Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ СОЦИАЛЬНО- БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

Авторы:
Город:
Рязань
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Развитие социально-экономических отношений в современной России требует нового качества образования. Это готовность выпускников школ к успешной интеграции в общество, способность реализоваться в жизни. Данная проблема актуальна для школы VIII вида, а особенно остро она стоит перед учителем социально- бытовой ориентировки, который на своих уроках решает задачу всестороннего развития молодого поколения и готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в современных экономических условиях.

Ряд авторов занимающихся вопросами, близко связанными с проблемой формирования социально-бытовой компетентности у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида констатировали недостатки формирования у умственно отсталых детей умений самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач, причем трудности отмечаются и в том, что дети не могут не только рассказать, как будут выполнять ту или иную работу, но и практически сделать ее. Данные особенности ученые объясняют своеобразием познавательной деятельности детей с ОВЗ, обусловленной тотальным психическим недоразвитием или деменцией. Учитель должен поставить перед собой задачу, чтобы каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, овладел основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, содержания жилища, научился пользоваться бытовыми электроприборами и т.д.

Успешное решение этой задачи и возникающих проблем невозможно без обращения к личности воспитанника. Но возникает вопрос: «Как работать со всем классом, со всей группой и одновременно с каждым, ориентируясь на личность конкретного ученика, и добиваться поставленных целей?".

В последние годы самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности, способствующей раскрытию каждого ученика считается личностно - ориентированный подход.

Личностно ориентированный подход в процессе обучения предполагает помощь ученику в осознании себя личностью, в раскрытии своих возможностей, в становлении самосознания, в самоопределении относительно личностно значимых и общественно приемлемых целей самореализации и самоутверждения.

Суть личностно-ориентированного обучения на уроках СБО в школах VIII вида - это создание условий для познавательной активности обучающихся. Ученик—это главная фигура всего общеобразовательного процесса. Педагог должен создавать условия для развития мотивации к обучению. Для этого можно определить следующие принципы:

-использование субъективного опыта учащегося;

-актуализация имеющегося опыта и знания, как важное условие, способствующее пониманию и получению новых знаний;

-вариативность заданий, предоставление ученику свободы выбора наиболее значимых для него способов усвоения учебного материала;

-обеспечение на уроке эмоционального контакта учителя и ученика на основе сотрудничества;

-создание ситуации успеха, учащиеся должны почувствовать радость от проделанной работы;

-создание благоприятной атмосферы для продуктивной, поисковой деятельности, постановка проблемных вопросов, которые вызывают интерес у ребят.

Рассмотрим некоторые приемы и методы работы, позволяющие создавать личностно- ориентированную среду на уроках СБО:

-     Привлечение детей к решению индивидуальных проблемных ситуаций, возникающих на уроках. Разрешение этих ситуаций развивает способность детей ориентироваться в обстановке, формирует привычку анализировать условия, в которых приходится действовать, адекватно применять знания в измененных условиях (например: Девочка хочет попробовать салат, который находится на другом конце стола. Как ей поступить?).

-       Использование  групповой  формы  работы.  Возможны  три  способа  организации   коллективной деятельности при проведении практических работ: совместно-индивидуальный, совместно-взаимодействующий, совместно-последовательный. На уроках могут присутствовать все 3 вида. Первый является эффективным, когда дети хоть и работают все вместе, но не испытывают никакой зависимости друг от друга (например, практические работы при мелком ремонте одежды, стирке одежды и т.д). Это дает возможность каждому ребенку действовать в индивидуальном темпе, что особенно важно на этапе овладения навыком. При втором способе дети выполняют разные виды труда, но стремятся к получению общего результата работы (например, выполнение части работы при приготовлении различных блюд). Итог зависит от того, насколько добросовестно каждый выполнит свою часть работы. При третьем способе организации все дети выполняют одно трудовое задание, но каждый - лишь его определенный этап (например, практическая работа при мытье посуды, заваривании чая). Конечный результат зависит от качественного выполнения работы на каждом этапе коллективной деятельности.

-   Использование на уроках элементов дискуссии. По ходу объяснения нового материала педагогом перед классом ставится вопрос и дается возможность ответить на него всем желающим. При этом дети не только слушают варианты ответов, предложенные одноклассниками, но и сравнивают свой вариант с другими. Важно, что высказываются все желающие, независимо от их успеваемости в учебе, так как жизненный опыт имеется у многих. Задача учителя в данном случае скорректировать в нужном направлении отношение ребенка к социально важным вопросам.

-    Подбор индивидуальных для каждого ученика посильно практических заданий. В ходе выполнения практической работы перед учениками встает возможность выбора этапа деятельности по степени сложности его выполнения. Некоторые ученики в силу своеобразия развития их личностных качеств (неадекватный уровень самооценки, некритичность мышления) необъективно оценивают свои силы и выбирают сложные этапы. Задача педагога в данном случае заключается в тактичном убеждении учеников в выборе менее сложного с технологической точки зрения этапа практической работы. Педагогом обязательно должна отмечаться положительная динамика в учебных достижениях учащихся. В конце урока при подведении итогов целесообразно отмечать наиболее успешных учеников и приращение знаний и умений каждого.

-       Обоснование выставляемой за работу на уроке оценки. Выставляемые оценки необходимо дифференцировать с учетом тяжести интеллектуального дефекта и особенностей личностного развития детей с ОВЗ.

-    Обращение к ученику только по имени. Уважительное отношение к ребенку как к личности должно закладываться с детства. Отношение учителя должно не принижать его в глазах сверстников, других учителей, а, наоборот, передавать уважительное отношение к нему как к равноправному члену общества. Именно поэтому на уроках СБО, как и на любых других, необходимо обращаться к ученикам по имени, подчеркнуто уважительно, независимо от их социального статуса в классном коллективе.

-   Использование в процессе учебной деятельности игровых технологий.

Игровые технологии вносят в процесс обучения элементы новизны, необычности в выполнение заданий и потому вызывают интерес у учащихся. Это объясняется соответствием игры возрастным особенностям учащихся, возможностью школьникам с разным уровнем способностей и подготовки проявить себя возрастающей активностью играющих и эмоциональностью учебного процесса.

Основной мотив игры - не результат, а процесс, что усиливает ее развивающее значение, связанное с поиском правильного решения. Активизации деятельности учащихся, повышению интереса к урокам СБО способствует организация игр на уроках. Дидактические и сюжетно-ролевые игры обладают большими возможностями в осуществлении индивидуального и дифференцированного подходов к учащимся, одна и та же игра может осуществляется с использованием разных материалов (например, одного и того же материала, но способом его предъявления, одинаковых материалов и способов их предъявления, но разными игровыми действиями с ними.

 

Список литературы

1.      Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общебразовательной школе VIII: пособие для учителя.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС.- 2006.

2.      Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида .-М.: Изд-во НЦ ЭНАС.- 2003.

3.      Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии.- М.: Изд-во «Институт практической психологии».- 1998.