07 февраля 2016г.
Высшая медицинская школа со всей еѐ сложностью и многообразием учебно-воспитательного процесса не только даѐт будущему врачу определѐнный объѐм знаний и практических навыков, но и должна формировать его как личность, способную соединить профессиональную подготовку с высокими человеческими качествами, что в конечном итоге и создаѐт тот облик врача, которым так гордится русская медицина. Одной из приоритетных задач в воспитательном процессе является формирование высокой духовной и гражданско-нравственной позиции у студентов. Формированию в студенческой среде потребности руководствоваться в своѐм поведении нравственными принципами и нормами, воспитанию трудолюбия, ответственности за порученное дело, чувству патриотизма, гордости за достижения российскими учеными в области науки и медицины, воспитанию духа коллективизма – вот то, чему профессорско-преподавательский коллектив уделяет много внимания.
Реализация данных аспектов носит непрерывный характер и осуществляется профессорами, доцентами и преподавателями во время лекций, практических занятий, научно-исследовательской работы и внеаудиторное время, в культурно-познавательных и спортивно-оздоровительных мероприятиях. Базисной концепцией в воспитании коллектив кафедры медицинской биологии, генетики и экологии СамГМУ выбрал общеизвестный подход в воспитании через науку и через предмет. Большое значение придаѐтся лекционному курсу. Именно на лекциях можно заявить о своей позиции, показать студентам значимость различной информации, увлечь научной идеей, тогда лекция превратится в событие.
На кафедре уже сложилась традиция работы с курируемыми группами. Каждая группа составляет план работы с указанием всех видов деятельности. На каждого студента составляется психолого-педагогическая характеристика на основании анализа школьной базы знаний, семейного положения, условий жизни и менталитета. Устанавливаются склонности студентов к занятиям наукой, спортом и многое другое. Профессорско-преподавательский состав старается избегать директивных методов по отношению к студентам, сохраняя за ними право на самостоятельность принятия решения. Позиция кафедры – стараться не растерять, а, наоборот, преумножить потенциальный творческий резерв молодого поколения.
Студенты курируемых групп принимают активное участие в работе СНК. Целью СНК кафедры медицинской биологии, генетики и экологии является развитие творчества студентов, формирование у них способностей к моделированию профессиональных видов деятельности с учетом меняющихся условий окружающей среды, культивирование в их среде «профессиональной» и «корпоративной культуры», в которой отражались бы особенности профессиональной деятельности, национальной культуры, создание условий для самореализации личности. Итогом планомерной работы являются выступления студентов не только на заседаниях кружков, но и на ежегодных студенческих конференциях, где они занимают призовые места.
Наши студенты не оставляют без внимания и людей, переживших тяготы военных лет. Они помогают ветеранам вуза, сотрудникам, пережившим блокаду Ленинграда. По мнению самих студентов, такие встречи и мероприятия очень важны.
«На молодежь оказывают влияние не только знания педагога, но и сама личность, качество его души.» А.И. Герцен «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, никакие уставы и программы не могут заменить его личность в деле воспитания.» К.Д. Ушинский
Общение с преподавателями, контакты студентов внутри группы и потока создают мотивацию для занятий научной и общественной работой, что в итоге повышает качество образования.
Профессорско-преподавательский состав не является сторонником постоянной опеки студентов, но на первых курсах наставничество просто необходимо. Студентам из других городов и сельской местности оказывается помощь в адаптации к совершенно новым условиям общения и обучения. Каждую неделю преподаватели кафедры проводят кураторский час, где обсуждаются организационные вопросы, текущая успеваемость, вопросы быта и досуга студентов.
Воспитательная работа кафедры помогает застраховать медицину от людей случайных, некомпетентных, чѐрствых и равнодушных. Студенты старших курсов, приходя на кафедру, рассказывают о своих достижениях и с благодарностью вспоминают своих преподавателей, что подчеркивает огромную роль наставника, педагога, учителя в становлении личности врача.
Педагогическая, научная, методическая и воспитательная деятельность направлены на формирование таких качеств студентов, которые позволили бы им быть высокими профессионалами в будущем. Благодаря вдумчивой работе преподавателей кафедры медицинской биологии, генетики и экологии изменяется ментальность студентов курируемых групп первого курса, они по-другому относятся к учебе и друг к другу, к требованиям, предъявляемым к ним. Улучшается успеваемость, студенты более добросовестно относятся к учебе. Об этом свидетельствуют результаты экзаменационных сессий. По нашему глубокому убеждению воспитательная работа должна начинаться уже на подходе к учебным помещениям. Студенческим коллективом поддерживается чистота и порядок в аудиториях, что создаѐт комфортную обстановку на занятиях.
Кураторы групп пытаются добиться того, чтобы студент, переступив порог кафедры, почувствовал ответственность за выбор профессии, осознано и добровольно принимал на себя морально-этические обязательства.
От того, насколько коллектив профессионально проводит воспитательную работу, насколько он подготовлен к этой работе, реализует ее задачи, от этого и зависит конечный результат обучения в медицинском вузе.
Список литературы
1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования [Текст] // Е.В. Бондаревская – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического ун-а, 2000. – 220 с.
2. Бордовская Н.В. Педагогика: учебник для вузов [Текст] // Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.:Издательство «Питер», 200. – 304 с..
3. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для высш. учеб. заведений [Текст] // Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко. И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. -320 с.
4. Вазина К.Я. Модель саморазвития человека [Текст] // К.Я. Вазина. – Н. Новгород: Изд-во ВГИПА, 1999. – 255с.
5. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] // А.А. Вербицкий. – М.: Высшая школа, 2002. – 207 с.