07 февраля 2016г.
Вхождение российской системы образования в мировое образовательное пространство определяет необходимость его кардинальной перестройки, в том числе и в отношении обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одним из механизмов этого процесса является реализация моделей интегрированного и инклюзивного образования.
Специальное образование предполагает работу с особыми детьми, под них подстраиваются и школа, и педагоги. Интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального ребенка к обычному образованию. И наконец, инклюзивное образование, воспринимая ребенка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования. В основе инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося, и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка. Обучение следует соответствующим образом адаптировать к потребностям детей. Дети должны получать любую дополнительную помощь, которая может им потребоваться для обеспечения их эффективного образования [6].
Такую возможность дает организация обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья по индивидуальной образовательной программе в образовательном учреждении, реализующем инклюзивную практику. Технологии проектирования индивидуальной образовательной программы представлены в работах А.Д. Вильшанской, Е.А. Екжановой, Т.П. Дмитриевой и т. д.
Индивидуальная образовательная программа (ИОП) – документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования. Целью индивидуальной комплексной коррекционно-образовательной программы является помочь детям адаптироваться к условиям образовательного учреждения, поддержать их в процессе совместного обучения со здоровыми сверстниками, оказать им педагогическую помощь, а членам семьи – консультативную поддержку [5].
Индивидуальная образовательная программа разрабатывается для следующих категорий обучающихся:
1) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому, в том числе дети- инвалиды;
2) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме дистанционного обучения, в том числе дети-инвалиды;
3) Дети с ОВЗ, выбравшие профессиональный профиль обучения;
4) Дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного обучения в рамках реализации инклюзивной практики [4]. Содержание индивидуальной образовательной программы структурировано по трем блокам: образовательный компонент, коррекционный компонент, воспитательный компонент.
Особое значение из них имеет коррекционный компонент, который предусматривает разработку и реализацию коррекционно-педагогической работы всех специалистов сопровождения (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога, тьютора), консультативно-просветительской и профилактической работы с родителями, имеющими ребенка с ограниченными возможностями здоровья, и педагогами общеобразовательной организации.
Содержание индивидуальной коррекционно-педагогической работы предполагает: выявление неблагоприятных вариантов развития и учебных трудностей ребенка; определение основных направлений специального коррекционного воздействия специалистов: дефектолога (учебная и познавательная деятельность), логопеда (речевая деятельность), психолога (познавательная деятельность и эмоционально-личностное развитие); динамическое изучение уровня умственного развития ребенка и результатов коррекционного воздействия; отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка; проведение индивидуальных и групповых занятий, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность учащихся; консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания конкретного ребенка, выбору оптимальных форм, методов, приемов обучения и воспитания в соответствии с его индивидуальными особенностями [3].
Особенности работы над индивидуальной образовательной программой:
1) Разрабатывается в рамках деятельности ПМПк коллегиально. Учитель, родители – полноправные участники работы над ИОП;
2) Разрабатывается на определенный ограниченный во времени период (учебный год, четверть, триместр, полугодие);
3) По окончании периода производится оценка достижений ребенка – динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе.
4) Осуществление анализа динамики и эффективности работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения, корректировка ИОП;
5) Формулировки цели и задач, критериев достижений ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида) носят максимально конкретный характер;
6) Закреплены ответственность и регламент деятельности всех участников совместной работы [1; 2].
В качестве необходимых условий составления индивидуального образовательного маршрута выделяют следующие:
1) необходимость полного или частичного присутствия тьютора в образовательном процессе;
2) организация индивидуального щадящего режима (снижение объема заданий, дополнительное время для отдыха);
3) организация обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся с ОВЗ по учебным программам и учебникам общеобразовательных школ или специальных (коррекционных) школ соответствующего вида;
4) организация индивидуальных и групповых занятий общеразвивающей и предметной направленности;
5) организация обязательных дополнительных внешкольных и внеклассных коррекционно-развивающих занятий с дефектологом, психологом, логопедом и другими специалистами;
6) целесообразность нахождения учащихся с ОВЗ в школе полного дня, а также форма и продолжительность самоподготовки учащихся [4].
Первостепенное значение в реализации коррекционного компонента индивидуальной образовательной программы имеет логопедическая работа. Это связано с тем, что речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Нарушения речи препятствуют не только полноценному общению, но и затрудняют процесс обучения и освоения основной образовательной программы.
Разработка и реализация логопедического компонента индивидуальной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья предполагает выполнение следующего алгоритма действий:
1) предварительное определение детей с особыми образовательными потребностями, нуждающимися в логопедическом сопровождении; 2) проведение углубленной логопедической диагностики; 3) формирование логопедического заключения и рекомендаций по оказанию логопедической помощи конкретному ребенку;
4) обсуждение результатов логопедической диагностики на заседании школьного психолого-медико- педагогического консилиума; 5) участие в разработке индивидуальной образовательной программы; 6) определение сроков оказания логопедической помощи, этапной и текущей диагностики; 7) выбор форм работы и логопедических технологий; 8) определение форм и критериев мониторинга эффективности коррекционной работы; 9) реализация логопедического компонента индивидуальной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья; 10) анализ эффективности спланированной и реализованной коррекционно-педагогической работы.
Таким образом, четко структурированная и организованная работа по реализации логопедического компонента индивидуальной образовательной программы позволит достичь основной цели инклюзивного образования – создание оптимальных условий для образования и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями в условиях массового образования.
Список литературы
1. Абрамова, И.В. Подготовка специалистов для инклюзивного образования / И. В. Абрамова, И. Е. Пушкова // Гуманитарные науки и образование: научно-методический журнал. – 2011. – № 1. – С. 30–32.
2. Вильшанская, А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе / А.Д. Вильшанская. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 112 с.
3. Екжанова, Е.А. Основы интегрированного обучения: пособ. для вузов / Е.А. Екжанова, Е.В. Резникова. –М.: Дрофа, 2008. – 286 с.
4. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. инновационный опыт / авт.-сост. А.А. Наумов [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2012. – 147 с.
5. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья : учеб. пособие / отв. ред. С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова. – М.: МГППУ, 2013. – 324 с.
Специальная педагогика: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.М. Назаровой. – М. : Академия, 2008. – С.151–152.