Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ПРОБЛЕМЕ СОЗДАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ В ИНТЕГРАТИВНОЙ ГРУППЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Петрозаводск
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

В ряду современных социальных проблем проблема совместного воспитания и образования здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья по-прежнему весьма актуальна для России.

В сфере совместного обучения детей с различным состоянием здоровья основными направлениями социально-педагогической деятельности является работа с родителями «особых» детей и родителями нормально развивающихся дошкольников, обучение персонала интегративных групп (поведение воспитателей в плане педагогического воздействия на эффективность интегрирования между детьми, организация учебно- воспитательного процесса, создание инклюзивной предметно-образовательной среды).

Не менее значимой составляющей данной проблемы остается на наш взгляд разработка модели развивающего коммуникативного взаимодействия детей в интегративной группе, учитывающей особенности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

По мнению М.М. Безруких, в результате несоответствия социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям социальной ситуации происходит выпадение детей с ограниченными возможностями здоровья из культурного и социально обусловленного пространства.

Часто такие дети не умеют гармонично взаимодействовать с социумом, для них характерно социально неуверенное поведение. Мотивами социально неуверенного поведения являются социальные страхи, возникающие при неадекватной социализации, которая формирует дефицит социальных навыков.

Социально неуверенное поведение на основе социального страха связано с повышенным вниманием к себе (централизацией на себя), заниженной самооценкой, ожиданием неудач, неуспешностью, повышенной зависимостью от оценки социума.

Продолжительно функционирующий, воспроизводящий и поддерживающий сам себя порочный круг социальный страх – социально неуверенное поведение постепенно становится для ребенка установкой, т.е. встраивается в структуру личности.

Формы неадекватной социализации уже отсутствуют в реальной жизни, но продолжают существовать в памяти в виде установок, в виде внутреннего социального цензора. При дефиците социальных навыков этот цензор оценивает опасность получения негативного мнения от социума при прогнозировании социального взаимодействия, блокирует многие, часто необходимые для здоровья ребенка действия (Колягина В.Г.,2009).

Блокада действия при дефиците социальных навыков приводит к реакции беспомощности в форме социально неуверенного поведения: пассивности, аутичности, безынициативности, отчуждения, неприятия и т.д.

Социально    неуверенное     поведение     чаще    возникает     в     ситуации     мысленного     или     реального коммуникативного взаимодействия с социумом. Внутреннее или внешнее «око социума» подталкивает ребенка к социально неуверенному поведению.

Индикаторами социально неуверенного поведения являются большое число вербальных и невербальных поведенческих стереотипов, структура социальных контактов и деятельность ребенка вне этих контактов (М.М.Безруких, 2003).

Для эффективного протекания социально -  интегративных процессов недостаточно просто поместить здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивную предметно-образовательную среду. Необходимо организовать совместную деятельность детей , усилив коммуникативную составляющую этой среды.

В процессе совместной деятельности детей в период адаптации предполагается максимальное расширение границ коммуникативного пространства и способов установления контактов. Интенсивность контактов между ними зависит прежде всего от уровня сформированности коммуникативных умений и навыков используемых в игровой деятельности.

В современных исследования внимание уделяется в основном лишь подготовке к совместной деятельности здоровых детей, но нельзя забывать, что это процесс двусторонний.

Необходимо научить детей с ограниченными возможностями здоровья соизмерять свои возможности в конкретной игровой ситуации, развивать независимость, автономию, уверенность в себе и чувство собственного достоинства, умение правильно принять чужую помощь или вежливо отказаться от нее, управлять блокирующими чувствами.

Организуя игровое взаимодействие в дошкольном возрасте, следует учитывать, что наличие у ребенка ориентации на нормы поведения и эталоны общения недостаточно для возникновения и упрочнения подлинно нравственного отношения к сверстникам, основанного на внимании к ним, учете их потребностей и желаний. Детям необходимо многократно вместе «прожить» различные ситуации.

Существенно влияет на процесс совместного игрового взаимодействия умение адекватно пользоваться коммуникативными умениями как способом налаживания отношений.

Создание     инклюзивной     коммуникативной     среды     предполагает    использование    интенсивных     и разнообразных методов обучения, среди которых отметим:

-    обогащение представлений о задачах и способах общения в игре (Давай придумаем интересную игру, чтобы Алена (передвигается в инвалидной коляске) тоже могла играть. Кем она может быть в игре «магазин»? предложи Алене заказать товар для магазина);

-   моделирование способ взаимодействия детей с различными возможностями (Наш коллаж «Осень» еще не закончен. Предложи Андрею (ДЦП) нарисовать капли дождя. Если у него не получится? Какие слова его могут огорчить? Предложи вместе нарисовать капли).

Формирование коммуникативных навыков и умений способствует развитию автономии и независимости детей с ограниченными возможностями здоровья, стимулирует  их речевую активность Эта задача успешно решается в процессе моделирования коммуникативных ситуаций:

-   если кто-то из ребят скажет в начале общей игры: «я главный», то какие слова лучше всего сказать этому ребенку?

-   что можно сказать мальчику или девочке, которым вежливо ответили «не хочется», а они предлагают и предлагают поиграть в игру?

-   как ты попросишь ребят, чтобы приняли в игру?

Осознание собственной компетенции способствуют упражнения «Маленький учитель»:

-     педагог предлагает ребенку поменяться с ним ролями и первоначально подсказывает «маленькому учителю», что нужно делать и говорить.

Очевидно, что успешной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в интегративной группе способствует положительная Я-концепция (чувство собственной значимости, уверенность в способности к какому-либо виду деятельности, убежденность в импонировании другим людям).

Указанные вопросы рассматриваются нами в контексте теоретического аспекта проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дальнейшее развитие системы специального обучения и поддержка интегративного подхода предполагает всестороннее изучение зарубежного опыта, экспертную оценку возможности и определение оптимальных условий интегративного воспитания, а также разработку методических рекомендаций для родителей и педагогов- практиков.

 

Список литературы

1.      Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольников.- ТЦ Сфера,2011.

2.      Безруких М.М. Развитие социальной уверенности у дошкольников. -М.:Владос ,2003.

3.      Колягина В.Г. Экспериментальное изучение страхов у дошкольников с речевыми нарушениями//Начальная школа плюс до и после.-2009.-№9-с.59-61.