Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИЧИНЫ ВОЗРАСТАНИЯ КОЛИЧЕСТВА ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида [3]. Изучение нарушений интеллектуальной деятельности (умственной отсталости, задержки психического развития) является в настоящее время одним из наиболее интенсивно разрабатываемых направлений. Проблема умственной отсталости в настоящее время приобретает все большую актуальность. Количество детей с интеллектуальными нарушениями по разным причинам возрастает с каждым годом.

Умственная отсталость (олигофрения) — группа различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям непрогредиентных патологических состояний, общим признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3-х лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей [5].

Сформирована самостоятельная отрасль науки - олигофренопедагогика, зарождение которой относится ко времени начала организованного обучения детей с олигофренией разных категорий в специальных учреждениях соответствующих типов.

К сожалению, на каждые 100 школьников в возрасте от 7 до 15 лет приходится 4-5 человек, имеющих нарушение интеллекта или испытывающих образовательные затруднения. На каждые 800 новорожденных приходится один ребенок с синдромом Дауна [1].

На всех этапах своего развития человеческое общество не могло быть безразличным к тем, кто имел те или иные нарушения физических и психических качеств. Этих аномальных лиц нельзя было не заметить, так как они требовали к себе особого внимания [2].

Причины, вызывающие у ребенка умственную отсталость, многочисленны и разнообразны. В качестве причинных факторов интеллектуальных нарушений могут выступать физические (например, травма), химические (кислоты, лекарственные препараты), биологические (патогенные микробы, вирусы, различные эндогенные вещества, дисгормональные нарушения), психологические и социальные[5].

В российской дефектологии их принято разделять на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).

Внешние могут воздействовать в период внутриутробного развития плода, во время рождения ребенка и в первые месяцы (или годы) его жизни. Известен ряд внешних факторов, приводящих к резким нарушениям развития. Наиболее распространенными из них являются следующие: тяжелые инфекционные заболевания, которые женщина переносит во время беременности, — вирусный грипп, краснуха и другие; различные интоксикации, т. е. болезненные состояния организма будущей матери, возникающие под действием ядовитых веществ, образующихся при нарушении процесса обмена. Интоксикации нередко являются следствием неумеренного употребления беременной женщиной лекарств или алкоголя. Они могут нарушить развитие плода. Опасны тяжелые дистрофии во время беременности, т.е. нарушения обмена веществ в органах и тканях, вызывающие  расстройства  их функций  и  изменения в строении,  заражение плода различными паразитами, существующими в организме матери. К числу паразитарных заболеваний принадлежит токсоплазмоз, возбудитель которого — паразит, относящийся к простейшим. Женщина заражается от домашних животных — собак, кошек, кур, голубей, коров — или от диких — мышей, зайцев, сусликов (приобретенный токсоплазмоз). При заболевании беременной женщины сифилисом нередко встречаются случаи заражения плода спирохетой.

Травматические поражения плода, возникающие при ударе или ушибе, также могут быть причиной умственной отсталости. Умственная отсталость может быть следствием при родовой травмы — в результате наложения щипцов, сдавливания головки ребенка при прохождении через родовые пути при затяжных или чрезмерно быстрых родах. Длительная асфиксия во время родов также может иметь своим следствием умственную отсталость ребенка.

Наиболее опасно, когда умственная отсталость оказывается обусловленной резко повышенной радиацией той местности, где живет семья, неблагополучной экологической обстановкой, алкоголизмом или наркоманией родителей, особенно матери. Немаловажную роль играют также тяжелые материальные условия, в которых находятся семьи, т.к. в таких случаях ребенок с первых дней жизни не получает полноценного питания, необходимого для его физического и умственного развития.

При наследственных болезнях в качестве главного этиологического фактора выступает непрерывно функционирующий мутантный ген [5].

Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей [4].

Установлено, что примерно 75 % случаев составляет врожденная умственная отсталость. Среди внутренних причин, обусловливающих возникновение умственной отсталости, следует выделить фактор наследственности, который проявляется, в частности, в хромосомных заболеваниях.

Для избегания перечисленных причин будущим мамам необходимо вести здоровый образ жизни. Следует соблюдать правильное питание: есть больше фруктов, овощей, мяса, рыбы, орехов. Будущим мамам желательно заниматься аквааэробикой и плаванием. Нужно как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Важно, чтобы будущая мама испытывала только положительные эмоции, разговаривала с малышом.

Для предотвращения негативных последствий необходимо уже с раннего возраста прививать привычки гигиены, ухода за собой, правильное питание. В школах на уроках биологии нужно рассказывать и показывать к чему могут привести вредные привычки, такие как, курение, алкоголизм, наркомания.

Таким образом, чтобы избежать возрастания количества детей с интеллектуальными нарушениями необходимо вести правильный образ жизни, избегать влияния вредных факторов, регулярно посещать женскую консультацию и четко следовать рекомендациям гинеколога .

После рождения ребенка родителям следует наладить контакт с педиатром, выполнять все назначенные обследования. При появлении подозрения на умственную отсталость у ребенка необходимо своевременно обратиться к специалисту и начать лечение.

 

Список литературы

1.      Специальная педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л.И. Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под. ред. Н.Н. Назаровой.-М.: Издательский центр «Академия» , 2000.- 400 с.

2.      Замский Х.С. История олигофренопедагогики. -- 2 изд. - М.: Просвещение, 1980. - 398 с

3.      Краткий психологический словарь/Сост. Л.А.Карпенко; Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.:Политиздат,1985.-431с.

4.      Подласый И.П. Учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.-Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.

5.      В.Ф.Шалимов, Г.Р.Новикова. Клиника интеллектуальных нарушений. – М.: Издательство МБА, 2011. – 208 с.