Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Система образования студентов в медицинском вузе помимо рассмотрения проблем общеклинического значения, должна включать и методику обучения объективной оценки функциональ ного состояния организма, способам оценки и контроля индивидуального уровня физической работоспособности при занятиях физической культурой и спортом. В физкультурно-спортивной деятельности человек стремиться расширить границы своих психофизических возможностей. Под влиянием физических упражнений работоспособность организма претерпевает различные изменения. Кроме того, характер реакций на физическую нагрузку нередко служит единственным и наиболее ранним проявлением нарушений функционального состояния и заболеваний организма. Специфика организации процесса физического воспитания в вузе с целью адаптации организма к различным режимам спортивной деятельности требует определенных педагогических методик и действий. Педагогический подход к процессу физического воспитания должен быть направлен на формирование необходимых психофизических качеств, специальных знаний, умений и навыков, которые реально помогут студентам адаптироваться к тем или иным условиям учебно-тренировочной деятельности. Вышеизложенное обуславливает особое значение врачебно-педагогического контроля за лицами, имеющими различные медицинские группы, активно занимающимися физическими упражнения и разными видами спорта. В учебно- тренировочном процессе это необходимо для обоснованного выбора режима двигательной активности, эффективного контроля и самоконтроля за характером адаптации к физическим нагрузкам и т.д. Физическая работоспособность - информативный показатель, определяемый совокупностью свойств организма и в первую очередь производительностью аппарата кровообращения и дыхания. Об уровне физической работоспособности можно судить по данным специальных проб. В настоящее время учеными предложено более 200 различных моделей физических нагрузок, которые используют в виде теста для определения функциональных возможностей организма. Получаемая при таком тестировании информация позволяет объективно характеризовать физическую работоспособность, еѐ динамику в процессе тренировочных эффектов при занятиях спортом, физическими упражнениями, реабилитации и т.д.[1,2,3].

Целью настоящего исследования явилось изучение показателей физической работоспособности студентов в условиях медицинского образования. Были проведены исследования 1371 студентов с различным уровнем здоровья, двигательной активности, физической подготовленности и спортивной специализации (посещающих учебные занятия по физической культуре и занимающихся в спортивных секциях). Для определения показателей физической работоспособности была использована модификация Гарвардского степ-теста (D/Dill, 1936) по определению мощности нагрузки, которая характеризует работоспособность организма, когда частота сердечных сокращений достигает значений, близких к 170 ударам в 1 минуту и обозначается как PWC170. Выбор именно этой частоты сердечных сокращений, равной 170 уд./мин, определяется тем, что она характеризует начало оптимальной зоны функционирования сердечно-сосудистой системы при адекватной нагрузке. По формуле  В.Л.  Карпмана  (1974)вычислялся показатель   физической работоспособности (погрешность расчетов при этом практически отсутствует). Физическая работоспособность определялась по показателям PWC170 и оценивалась на 1 кг массы тела. Статистическая обработка данных исследования проводилась на персональном компьютере с использованием программы Statistica, с вычислением параметрических и непараметрических критериев различия и коэффициента корреляции показателей.

Результаты исследования. На Рисунке 1 представлены результаты оценки физической работоспособности студентов, занимающихся различными видами спорта. Видно, что показатель PWC170 в группах спортивного совершенствования характеризовался как выше среднего.


Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы сравнивалась по шкале уровней величины физической работоспособности, которая подразделялась на пять групп. Первая – в неѐ вошли лица, имеющие низкий уровень физической подготовки, вторая – ниже средней, третья – средний, четвертая – выше среднего, пятая – высокий (Табл.1).




 

Шкала оценки по показателям PWC170 и МПК (на 1 кг массы тела).

Мужчины


Таблица 1




 

Группы по уровню

PWC170

PWC170

кгм/мин/кг

МПК

Мл/кг/мин

Уровень функционального

состояния

I

10,26±0,33

36,33±1,41

Низкий



 

II

12,52±0,29

42,82±2,03

Ниже среднего

III

14,41±0,24

46,37±2,14

Средний

IV

16,65±0,38

52,07±1,89

Выше среднего

V

20,71±0,37

62,16±3,17

Высокий

Женщины

 

Группы по уровню

PWC170

ФР 170

кгм/мин/кг

МПК

Мл/кг/мин

Уровень функционального

состояния

I

7,36±0,31

33,48±1,22

Низкий

II

8,97±0,52

38,16±1,44

Ниже среднего

III

11,24±0,54

44,17±2,06

Средний

IV

13,29±0,34

48,6±2,36

Выше среднего

V

14,97±0,42

50,17±2,01

Высокий

 

По полученным результатам было установлено, что по мере увеличения стажа спортивной деятельности число лиц с высоким уровнем состояния сердечно-сосудистой системы статистически достоверно возрастет. При прочих равных условиях у лиц, с высоким уровнем физической подготовленности и более высокой производительностью сердечно-сосудистой системы (группы спортивного совершенствования), утомление в процессе учебно-тренировочной деятельности наступает позже, чем у лиц с низким (специальная медицинская группа) и средним (основная и подготовительная медицинская группы) уровнями физической работоспособности. У студентов (основная и подготовительная медицинская группы), систематически занимающихся физическими упражнениями, заметное снижение работоспособности отмечается уже через две недели после пропуска учебных занятий. В тоже время у студентов, занимающихся в группе спортивного совершенствования «Силовое троеборье» тренировочные эффекты уменьшаются в первый период после прекращения тренировок или после резкого снижения тренировочных нагрузок. Так, за первые 10-12 недель достигнутые в результате предыдущей тренировочной работы приросты функциональных показателей снижаются на 40-50%. В свою очередь у студентов, занимающихся гиревым спортом в течение не очень продолжительного времени (один семестр) большинство положительных тренировочных эффектов исчезает за 4- 6 недель.

Выводы:

Наличие стабильности уровня высокой физической работоспособности и свойство обратимости тренировочных эффектов диктует необходимость регулярных тренировочных занятий с достаточной интенсивностью нагрузок.

 

Список литературы

1.      Бельский, И.В. Системы эффективной тренировки: Армрестлинг. Бодибилдинг. Бенчпресс. Пауэрлифтинг./И.В. Бельский. – Мн.: ООО «Вида – Н», 2003. – С. 3–5.

2.      Карпман В.Л. Исследование физической работоспособности у спортсменов. /В.Л. Карпман. - М.: ФиС, 1974. - 96с. с ил.

3.      Павлов В.И. Методика измерения физической работоспособности человека и критерии еѐ оценки. Учебно- методические рекомендации. /В.И. Павлов. - Саратов: Изд-во СГМУ, 1999. - 30 с.