Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ПРОДУКТИВНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

Введение.

Решение задач по информатике способно развивать логическое мышление школьников. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня развития, глубины освоения учебного материала [3]. В процессе решения задачи учащиеся применяют алгоритмы решения. Задания, выполняемые по определенному алгоритму, являются репродуктивными. Согласно новым стандартам в образовании учащимся следует давать продуктивные задания, для решения которых необходимо самостоятельно составить план (алгоритм) решения. Для достижения продуктивности на уроках информатики используют технологии и методики новейших достижений педагогической науки и практики: исследовательский метод, эвристический метод, проектная деятельность, информационно-коммуникационные технологии, технологии обучения в сотрудничестве, систему инновационной оценки «портфолио» [2]. Для получения продуктивного задания, как правило, перед учащимися ставится проблема. При этом урок будет протекать по следующим этапам: создание проблемной ситуации – постановка учебной проблемы – выбор способа ее решения – решение проблемы – проверка правильности решения [1]. Те же этапы проходит и исследовательская работа. Любое продуктивное задание – это исследование.

Таким образом, актуальной задачей является разработка способов создания продуктивных заданий по информатике.

Способы создания продуктивных заданий.

Любое задание из учебника по информатике можно сделать продуктивным. Ниже приводятся задания, которые подходят к любому заданию.

1.     Задания на анализ условия задачи: определить объекты в задаче и свойства объектов, а также возможные значения свойств объекта. Определить зависимости между объектами.

2.     Задания на изменения формы представления информации в задаче: выбор вариантов, установить соответствие, занести информацию в таблицу.

3.     Задания на изменение содержания: в задаче записать другие объекты и их свойства.

4.     Задания на создание алгоритма: составить алгоритм решения задания.

5.     Задания на создание программы: автоматизировать процесс решения задачи, автоматизировать задание.

В     качестве     примера     приводится     логическая     задача    и     преобразование    её     в     продуктивное (исследовательское) задание.

В учебнике по информатике для 5 класса Л.Л. Босовой рассматривается табличный метод решения логических задач. Логические задачи содержат два класса объектов. Между элементами множеств каждого класса устанавливаются взаимно однозначные соответствия. Такие задачи удобно решать табличным методом. Учащихся сначала знакомят с табличным методом, а затем они решают подобные логические задачи. Это задание можно сделать продуктивным.

Итак, рассмотрим задачу из учебника. «Четверо друзей – Алик, Володя, Миша и Юра – собрались в доме у Миши. Мальчики оживленно беседовали о том, как они провели лето.

– Ну, Балашов, ты, наконец, научился плавать? – спросил Володя.

О, ещё как, – ответил Балашов, – могу теперь потягаться в плавании с тобой и Аликом.

–   Посмотрите, какой я гербарий собрал, – сказал Петров, прерывая разговор друзей, и достал из шкафа большую папку.

Всем, особенно Лунину и Алику, гербарий очень понравился. А Симонов обещал показать товарищам собранную им коллекцию минералов. Назовите имя и фамилию каждого мальчика».

Продуктивное задание: составить текст новой логической задачи. Уровень сложности таких заданий может быть различным. Ниже приводится список заданий с возрастающим уровнем сложности.

1.       Составить новую задачу, используя текст задачи и изменив имя и фамилию каждого мальчика.

2.     Определить частноутвердительные и частноотрицательные суждения. Придумать ситуацию реального мира. Составить суждения, а затем и текст задачи.

3.     Определить частноутвердительные и частноотрицательные суждения задачи. Выяснить, как соотносятся частноотрицательные и частноутвердительные суждения в тексте задачи. Определить возможные варианты суждений для данной задачи.

4.     Определить частноутвердительные и частноотрицательные суждения задачи. Выяснить, как соотносятся частноотрицательные и частноутвердительные суждения в тексте задачи. Определить возможные варианты суждений для данной задачи. Как изменится соотношение суждений при изменении количества элементов в каждом классе объектов.

5.     Определить частноутвердительные и частноотрицательные суждения задачи. Выяснить, как соотносятся частноотрицательные и частноутвердительные суждения в тексте задачи. Определить возможные варианты суждений для данной задачи. Составить алгоритм создания распределений суждений.

6.     Определить частноутвердительные и частноотрицательные суждения задачи. Выяснить, как соотносятся частноотрицательные и частноутвердительные суждения в тексте задачи. Определить возможные варианты суждений для данной задачи. Составить алгоритм создания распределений суждений. Написать программу создания распределения суждений.

7.     Составить программу решения логических задач табличным методом.

Все эти задания потребуют исследования текста логической задачи. Из анализа текста задачи установлено необходимое и достаточное количество частноутвердительных и частноотрицательных суждений. По соотношению частноотрицательных и частноутвердительных суждений определено четыре типа логических задач (Табл.1).



Таблица 1  

Типы логических задач



 

№ типа задачи

 

Количество частно-утвердительных суждений

 

Количество частно-отрицательных суждений

1

3

0

2

2

1

3

1

3

4

0

6

 

Разработана методика создания частноотрицательных и частноутвердительных суждений логической задачи.

Шаги методики создания суждений.

Тип задачи №3 из таблицы №1. Суждений четыре: одно частноутвердительное и три частноотрицательных.

Рассматриваем случай: два класса по четыре объекта.

1.     Первое частноутвердительное суждение выбирается произвольно из 16 возможных ситуаций.

2.     Следующее частноотрицательное суждение выбирается из 9 возможных клеток, исключая столбец и строку, в которой стоит единица.

3.     Следующее частноотрицательное суждение выбирается относительно первого частноотрицательного суждения таким образом, что находится в одной строке или в одном столбце с предыдущим.

4.     Третье частноотрицательное суждение выбирается таким образом, чтобы в одной строке (столбце) было по две -1.

Методика создания текста логической задачи использует методику создания частноотрицательных и частноутвердительных суждений [5].

Шаги методики создания текста задачи.

1.     Придумать ситуацию реального мира.

2.     Выделить два класса объектов.

3.     Задать по четыре объекта в каждом классе.

4.     По Табл.1 выбрать тип задачи.

5.     Составить таблицу.

6.     Придумать суждения по методике создания суждений.

7.     Определить названия объектов каждого класса. Вписать названия в таблицу.

8.     Выписать получившиеся суждения из таблицы.

9.     Литературно оформить текст задачи.

10.    Решить задачу табличным методом и получить ответ.

Задание можно усложнить, если дать задание автоматизировать процесс создания таблицы распределения суждений и решения задач табличным методом. Таким образом, получается система управления задачами [4].

Заключение.

Способы создания продуктивных заданий, предложенные в статье, позволят учителям информатики создавать задания различного уровня сложности: от простых заданий до серьезных исследовательских работ.

 

Список литературы

1.     Горохов М.Н. Использование продуктивного обучения на уроках информатики // Современная педагогика. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/07/2544 (дата обращения: 04.01.2016).

2.     Развитие продуктивного мышления на уроках информатики и информационных технологий. [Электронный ресурс]. URL: http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-4453 (дата обращения: 04.01.2016).

3.     Самылкина Н.Н. ЕГЭ 2014. Информатика: тематические тренировочные задания / Н.Н. Самылкина, Е. М. Островская. – М.: Эксмо, 2013. – 96 с.

4.     Стрижакова Е.В. Управление задачами. XIX Региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области: тезисы докладов / Волгоградский гос. техн. ун-т; редкол.: А.В. Навроцкий (отв. ред.) [и др.] – Волгорад, 2015. – 252 с. (с.216-218)

5.     Титова О.В. Методика создания логических задач по информатике. Сборник научных трудов SWorld. Выпуск 3(36). Том 13.: Одесса КУПРИЕНКО СВ. 2014 – 99 с. (с.5-7)