Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ

Авторы:
Город:
Саранск
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

В настоящее время наметилась реальная тенденция массового неблагополучия в развитии детей как дошкольного, так и школьного возраста. При оценке готовности детей к школе и при исследовании их трудностей обучения не всегда уделяют достаточно внимания анализу сенсорного развития.

При работе с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) достаточно часто наблюдается ограничение или ухудшение способностей при выполнении заданий, требующих сенсорных навыков. Включение в коррекционную работу мультисенсорных технологий позволит компенсировать имеющийся у детей дефект речи.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в дошкольном и младшем школьном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире[3, c. 60].

С точки зрения медико-психологического воздействия на состояние человека интерактивная среда тѐмной сенсорной комнаты позволяет создать эмоциональную обстановку положительной модальности, вызвать приятные, а в ряде случаев эстетически значимые ощущения. Она активизирует детей и взрослых, помогая им преодолеть тревожные невротические переживания, страхи, достичь состояния эмоционального комфорт [1, с. 33].

Сенсорная комната помогает организовать занятие в среде, своеобразной природе ребенка; отойти от режима традиционной неподвижной позы и дать возможность обучаться, играя и двигаясь; заменить узкоформатные плоскостные технологии познания сенсорно-стимульными и пространственными. В результате чего коррекция и компенсация речевых недостатков происходят без излишнего принуждения и подавления воли ребенка.

Как правило, традиционно организация обучения школьников с нарушениями речи сводится к проведению групповых и индивидуальных занятий с логопедом, и отработке полученных знаний и умений с родителями. Но такая деятельность часто не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям  взрослого. Результаты будут значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребенка. Одной из новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, является проведение логопедических занятий с использованием сенсорной комнаты.

Оборудование сенсорной комнаты содержит мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал. Яркость, привлекательность, красочность, необычность оборудования сенсорной комнаты обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и логопедом, что повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной речевой задачи.

Оборудование сенсорной комнаты дает возможность включения в работу всех анализаторов, а деятельность анализаторов наиболее успешно проявляется при их взаимодействии, после чего результат такого взаимодействия отражается в речи ребенка.

Стимуляция анализаторов средствами сенсорной комнаты позволяет включить компенсаторный механизм и облегчить процесс коррекции сенсомоторных и речевых недостатков, а в частности скорректировать, обогатить и уточнить словарь ребенка.

Совершенно очевидно, что использование сенсорной комнаты в обучении детей с речевыми нарушениями имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным:

− с помощью сенсорной комнаты учитель-логопед имеет возможность заинтересовать детей, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;

− многообразие материалов, стимуляторов сенсорной комнаты позволят активизировать ощущения, восприятия, зрительно-двигательную координацию;

− каждое занятие, проведенное в сенсорной комнате, вызывает эмоциональный подъем, и даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии. Практика показывает, что они быстрее запоминают материал, выполняют  логопедические задания с увлечением и интересом, что позволяет повысить детскую активность, любознательность [4, с. 56].

Сенсорная комната является средством психологического развития и коррекции. Любая информация поступает к человеку через органы чувств, поэтому важно, чтобы в исследовании предметов, явлений и процессов участвовало как можно больше анализаторных систем (зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная, кинестетическая и т. д.).

В сенсорной комнате ребенок не подвергается никаким давлениям извне и ощущает себя в полной безопасности, что способствует развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия), органов чувств, вестибулярного аппарата и коррекции личностных особенностей, а также релаксации.

Кроме того, сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоционально положитель ного контакта между ребенком и взрослым, что повышает уровень доверия и уважения ребенка к взрослому и настраивает его на эффективную и результативную работу [1, с. 18].

Из детей, посещающих занятия в сенсорной комнате, формировались группы. При этом учитывались имеющиеся противопоказания каждого конкретного ребенка для занятий в условиях сенсорной комнаты. Тьютором разрабатывался график посещения занятий в сенсорной комнате, в зависимости от их психофизических и социально-личностных особенностей и медицинских показаний. Занятия проводились как в индивидуальной, так и в групповой форме по 5-7 человек. В группу включались дети с общим недоразвитием речи, а также дети с физическими, сенсорными отклонениями и нормально развивающиеся дошкольники или младшие школьники. В зависимости от показаний каждый ребенок посетил от 10 до 16 коррекционно- развивающих занятий в сенсорной комнате по соответствующей программе.

Педагогический замысел коррекционных занятий логопеда с детьми в сенсорной комнате следующий: 1.Формировать межмодальные перцептивные взаимодействия, активизировать зрительные, слуховые,

тактильные ощущения.

2.Развивать активность, гибкость сформированных представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

3.Развивать и корректировать познавательные процессы: восприятие, мышление, память, внимание, воображение, их произвольность.

4 .Развивать операции ассоциативного мышления, воссоздающего воображения на основе упражнений в ассоциации оборудования сенсорной комнаты с предметами и явлениями окружающего мира.

5 .Развивать умение входить в игровую ситуацию, действовать в воображаемом плане, используя знания,

полученные в процессе экскурсий, наблюдений.

6 .Обогащать активный и пассивный словарь существительными, прилагательными, глаголами по теме: «Школа».

7 .Закреплять умение правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. 8.Развивать диалогическую форму речи.

9.Сберегать здоровье детей в коррекционно-развивающем процессе с помощью использования двигательных техник как метода ненаправленного воздействия на высшие психические функции, стимуляции биоэнергетического потенциала детского организма.

10. Воспитывать мотивацию к познанию.

Игровая деятельность является эффективным средством воспитания познавательных интересов детей и активизации их речевой деятельности. Она стимулирует умственную деятельность детей, развивает внимание и познавательный интерес, тренирует память, помогает выработать речевые умения и навыки.

Оборудование сенсорной комнаты, побуждает ребенка положительно реагировать на различные сенсорные раздражители, и отражать полученные результаты в собственной речи[2, с. 67].

Волшебный мир сенсорной комнаты не оставит  равнодушным того, кто хоть раз побывал в ней.

Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорной комнаты для людей.

Таким  образом,  использование  технологий  сенсорной  комнаты  способствовало  интенсификации логопедического воздействия на речевые недостатки детей с ОНР.

 

 

Список литературы

1.      Золоткова, Е.В. Коррекционно-развивающая работа в сенсорной комнате с детьми и подростками, имеющими интеллектуальную недостаточность : программа и методические рекомендации / авт. сост. Е.В. Золоткова; Мордов. гос.пед. ин-т. – Саранск, 2013. – 49 с.

2.      Кальмова, С.Е., Сенсорная комната – волшебный мир здоровья :учебно-методическое пособие / Л.Ф. Орлова, Т.В. Яворовская, С.Е. Кальмова под ред. Л.Б. Баряевой.–СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2003– 25 с.

3.      Колос, Г.Г. Сенсорная комната о дошкольном учреждении: практические рекомендации / Г. Г. Колос.– М.: АРКТИ, 2010. – 80 с.

4.      Титарь, А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате : практическое пособие для ДОУ / А. И. Титарь. –М.: АРКТИ, 2008. – 88 с.