07 февраля 2016г.
Система образования студентов в медицинском вузе помимо рассмотрения проблем общеклинического значения, должна включать и методику обучения объективной оценки функциональ ного состояния организма, способам оценки и контроля индивидуального уровня физической работоспособности при занятиях физической культурой и спортом. В физкультурно-спортивной деятельности человек стремиться расширить границы своих психофизических возможностей. Под влиянием физических упражнений работоспособность организма претерпевает различные изменения. Кроме того, характер реакций на физическую нагрузку нередко служит единственным и наиболее ранним проявлением нарушений функционального состояния и заболеваний организма. Специфика организации процесса физического воспитания в вузе с целью адаптации организма к различным режимам спортивной деятельности требует определенных педагогических методик и действий. Педагогический подход к процессу физического воспитания должен быть направлен на формирование необходимых психофизических качеств, специальных знаний, умений и навыков, которые реально помогут студентам адаптироваться к тем или иным условиям учебно-тренировочной деятельности. Вышеизложенное обуславливает особое значение врачебно-педагогического контроля за лицами, имеющими различные медицинские группы, активно занимающимися физическими упражнения и разными видами спорта. В учебно- тренировочном процессе это необходимо для обоснованного выбора режима двигательной активности, эффективного контроля и самоконтроля за характером адаптации к физическим нагрузкам и т.д. Физическая работоспособность - информативный показатель, определяемый совокупностью свойств организма и в первую очередь производительностью аппарата кровообращения и дыхания. Об уровне физической работоспособности можно судить по данным специальных проб. В настоящее время учеными предложено более 200 различных моделей физических нагрузок, которые используют в виде теста для определения функциональных возможностей организма. Получаемая при таком тестировании информация позволяет объективно характеризовать физическую работоспособность, еѐ динамику в процессе тренировочных эффектов при занятиях спортом, физическими упражнениями, реабилитации и т.д.[1,2,3].
Целью настоящего исследования явилось изучение показателей физической работоспособности студентов в условиях медицинского образования. Были проведены исследования 1371 студентов с различным уровнем здоровья, двигательной активности, физической подготовленности и спортивной специализации (посещающих учебные занятия по физической культуре и занимающихся в спортивных секциях). Для определения показателей физической работоспособности была использована модификация Гарвардского степ-теста (D/Dill, 1936) по определению мощности нагрузки, которая характеризует работоспособность организма, когда частота сердечных сокращений достигает значений, близких к 170 ударам в 1 минуту и обозначается как PWC170. Выбор именно этой частоты сердечных сокращений, равной 170 уд./мин, определяется тем, что она характеризует начало оптимальной зоны функционирования сердечно-сосудистой системы при адекватной нагрузке. По формуле В.Л. Карпмана (1974)вычислялся показатель физической работоспособности (погрешность расчетов при этом практически отсутствует). Физическая работоспособность определялась по показателям PWC170 и оценивалась на 1 кг массы тела. Статистическая обработка данных исследования проводилась на персональном компьютере с использованием программы Statistica, с вычислением параметрических и непараметрических критериев различия и коэффициента корреляции показателей.
Результаты исследования. На Рисунке 1 представлены результаты оценки физической работоспособности студентов, занимающихся различными видами спорта. Видно, что показатель PWC170 в группах спортивного совершенствования характеризовался как выше среднего.
Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы сравнивалась по шкале уровней величины физической работоспособности, которая
подразделялась на пять групп. Первая – в неѐ вошли лица, имеющие низкий уровень физической подготовки, вторая – ниже средней, третья – средний, четвертая – выше среднего, пятая – высокий (Табл.1).
Шкала оценки
по показателям PWC170 и МПК (на 1 кг массы тела).
Мужчины
Таблица 1
Группы по уровню
PWC170
|
PWC170
кгм/мин/кг
|
МПК
Мл/кг/мин
|
Уровень функционального
состояния
|
I
|
10,26±0,33
|
36,33±1,41
|
Низкий
|
II
|
12,52±0,29
|
42,82±2,03
|
Ниже среднего
|
III
|
14,41±0,24
|
46,37±2,14
|
Средний
|
IV
|
16,65±0,38
|
52,07±1,89
|
Выше среднего
|
V
|
20,71±0,37
|
62,16±3,17
|
Высокий
|
Женщины
Группы по уровню
PWC170
|
ФР 170
кгм/мин/кг
|
МПК
Мл/кг/мин
|
Уровень функционального
состояния
|
I
|
7,36±0,31
|
33,48±1,22
|
Низкий
|
II
|
8,97±0,52
|
38,16±1,44
|
Ниже среднего
|
III
|
11,24±0,54
|
44,17±2,06
|
Средний
|
IV
|
13,29±0,34
|
48,6±2,36
|
Выше среднего
|
V
|
14,97±0,42
|
50,17±2,01
|
Высокий
|
По полученным результатам было установлено, что по мере увеличения стажа спортивной деятельности число лиц с высоким уровнем состояния сердечно-сосудистой системы
статистически достоверно возрастет. При прочих равных условиях у лиц, с высоким уровнем физической подготовленности и более высокой производительностью сердечно-сосудистой системы (группы спортивного совершенствования), утомление в процессе учебно-тренировочной деятельности наступает позже, чем у лиц с низким (специальная медицинская группа) и средним (основная и подготовительная медицинская группы) уровнями физической работоспособности. У студентов (основная и подготовительная медицинская группы), систематически занимающихся физическими упражнениями, заметное снижение работоспособности отмечается уже через две недели
после пропуска учебных занятий. В тоже время у студентов, занимающихся в группе спортивного совершенствования «Силовое троеборье» тренировочные эффекты уменьшаются в первый период после прекращения тренировок или после резкого снижения тренировочных нагрузок. Так, за первые 10-12 недель достигнутые в результате предыдущей тренировочной работы приросты функциональных показателей снижаются на 40-50%. В свою очередь у студентов, занимающихся гиревым спортом в течение не очень продолжительного времени (один семестр) большинство
положительных тренировочных эффектов исчезает за 4- 6 недель.
Выводы:
Наличие стабильности уровня высокой физической работоспособности и свойство обратимости тренировочных эффектов диктует необходимость регулярных тренировочных занятий с достаточной интенсивностью нагрузок.
Список литературы
1.
Бельский, И.В. Системы эффективной
тренировки: Армрестлинг. Бодибилдинг. Бенчпресс. Пауэрлифтинг./И.В. Бельский. – Мн.: ООО «Вида – Н», 2003. – С. 3–5.
2. Карпман В.Л. Исследование физической работоспособности у спортсменов. /В.Л. Карпман. - М.: ФиС, 1974. - 96с. с ил.
3. Павлов В.И. Методика измерения физической работоспособности человека и критерии еѐ оценки. Учебно- методические рекомендации. /В.И. Павлов. - Саратов: Изд-во СГМУ, 1999. - 30 с.