсмена с целью управления процессом спортивной подготовки» [9, 10]. 

Сам педагогический контроль является главным связующим звеном в системе управления физической подготовкой, а большое количество его разновидностей и его этапы в годичном и многолетнем циклах обуславливают необходимость применения различных видов и форм комплексного педагогического контроля [9, 10].

По мнению большинства специалистов, наиболее полный принцип организации комплексного педагогического контроля представлен в научно-методической литературе по организации учебно- тренировочного процесса футболистов [9, 10, 8, 18].

Выводы и рекомендации. На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы о степени разработанности проблемы применения комплексного педагогического контроля как основного средства управления спортивной подготовкой в баскетболе:

1.                   Комплексный педагогический контроль является эффективным средством и методом управления учебно-тренировочным процессом студенческих баскетбольных команд.

2.                   Комплексный педагогический контроль основан на получении информации о влиянии тренировочного процесса на организм спортсмена и функциональных изменениях, которые наступают под действием физической тренировки.

3.                   Разный уровень разработанности и научно-методической обоснованности проблемы применения методов комплексного педагогического контроля в различных направлениях спортивной подготовки. Наибольшее развитие методов наблюдается в спорте высших достижений, где обеспечен наиболее полный список нормативных (модельных) показателей учебно-тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов, оценить их количественно и качественно, произвести их мониторинг, что помогает выявить главное направление управления спортивной подготовкой.

4.                   Комплексный педагогический контроль в условиях подготовки высококвалифицированных спортсменов на современном этапе проводится на уровне обобщения его основополагающих принципов. Опытно-экспериментальным путем обоснованы количественные и качественные величины оценки спортивной подготовленности спортсменов (морфофункциональные особенности, общая и специальная физическая подготовка, техническая, технико-тактическая, психологическая подготовленность).

5.                   Система мониторинга индивидуальных особенностей, занимающихся баскетболом должна быть взаимосвязана с планами спортивных нагрузок на различных этапах спортивной подготовки. Контрольные мероприятия должны быть направлены на количественную оценку различных сторон их двигательной подготовленности, в сочетании с качественной характеристикой напряженности основных систем организма в тренировочном процессе.

Богатый опыт использования системы комплексного педагогического контроля в процессе спортивной подготовки в различных видах спорта позволяет сделать заключение о необходимости и целесообразности применения комплексного подхода к всесторонней оценке уровня подготовленности баскетболистов [9, 10 и др.].

Анализ документов, определяющих систему физической подготовки студенческих баскетбольных команд и практический опыт специалистов по физической подготовке в баскетболе свидетельствует о применении не рациональных методик педагогического контроля за их учебно-тренировочным процессом. Это объясняется, с одной стороны, несовершенством материально-технического обеспечения и слабой подготовленность тренерского состава, а с другой, - тренеры не всегда используют в своей работе методические рекомендации данные специалистами по физической культуре и спорту по организации контрольных мероприятий и аналитической работе, связанной с оценкой полученных результатов. По данной причине информация о функциональном состоянии, физической и психологической подготовленности юных баскетболистов не в полной мере отражает их индивидуальные возможности. Это, в свою очередь, снижает ценность получаемой в ходе педагогического тестирования информации и рекомендации по коррекции учебно-тренировочного процесса выдаются некорректные [22].

Проведенный в данной статье анализ показал, что комплексный педагогический  контроль, позволяет получить количественную информацию о реакциях организма на физическую нагрузку и уровнях физической подготовленности занимающихся. Самой эффективной будет та система комплексного педагогического контроля, которая предполагает использование интегральных и дифференцированных показателей, позволяет объективно оценить подготовленность занимающегося, определять ведущие факторы, за счет которых достигнуты данные результаты, индивидуализировать процесс физической подготовки на основе учета полученных в ходе контроля данных, соотнести уровень спортивной подготовленности занимающихся, а также наметить основные направления коррекции учебно- тренировочного процесса через его индивидуализацию.

 

Список литературы

 

1.                   Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие для студентов и аспирантов, - М.: ФиС. 1998.-136 с.

2.                   Ашмарин Б.А. и др. Теория и методика физического воспитания: учеб. для пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 2007. -206 с.

3.                   Бальсевич В.К. От высоких информационных технологий к спортивным победам / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 2000. -№ 10. - 5-6 с.

4.                   Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания (методологический. аспект) // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 4.- 21 с.

5.                   Бахрах И.И., Докторевич A.M. Комплексный контроль в системе подготовки юных конькобежцев // Теория и практика физической культуры. -2000,-№9,- 35-42 с.

6.                   Бондаревский, Е.Я., Стародубцев М.В., Кочарян Ю.Е. Методология построения должных норм физической подготовленности: методич. рекомендации. -М., 2011. -33 с.

7.                   Власов А.М. Комплексный контроль физической подготовленности и морфофункционального состояния юных баскетболистов 12-15 лет: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04: Москва, 2010 142 c. РГБ ОД, 61:04-13/995

8.                   Гильмутдинов Ю.А. Комплексная оценка перспективности ведущих юных бегунов на средние и длинные дистанции: Автореф. дисс. ... канд.пед.наук. - М., 2008. - 25 с.

9.                   Годик М.А. Комплексный контроль в спорте// Тренер. Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 1. - с. 22-25.

10.               Годик М.А. Факторная структура специальной подготовленности футболистов / М.А. Годик, Е.В. Скоморохов // Теория и практика физической культуры. - 1981. -№7. - 14-16 с.

11.               Запоржанов В.А. Комплексный педагогический контроль как аппарат управления тренировочным процессом// Основы управления тренировочным процессом. - Киев: КГИФК, 1982. - 112-118 с.

12.               Зациорский В.М. Основы спортивной метрология. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 152 с.

13.               Зациорский В.М. Спортивная метрология: Учебное пособие для ИФК. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 256 с.

14.               Зациорский В.М. Физические качества спортсменов - М.: ФиС, 1998 – 200 с.

15.               Зациорский В.М. К теоретическому обоснованию современной методики воспитания быстроты движений / В.М Зациорский, В.П. Филин. // Теория и практика физической культуры. - 1962. - № 1. - С 23-27.

16.               Зеленцов А.М. Моделирование тренировки в футболе / А.М. Зеленцов, В.В. Лобановский – Киев: Здоров'я, 1985,- 134с.

17.               Зеличенок В.Б., Никитушкин В.Г., Губа В.П. Легкая атлетика: Критерии отбора. - М.: Терра Спорт, 2007. - 240 с.

18.               Клесов И.Л. Личностные факторы эффективности и надежности соревновательной деятельности юных футболистов / И. А. Клесов, О.В. Дашкевич // Теория и практика физической культуры, - 1993. - № 2. - С. 19-20.

19.               Кононенко П.Б. Исследование соревновательных нагрузок в мини- футболе на основе динамики ЧСС / П.Б. Кононенко // Физическая культура, спорт и здоровье населения Дальнего Востока: материалы 5-й межрегион, науч. конф. - Хабаровск, 1997,- С. 46-47.

20.               Кривенцов A.Л. Система комплексного контроля в управлении подготовкой спортсменов: Учебное пособие. - Алма-Ата: Казахский институт физической культуры, 2007. - 7 с.

21.               Левин B.C. Комплексная оценка динамики подготовленности футболистов высшей квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Малахова, -М., 1983. -21 с.

22.               Леонова А.Б., А. С. Кузнецова Психологические технологии управления состоянием человека. Издательство: Смысл, 2009 г. Твердый переплет, 312 стр.

23.               Локтев С.А. Педагогический и медико-биологический контроль за юными бегунами на средние дистанции// Теория и практика физической культуры. - 2009. -№ 11. - С. 11-13.

24.               Лотоненко A.B. Физическая культура студенческой молодежи: опыт, проблемы, перспективы / A.B. Лотоненко, Е.А. Стеблецов. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 3. -С. 7-10.

25.               Макаренко В.Г. Управление физической подготовленностью юных футболистов на основе модельных характеристик: автореф. дис. ... канд. пед. наук / ВНИИФК. - М., 1982. - 22 с.

26.               Матвеев Л.П. К теории построения спортивной тренировки / Л.П. Матвеев // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 11- С. 11¬21.

27.               Матвеев Л.П. Обобщающая характеристика содержания, средств и методов подготовки спортсмена: учеб. пособие / Л.П. Матвеев. - М.: РИО РГАФК,1995. -49с.

28.               Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и система подготовки спортсменов. -Киев: Олимпийская литература, 1999. - 320 с.

29.               Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт» 1977. - 280 с.

30.               Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 542 с.

31.               Матвеев Л.П., Меерсон Ф.З. Принцип теории тренировки и современные положения теории адаптации к физическим нагрузкам // Очерки по физической культуре. - М., 2009. - С.224-241.

32.               Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ИФК - М., ФиС, 1991 - 246с

33.               Матвеев Л.П. К теории построения спортивной тренировки / Л.П. Матвеев // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 11- С. 11-21.

34.               Набатникова М.Я. Особенности комплексного педагогического контроля в системе подготовки юных спортсменов// Олимпийский резерв. - Киев: Спорткомитет, 2006. - С. 129-136.

35.               Нормативные показатели физической и функциональной подготовленности юных спортсменов. Методические рекомендации// Под общ. ред. М.Я. Набатниковой. - М.: ВНИИФК, 1985. - 92 с.

36.               Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: наука побеждать / Н.Г.Озолин. - М.: АСТРЕЛЬ, 2002. - 86 с.

37.               Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н.Г. Озолин. - М-: Физкультура и спорт, 1970. - 479 с.

38.               Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 584 с.

39.               Шестаков М.М. Индивидуализация учебно-тренировочного процесса в командных спортивных играх: автореф. дис. ... докт. пед. наук / ВНИИФК, - М., 1992,- 49 с.

40.               Шестаков М.П. Теоретико-методическое обоснование процессов управления технической подготовкой спортсменов на основе компьютерного моделирования: автореф. дис. ... докт. пед. наук / РГАФК, - М, 1998,-50 с.