Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ЗПР

Авторы:
Город:
Коломна
ВУЗ:
Дата:
25 февраля 2017г.

Формирование знаний об окружающем мире у младших школьников с задержкой психического развития  определяется  особенностями  усвоения  ими  учебного  материала.  Необходимость  отбора содержания учебного материала по предмету «окружающий мир» для младших школьников с ЗПР обосновано информационной насыщенностью школьного курса, сложностью его усвоения данной категорией учащихся. Ограниченный запас представлений об окружающем мире у младших школьников с ЗПР обуславливает обедненный словарный запас, что затрудняет коммуникативное общение учеников на уроке. Следовательно, необходимо отобрать содержание учебного материала базового уровня сложности для младших школьников с ЗПР по предмету «окружающий мир», доступное их пониманию.

В.В.Краевский выделяет 4 компонента содержания образования: опыт познавательной деятельности (знания, способы деятельности), опыт творческой деятельности (умение решать проблемные ситуации), опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру [4, с. 2]. В рамках культурологической концепции Иванова Е.О., И.М.Осмоловская обосновывают допредметный уровень содержания образования. Он дает ориентир для конструирования содержания на следующих уровнях (учебного предмета и учебного материала). Ученые в содержание учебного материала включают тексты, задания на самостоятельную оценку и выявление ценности объекта, решение проблемных ситуаций [8, с. 125].

ФГОС НОО ОВЗ определил возможность обучения детей с ЗПР в пролонгированные сроки (5 лет, в 1 классе два года) в начальной школе, получая образование сопоставимое по итоговым достижениям, также учащиеся с ЗПР могут обучаться в обычном классе с учащимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья (1-4 классах) [9,c.232]. Необходимость совершенствования школьного образования ставит задачу выбора наиболее эффективных путей в обучении младших школьников с ЗПР в условиях интегрированного обучения, преодоление неуспеваемости у данной категории детей.

Обучению и развитию детей с задержкой психического развития уделяли внимания (Т. А. Власова, Н. В. Бабкина, Ю. А Костенкова, В. И. Лубовский, К. С. Лебединская, С. Г. Шевченко, Р. Д. Тригер). Ученые рассматривают понятие «задержка психического развития» как несоответствие  уровню развития возрасту. Г.Ф.Кумарина определила «детей группу педагогического риска» как учащиеся с трудностями в обучении и воспитании, как имеющие повышенный риск школьной дезадаптации [6, с.23]. У. В. Ульенкова выделяет «детей с пониженной обучаемостью», автор обосновала при формировании у детей с ЗПР общих способностей к учению, овладение ими собственной интеллектуальной деятельностью, её основными структурными компонентами (мотивационно-ориентировочным, мотивационным, регуляционным) [9, с. 107]. Н. В. Бабкина у детей с ЗПР выявила трудности произвольной саморегуляции, сниженную умственную работоспособность; ученики с выраженной задержкой психического развития характеризуются уровнем интеллектуального развития, приближающего к легкой умственной отсталости [1, с. 123]. В обучении детей с ЗПР необходимо предусматривать значительную расчлененность и поэтапность преподнесения учебного материала, применение упражнений на закрепление, повторение пройденного материала (В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов) [7, с.73]. Одним из условий повышения успеваемости младших школьников с задержкой психического развития Т. А. Власова выделяет работу по закреплению знаний. Обучение должно строиться посредством специального системного ознакомления учащихся с предметами и явлениями окружающего мира, а также развития умения наблюдать, сравнивать, обобщать, классифицировать [2, с. 53]. С. Г. Шевченко уделяет внимание в обучении детей с ЗПР использованию наглядных средств обучения, поскольку у школьников чувственное восприятие, наглядно-действенное мышление, применению словесных методов обучения в сочетании с наглядным материалом, закреплению изученного в ходе предметно-практической деятельности, что способствует развитию словарного запаса [11, с. 51]. Ю. А. Костенкова выделила особенности усвоения младшими школьниками с ЗПР чтения и математических знаний, умений [3].

ФГОС НОО ОВЗ предъявляет требования к содержанию предметной области «окружающий мир» для обучающихся с ЗПР: формирование уважительного отношения к культуре, природе, осознание ценности, многообразия, целостности окружающего мира, развитие представлений об окружающем мире [10, с. 244].

Успешное освоение содержания учебного материала в курсе «окружающий мир» детьми с ЗПР зависит от его доступности, понимания учащимися. Это во многом определяется принципами отбора содержания учебного материала по предмету окружающий мир для младших школьников с ЗПР, такими как:

-   принцип целостности отбора содержания учебного материала;

-   принцип воспитания в развитии представлений об окружающем мире;

-   культурологический подход в отборе содержания учебного материала;

-   принцип коммуникативной направленности в освоении знаний об окружающем мире;

-      принцип соответствия сложности содержания учебного материала учебным возможностям младших школьников с ЗПР.

Несомненно, в изучении курса «окружающий мир» младшие школьники с ЗПР должны усвоить на минимальном уровне требований учебный материал, в условиях интеграции отдельных учеников в обычный класс начальной школы необходимо применять дифференцированные средства обучения, формы учебной работы учащихся, которые могли бы обеспечить достижение предметных образовательных результатов [5].

Итак, усвоение учебного материала младшими школьниками с ЗПР обусловлено отбором содержания, применением заданий, включающих учебные действия, необходимые для их выполнения (узнавание, различение, рассмотрение объектов по иллюстрациям и раскрытие элементарных связей, последовательное выполнение работы с опорой на образец) в разнообразных видах деятельности (предметно-практической,   познавательной).

Список литературы

 

1. Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития. – М. : Гуманитарный изд. центр Владос, 2016. – 143 с.

2. Власова Т.А., Лубовский В.И., Никашина Н.А. Обучение детей с задержкой психического развития.- М.: Просвещение, 1981. – 119 с.

3.     Костенкова Ю.А. Культурологический подход в изучении детей с задержкой психического развития. Монография. – М. : Прометей, 2011. – 140 с.

4.   Краевский А.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Вестник образования человека. – 2011. – №1. –С. 1 – 17.

5.    Крысько А.Я., Смирнова О.М. Предметные планируемые результаты: достижение, оценка по предмету «Окружающий мир» в начальной школе в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов / /Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования в условиях модернизации. – Коломна: ГОУ ВО МО «ГСГУ», 2016. – 456 с.

6.   Кумарина Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании. – М. : Академия. 2001. – 320с.

7.   Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: учебн. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1991.- 143с.

8.   Осмоловская И.М., Шалыгина И.В. О культурологическом подходе к формированию содержания образования. Образование и наука. – №3 (38) –2006. – С. 120 – 127.

9.   Ульенкова У.В., Дмитриева Е.Е., Шутова Н.В. Теоретико-прикладная модель психологической помощи детям с ЗПР // Высшее образование в России. – № 2 – 2012. – 160 с.

10.     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. – М. : Просвещение, 2017. – 404 с.

11.       Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно- педагогические аспекты: метод, пособие для учителей  классов коррекционно-  развивающего обучения. – М. : Гуманит. изд. центр Владос, 1999. – 136 с.