Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АТЛЕТИЧЕСКИЕ ВИДЫ СПОРТА КАК СРЕДСТВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
22 февраля 2020г.

Аннотация. В статье рассмотрено влияние занятий атлетическими видами спорта на формирование правильного отношения к физической культуре и здоровому образу жизни у студентов ВУЗов.

Ключевые слова: студенты ВУЗов, атлетические виды спорта, физическая культура.

ВВЕДЕНИЕ

Возможности различных видов спорта в укреплении здоровья, коррекции телосложения и осанки, повышении общей работоспособности, психической устойчивости, наконец, в адаптации в коллективе очень велики. При этом здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоническое развитие студентов, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности. Атлетические виды спорта являются отличным средством рекреации студентов, способствуют формированию устойчивости к стрессовым ситуациям, возникающим в процессе обучения.[1,c.14]

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

С целью субъективной оценки состояния здоровья респондентов, а также выявления их предпочтений при выборе того или иного вида спорта был проведено анкетирование в котором приняли участие 70 студентов Санкт-Петербургского государственного экономического университета, обучающихся на разных факультетах. Большинство респондентов первого курса субъективно оценивают состояние своего здоровья как хорошее – 64%, остальные считают свое здоровье нормальным. Среди студентов второго курса картина обратная – 36% считают свое здоровье хорошим, остальные – нормальным. 16% третьекурсников оценили свое здоровье как плохое, 54% как нормальное и 30% как хорошее. На четвертом курсе по 32% приходится на ответы «нормальное» и «хорошее» и 36% оценивают состояние своего здоровья как отличное. Результаты опроса представлены на рисунке 1.


Проведенный опрос также показал, что наибольший интерес у студентов вызывают атлетические виды спорта.

На задаваемый вопрос: «Какие дополнительные занятия оздоровительной направленности Вы предпочитаете?» (вопрос также предполагал возможность нескольких вариантов ответа) подавляющее большинство юношей предпочитают атлетические виды спорта (36%), а также единоборства(19%) и спортивные игры (25%).

Девушки предпочитают атлетические виды спорта (фитнес) (25%) и спортивные игры (33 %). Специфика предпочтений в сфере дополнительных занятий физической культурой представлена на рисунке 2.



Основными причинами, препятствующими регулярно заниматься физическими упражнениями, называют недостаток свободного времени, утомление после учебных занятий, отсутствие навыков и потребности в выполнении физических упражнений (рис.3.)




Из диаграммы видно, что основной причиной считают отсутствие свободного времени. Атлетические виды спорта позволяют заниматься в тренажерных залах, которые оборудованы практически в каждом учебном заведении, также можно заниматься в спортивных комнатах и даже дома, а следовательно, не требуется поездки в специализированные спортивные центры и фитнес – центры.

Респонденты, не занимающиеся физическими упражнениями систематически, среди прочих причин, препятствующих этому, отметили нехватку денежных средств и материально-технического обеспечения и усталость, нежелание заниматься. Для занятий атлетическими видами спорта не требуется сложное и дорогостоящее оборудование, оборудование для занятий атлетическими видами спорта долговечно. Зачастую достаточно пары гантель, гирь и штанги, что бы выполнять полноценные тренировки в атлетических видах спорта.

Доминирующей мотивацией в занятиях физическими упражнениями  девушки  назвали желание улучшить фигуру, осанку, похудеть (49%); из второстепенных мотиваций ведущее место занимает желание укрепить здоровье (также 45%). У юношей доминирующей мотивацией является улучшение фигуры, наращивание мышечной массы (52%). Второстепенной лидирующей мотивацией является двигательная рекреация (48%).

Результаты проведенного анкетирования показали, что мотивационная заинтересованность студентов различных ВУЗов в занятиях физической культурой находится на низком уровне. Это напрямую сказывается на здоровье и работоспособности. Тем не менее, многие опрошенные занимаются физической культурой вне ВУЗа, другие хотели бы заниматься, но не имеют такой возможности. Это говорит о неудовлетворительной постановке спортивно – массовой работы в ВУЗах, которая не отвечает интересам и потребностям молодежи, а, следовательно, не способна поддерживать мотивационную заинтересованность. Изучив предпочтения и пожелания респондентов, сделан вывод о необходимости внесения изменений и улучшений в организацию занятий по физической культуре в целях повышения мотивации к ним.[2,c.34]

Прежде всего, следует заметить, что мотивационная направленность и интересы в сфере физической культуры и спорта у юношей и девушек различаются. В связи с этим следует заниматься с ними  по различным программам. Следует предусмотреть не только различные нормативы, но и различную направленность занятий, а т.к. выбор тематики не ограничен определенным избранным видом спорта из-за отсутствия строгой спортивной направленности специализации, то возможен также подбор видов по интересам, варьирование форм, средств и методов организации занятий.

Результаты говорят об общей загруженности обучающихся, и недостатке денежных средств на дополнительные занятия в зале. Это связано, прежде всего, с отсутствием бесплатных занятий в секциях по видам спорта. В связи с этим, предлагаем использовать атлетические виды спорта при проведении занятий по физической культуре, а так же организовать бесплатные секции на базе ВУЗов с привлечением для массовых занятий всех желающих и отбором способных в сборные команды ВУЗа. Проведенный эксперимент показали, что при грамотном использовании времени отведенного для занятий физической культурой можно успешно решать задачи физического воспитания развития средствами атлетических видов спорта, а так же подготовить команды ВУЗа по данным видам спорта к соревнованиям. В настоявшее время динамично развиваться различные атлетические виды спорта, такие как бодибилдинг, пауэрлифтинг, гиревой спорт, тяжелая атлетика, армрестлинг.[3,c.28]

Проведенный опрос, начинающих заниматься силовыми видами спорта в процессе спортивно – массовой работы и подготовки сборных команд университета выяснилось, что для большинства из них основным мотивом для занятий данными видами спорта послужило желание стать более мускулистыми и сильными. Крепкие мускулы, стройная атлетическая фигура и развитые физические качества, высокая работоспособность, уверенность в себе являются результатом использования атлетических  видов спорта. [4, c.15 ]

Упражнения с отягощениями являются наиболее эффективными средствами увеличения мышечной силы, использование атлетической тренировки анаболической направленности эффективно и быстро способствуют набору мышечной массы. Под влиянием систематических занятий силовыми упражнениями улучшается физическое развитие и функциональное состояние студентов, укрепляется опорно- двигательный аппарат, увеличиваются мышцы, жизненная емкость легких и другие показатели физического развития. Улучшение функционального состояния проявляется, прежде всего, в совершенствовании функции центральной нервной системы, регулирующей все системы организма. Упражнения способствуют улучшению деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, снижению частоты сердечных сокращений, регуляции артериального давления и т.п. В целом занятия силовыми упражнениями положительно влияют на здоровье человека.[5,c.32]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Морально-волевые и психические качества развиваются на всех занятиях атлетическими видами спорта. В процессе тренировок происходит воспитание в духе преодоления трудностей, постоянного стремления проявить волевые качества. К ним относятся целеустремленность, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, смелость и решительность. На тренировках широко применяются упражнения и различные приемы для воспитания психических качеств занимающихся и свойств личности.[4,c.31]

Упражнения с тяжестями являются хорошим средством снятия усталости, участие в тренировках способствует улучшению общения в студенческой среде, регулярные тренировки под руководством уважаемого, требовательного тренера способствуют формированию организованности, дисциплинированности и целеустремленности. Растет уверенность в своих силах, самостоятельность и инициативность. Все это способствует ответственному отношению к учебе и сосредоточенности на занятиях.

 

Список литературы

 

1.   Теория и методика физической культуры: Учебник. Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. 2-е изд., испр. М.: Советский спорт, 2004. 464 с.

2.     Дворкин Л.С. Силовые единоборства. Атлетизм, культуризм, пауэрлифтинг, гиревой спорт. Ростов на Дону. Феникс, 2001. 384 с.

3.    Санкт – Петербург — родина отечественного атлетизма: Международный сборник научных трудов. Под ред. Г.П. Виноградова.– СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2004. 40- 41 с.

4.     Борисов А.А. Отев Д.П. Гиревой спорт – как средство физической подготовки военных инженеров Научно- теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта», 12(58) – 2009 год. ФГОУ ВПО « Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт – Петербург» 135 с. 20- 23с.

5.    Демеш В.П., Посошков И.Д. Развитие силовых способностей студентов средствами гиревого спорта (учебное пособие),СПБГЭУ,2014,