Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РДА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

Общение – самый востребованный и необходимый навык для любого человека. Невозможно себе представить жизнь, где не существует контакта с другими людьми, без каких-то разговоров и общения.  С помощью коммуникации мы получаем информацию, делимся мнениями.

А.А. Леонтьев в 1970-х гг. разработал концепцию общения как системообразующее понятие, как одну из ключевых категорий не только современной  психологии, но  и других  наук о  человеке.  Он сформулировал следующее определение понятия «общение».

«… Общение есть процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными друг с другом в психологическом отношении. Осуществление этого контакта позволяет либо изменять протекание коллективной (совместной) деятельности за счет согласования (рассогласования) «индивидуальных» деятельностей по тем или иным параметрам или, напротив, разделение функций (социально ориентированное общение), либо осуществлять целенаправленное воздействие (объем и качественная специфика которого может определяться как «извне» обществом, так и «изнутри» самой личностью) на формирование и изменение отдельной личности (или непосредственно на ее поведение) в процессе коллективной или «индивидуальной», но социально опосредованной деятельности (личностно ориентированное общение)».

Большое внимание в концепции А.А. Леонтьева уделялось соотношению категорий общения и деятельности. Многие положения формулировались им в дискуссиях с подходом Б. Ф. Ломова, рассматривавшего общение и деятельность как два независимых друг от друга процесса.

Б.Ф. Ломов считал, что «… сложившиеся концепции деятельности …охватывают лишь одну сторону бытия человека “субъект-объект”. По его мнению возникла необходимость разработки категории общения, раскрывающей другую сторону человеческого бытия: отношение “субъект-субъект”» [7].

По мнению Е.П. Ильина, критериями общения между реальными людьми являются: обмен информацией, обмен эмоциями и взаимодействие. «Общение людей – это специфический вид коммуникации, связанный с психическим контактом между реальными субъектами и приводящий к их взаимовлиянию, взаимопереживаниям и взаимопониманию»[4].

Р. и К. Вердербер считают, что общение может происходить в самых разных условиях. Несмотря на различия в подходах к исследованию общения в отечественных и зарубежных теориях можно говорить о том, что все исследователи признавали роль и влияние общения на развитие личности [1].

Аутизм – это психопатологический синдром, который характеризуется недостаточностью общения, формируется на основе первичных структурных нарушений или неравномерности развития предпосылок общения и вторичной утраты регулятивного влияния общения на мышление и поведение [5]. Несмотря на всё выше изложенное, формальные интеллектуальные возможности чаще всего остаются сохранными.

В отечественной литературе остается недостаточно разработанной проблема формирования коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом. Описаны отдельные методические приемы, направленные не столько на формирование коммуникативных навыков, сколько на развитие речи. Остаются актуальными вопросы о методах и приемах психологического воздействия, разработке коррекционных программ, направленных на формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом.

У дошкольников, которые имеют диагноз ранний детский аутизм отмечается возможность к развитию речевых навыков. Исходя из результатов исследования, мы знаем, что почти 25% детей с РДА не используют речь для общения. Для того, чтобы скоррегировать этот недостаток необходимо раннее вмешательство, ведь только благодаря этому многие дети с РДА могут преодолеть этот недостаток.

Те дети с РДА, которые используют речь для общения, также имеют множество проблем. Ведь в речи аутичного ребенка присутствует много стереотипий, словесных штампов, «взрослых» слов. У таких детей может отмечаться обширный словарный запас, они даже могут произносить пространные, долгие монологи, но при этом в обычной беседе они испытывают большие трудности. Отдельные слова, которыми ребенок уже пользовался, могут исчезать из его словаря на длительное время и потом вновь появляться [3].

Для многих детей с РДА, общение может быть  ограниченным. Многие  дети борются с эхолалиями. Необходимо помнить. Что это автоматическое, неконтролируемое повторение слов, которые были услышаны ребенком в речи другого человека. У детей данной категории отмечается неспособность к полноценному общению.

Разговорная речь таких детей кажется формальной, механической и произносится монотонно, необычным голосом, тоном или громкостью [2].

Основной целью коррекционной работы с детьми с РДА является интеграция детей в общество путем индивидуального развития коммуникативных навыков и последующее их включению в совместную деятельность с нормально развивающимися сверстниками.

Если учитывать в работе все то, что было изложено выше, можно сделать вывод о том, что развитие коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом должно реализовываться в рамках поэтапного подхода. Где на первом этапе будут проводиться только индивидуальные занятия, на которых стоит в первую очередь побеспокоиться об установлении эмоционального контакта с ребенком. На втором этапе будут проводиться подгрупповые занятия, где дети будут учиться взаимодействовать друг с другом, работать в паре, а в дальнейшем и в группе детей. На последнем, третьем этапе, должно происходить внедрение ребенка в открытую социальную среду.

Проводя занятия на всех этапах необходимо помнить о том, что нужно удерживать внимание на протяжении всего занятия, для этого необходимо использовать задания или предметы, которые вызывают интерес у ребенка.

Можно использовать такое направление деятельности, где ребенок вынужден будет попросить помощи у взрослого. При этом ребенок может быть достаточно самостоятельным, иметь навыки самообслуживания, может самостоятельно брать необходимые для него вещи, но, тем не менее, с некоторой предусмотрительностью возможно выстроить такую ситуацию, где ребенок должен будет попросить о помощи у взрослого.

Положительного результата в ходе занятий можно добиться используя нестандартные методики, такие как музыкотерапия, которая может помочь установить контакт с ребенком, развить его память, внимание. Можно использовать методику совместного рисования, которая была предложена педагогом-исследователем Е.А. Янушко. В которой она предполагает, что совместная изобразительная деятельность это особый метод обучения, а не рисование как вид продуктивной деятельности самого ребенка. Эту методику можно использовать на всех этапах развития социально-коммуникативных навыков.

Необходимо также помнить о том, что в процессе развития навыков общения ребенка с аутизмом необходима, кроме работы специалиста, большая поддержка ближайшего  семейного окружения: родителей, братьев, сестер, дедушек и бабушек, тетей и дядей, а так же общение со здоровыми детьми [9].

 

Список литературы

1.     Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. – СПб.; Прайм – Еврознак, 2003. –320 с.

2.     Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. –– СПб.: ИСПиП, 1998.

3.     Иванов Е.С., Демьянчук Л.Н., Демьянчук Р.В. Детский аутизм: диагностика и коррекция. –– СПб.: «Дидактика Плюс», 2004.

4.     Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2011. – 576 с.

5.     Каган В.Е. Аутизм у детей. – Л.: Медицина, 1981.

6.     Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 2005.

7.     Ломов Б.Ф. Категория общения и деятельности в психологии // Вопросы философии. – 1979. – № 8. – С. 34–47.

8.     Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. - М.: Теревинф, 2004.

9.     Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2002. – 656 с.