Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
23 февраля 2018г.

Аннотация: Семья – это фундамент, основание нормального развития и полноценной жизни ребенка, основа его безопасности и благополучия. В семье ребенок обретает базисное доверие к людям, к миру, уверенность в своих силах, учиться любить, понимать, проявлять внимание и заботу, быть полезным и ответственным. Между тем, институт семьи оказался в эпицентре противоречий современного общества. Происходит деформация семьи, ее ценностей, структуры и даже форм. Укрепление института семьи, формирование у подрастающего поколения семейных ценностей – один из приоритетов российского общества и системы образования. В данной статье представлено исследование представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: Семья, старший дошкольный возраст, формирование образа семьи, представления.

Annotation: The family is the foundation, the foundation of the normal development and full-fledged life of the child, the basis of his safety and well-being. In the family, the child acquires a basic trust in people, in the world, in self-reliance, in learning to love, understand, show attention and care, be helpful and responsible. Meanwhile, the institution of the family was in the epicenter of the contradictions of modern society. There is a deformation of the family, its values, structure and even forms. Strengthening the institution of the family, the formation of family values among the younger generation is one of the priorities of Russian society and the education system. This article presents a study of the concept of the family in children of older preschool age.

Key words: Family, senior preschool age, formation of family image, representation.

Семья – это фундамент, основание нормального развития и полноценной жизни ребенка, основа его безопасности и благополучия. В семье ребенок обретает базисное доверие к людям, к миру, уверенность в своих силах, учиться любить, понимать, проявлять внимание и заботу, быть полезным и ответственным. Между тем, институт семьи оказался в эпицентре противоречий современного общества. Происходит деформация семьи, ее ценностей, структуры и даже форм. Укрепление института семьи, формирование у подрастающего поколения семейных ценностей – один из приоритетов российского общества и системы образования.

Прежде чем говорить о представлениях детей семье, необходимо понять, что представляют собой представления.

Так, согласно, С. Л. Рубинштейну: «Представление – это воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте. В то время как восприятие дает нам образ предмета лишь в его непосредственном присутствии, в результате тех раздражений, которые падают от него на наши периферические рецепторные аппараты, представление – это образ предмета, который – на основе предшествовавшего сенсорного воздействия, - воспроизводится в отсутствие предмета. Именно в этом, т. е. в разном у представлений и восприятии отношении к предметам, к явлениям действительности, заключается основное отличие представления от восприятия, представления, даже общие, наглядные представления – это образы. По сравнению с восприятием представления обычно отличаются меньшей яркостью, хотя степень яркости представления бывает очень различной» [5].

Исследованием представлений занимались: Д. Милль, И. Гербарт, Т. Рибо, В. Вундт, Дж. Селли, Р. Гаупп, Э. Мейман М. В. Кирзон, В. А. Сафонов, Г. А. Якунин, И. П. Павлов, Л. М. Веккер, Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн и др.

Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследователями в этой области занимались В.Н. Дружинин, И.В. Дубровина, А.И. Захаров, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и многие другие. Специалисты достаточно полно отражают в своих исследованиях вопросы, касающиеся типов воспитания, вариантов и функций семьи, влияющих на личностное развитие детей, их социализацию и адаптацию.

В ряде исследований С.И. Голод, М.С. Мацковский, А.Г. Харчев, Э.К. Васильева, и др., предприняты попытки изучить те представления детей о семье, которые складываются у них стихийно. Было выявлено, что эти представления отличаются фрагментарностью, неточностью, бедностью эмоциональной «окраски», а зачастую не соответствуют действительности.

Сегодня семья и детский сад во многом действуют автономно, не объединяя в полной мере свои усилия, что снижает воспитательные возможности этих социальных институтов. Указанные противоречия позволили сформулировать тему и цель настоящего исследования.

Цель исследования: изучить особенности представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

Определить основные теоретические подходы по теме исследования.

Выявить уровень представлений о своей семье в старшем дошкольном возрасте.

Требования детского сада и семьи должны быть едиными, т.к. воспитатели непосредственно продолжают дело, начатое семьей.

Результаты межрегионального исследования, проведенного кафедрой дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, позволяют выделить некоторые особенности образа семьи, сложившиеся у современных детей старшего дошкольного возраста.

Подавляющее большинство современных дошкольников имеет позитивный образ семьи. Дети

имеют представление о семейных ролях, функциях родителей, их потребностях, способах проявления внимания и заботы в семье. Однако только часть дошкольников удовлетворяет в семье свои потребности в разговорах, играх, совместном труде с родителями, ощущает их помощь и поддержку. Острой проблемой, влияющей на восприятия характера отношений в семье, является проблема дефицита общения, совместной деятельности родителей с ребенком в семье. Эта проблема усугубляется недостаточной содержательностью семейного досуга, в котором не развиваются общие интересы детей и взрослых, и ребенок, как правило, не чувствует себя частью семейного коллектива [6].

Еще одной особенностью, негативно влияющей на развитие образа семьи у современных детей, является отмечаемая многими детьми неравномерность трудовых нагрузок на мужчину и женщину дома. Безусловно, эта особенность повлияет на характер взаимоотношений с супругами в будущих семьях детей. Кроме того, следует отметить, что такая ситуация снижает авторитет отца, нарушает его гармоничные взаимоотношения с ребенком.

Анализ семейной ситуации с позиции родителей показывает, что большинство современных родителей любят и заботятся о своих детях, ориентированы на их воспитание и образование. Однако решение непосредственных задач воспитания и обучения часто перекладывают на воспитателей ДОУ, педагогов разнообразных секций, студий.

Большинство современных родителей сами не знают истории своих семей, традиций организации семейного досуга, элементы традиций возникают в семьях, как правило, стихийно и дошкольники в них участвуют эпизодически.

Поэтому формирование образа семьи у дошкольников будет наиболее эффективно осуществляться совместными усилиями педагогов и родителей.

Подводя итоги нашего исследования можно сделать следующие выводы:

Семья как социальный институт воспитания всегда привлекала к себе внимание философов, педагогов, психологов.

Необходимо отметить, что семья в жизни ребенка имеет очень важное значение. Семья воспитывает эмоциональную зрелость ребенка, развивает нравственные качества, способствуют познанию окружающего мира, образцов поведения и т.д.

Ряд авторов при рассмотрении функций семьи выделяют различные функции семьи, но, несмотря на это, можно проследить единую линию. Функции семьи можно рассматривать как с позиций реализаций целей общества, так и с позиций выполнения своих обязанностей по отношению к обществу.

Целью нашего исследования являлось изучить процесс формирования представлений о семье у старших дошкольников.

Предметом исследования являлось изучение методики формирования представлений о семье у старших дошкольников в условиях детского сада.

В ходе исследования нами были решены следующие задачи:

- Проанализирована научная, учебная и методическая литература по данной проблеме;

- Изучены возможности детского сада в формировании представлений о семье у дошкольников;

Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: теоретический анализ и обобщение психологической, педагогической литературы; наблюдение за процессом выполнения детьми методик.

На констатирующем этапе использовался ряд диагностических методик: опрос на тему «Семья» и рисуночный тест «Моя семья», с целью выявления представлений о своей семье. Для выявления интереса о своей семье, мы провели «Методику выбора».

При обработке полученных результатов проводился количественно-качественный анализ. В результате исследования мы пришли к следующим выводам:

В современных семьях родители уделяют дошкольникам очень мало времени, не осознавая, того что малыш приобретает в семье, сохраняется в течение всей последующей жизни. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто не будет любить так сильно своего малыша, заботится о нем как родители. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Происходящий в наше время перелом отношений родителей и детей означает падение родительской опеки и замену ее опекой общества и государства, постепенную утрату семьей ее учебно-воспитательной роли и приобретение этой роли детским садом. Время, проводимое ребенком в семье, все более и более сокращается.

Работа в дошкольном учреждении обогащает, уточняет, обобщает, конкретизирует представления детей о семье и семейном укладе. Формирует ценностные ориентации на основе приобщения к традиционному идеалу семьи, организовывает деятельность детей, в которой проявляются чувства малышей к родителям, другим членам семьи. Косвенно воздействует на содержание образа семьи у дошкольников через повышение психолого-педагогической культуры родителей. Все это можно донести детям с помощью сказок, пословиц, поговорок, частушек, загадок, игр и др.

 

Список литературы

 

1.                   Гришина, О.В. Репродуктивное поведение родителей и их детей в России / О.В. Гришина // Вестник Московского ун-та. Серия 6, Экономика. –2008. – № 6. – 29-41 с.

2.                   Демидова, Н. И. Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования «образа семьи» у старших дошкольников / Н. И. Демидова. – Москва: Владос, 2004. – 79 с.

3.                   Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружин. – Изд. 3-е. – Санкт-Петербург: Питер,2008. – 103 с.

4. Дыбина О.В. Диагностика направленности ребенка на мир семьи: Учебно-методическое пособие [Текст] / О.В. Дыбина, Е.Ф. Акулова, С.Е. Анфисова, О.А. Еник, А.Ю. Кузина, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 77 с.

5.    Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О.А. Карабанова. – Москва: Гардарики, 2005. – 320 с.

6.   Синягина, М.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / М.Ю. Синягина. – Москва: Академия, 2001. – 264 с.

7.    Репринцева, Г.И. Детско-родительские отношения в современной семье / Г.И. Репринцева // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. – 2010. – № 2. – 15-21 с.