Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МУЗЕЙ «ГЛАЗАМИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Авторы:
Город:
Шадринск
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

Музей играет уникальную роль в приобщении детей к культуре, формированию у подрастающего поколения системы ценностей. В дошкольном возрасте ребенок приобретает начальный опыт культурных практик. Музейное пространство способно обогатить новыми впечатлениями, в залах музея дети видят незнакомые предметы, которые никогда не встречали в жизни. В музее создаются условия для развития у дошкольников познавательного интереса к миру, эмоциональной сферы, воображения, эстетического вкуса, творческих способностей. Музейное пространство воспитывает, информирует, в музее можно общаться и отдыхать.

В данной статье представлены результаты локального исследования, целью которого, являлось изучение особенностей представлений детей старшего дошкольного возраста о музее.

Для выявления особенностей представлений дошкольников о музее нами был использован метод беседы. В ней приняли участие дети двух старших групп дошкольного образовательного учреждения № 33 «Светлячок» г. Шадринска Курганской области. Беседа проводилась в январе 2015 с каждым ребенком индивидуально в утренний отрезок времени и включала следующие вопросы: Что такое музей? Был ли ты в музее? Вы ходите с родителями в музей? Что тебе нравится в музее? Зачем нужны музеи? Полученные в результате беседы с детьми данные позволили нам обозначить некоторые противоречия и сделать педагогические выводы, позволяющие более эффективно использовать музейные ресурсы в дошкольном образовании.

Часть ответов детей на вопрос взрослого «Что такое музей?» представлены в Табл.1.

  

Таблица 1

 «Что такое музей?»



№/п

Ответы детей

Имя ребенка, возраст

1

«Музей – это там ставят очень древние вещи, на них смотрят, а трогать нельзя, а то разобьются»

Полина – 5 лет,10мес.

2

«Такой дом, где все показывают»

Ваня– 5 лет, 5 мес.

3

«Там смотрят старинные вещи»

Даня – 5 лет, 6 мес

4

«Это такое место, где люди приходят и смотрят. Они смотрят искусство»

Маша–5 лет, 9 мес.

5

«Музей – это такой дом, где старинные вещи хранятся»

Матвей–5лет,8мес.

6

«Музей, где привозят старинные вещи»

Соня – 5 лет,8 мес.

7

«Музей – это, где есть разные животные и они неживые, там есть старинные велосипеды, птицы всякие ненастоящие»

Илья – 5 лет,7 мес.

8

«Музей – это интересный зал, жители которого умерли, от них остались только кости»

Катя – 5 лет, 4 мес.

9

«Там вазы, где стеклянные вещи»

Вика – 5 лет, 6мес.

10

«Музей – это, где узнают, какие существовали раньше животные»

Ксюша – 5,5 лет

 

В ходе исследования 16 % детей затруднились дать ответ на вопрос «Что такое музей?». Отдельные дети дали неверные или неточные ответы, например, такой ответ «музей…там смотрят мультики», «ну там хорошо» и др.

Анализ ответов детей на вопрос «Ты был в музее?» показывает, что примерно четверть детей (24,6%) никогда не были в музее, что на наш взгляд соответствует реальной ситуации, потому что на другие вопросы, касающиеся музея, эти дети не смогли дать четких, содержательных ответов. Например, они говорили, что «Музей, ну там хорошо, можно бегать», «Музей – это» и далее следовало молчание.

Что современным дошкольникам нравится в музее?

У большинства детей в музее интерес вызывают чучела животных, зверей и птиц, рыбы в аквариуме. Это подтверждают детские высказывания «Мне понравились рыбки, животные, птицы. Мне кажется, что птицы живые» –  (Алена – 5 лет, 9 мес), «Мне нравятся животные, всякие поделки, чучела» – (Лена – 5 лет, 7 лет), «Птицы и животные. Я люблю животных и птиц. У меня дома животные, кот, Барсик» – (Ваня – 5 лет, 10 мес.), «Нравятся животные, медведь и лось» – (Никита – 5 лет, 10 мес.), детям нравятся в музее птицы «Птицы, они красивые», «Нравятся утки, которые жили в тот раз, когда людей не было. Мы познакомились с уткой-поганкой. Сказку знаю про утку-поганку, но это длинная история» (Ксюша – 5 лет, 5 мес.).

У детей познавательный интерес вызывают археологические находки: «Исторические кости нравятся, древние люди, какие у них были…, чем защищались … палками, саблями, зубами» – (Никита – 5 лет, 10 мес.), «Мне понравились кости динозавров, лиса и волк» – (Ирина – 5лет, 8 мес.). Таких детей было около 12,3 %.

Отдельным детям в музее понравились «старинные фотографии и медали понравилось смотреть, на них нарисованы люди, которые воевали – Маша – 5 лет, 9 мес.), «зал красивый, стены красивые, потолок красивый. Я ездил в гости к бабушке: У меня четыре бабушки: баба Надя, баба Оля, баба Вера, Баба Катя и два дедушки, деда Боря и деда Андрюша» – (Матвей 5лет, 8мес.). Дошкольники восхищаются красивыми предметами, любуются ими – «Вазы. Они разноцветные, нравятся картинки, стеклянные вещи» (Полина – 5 лет, 10 мес.).

Нас интересовал вопрос: с кем ходят дети в музей? Детям вопрос был задан так: Вы ходите с родителями в музей? 24,6 % дошкольников посещают музей всей семьей. Дети перечисляли с кем они были в музее. Например, «была в музее с папой, т. Леной, д. Сережей, Светой, Лерой – это сестра двоюродная, бабушкой и Стасом – брат Леры» – (Маша 5 лет, 9 мес.), «мамой, братом Димой» – (Катя – 5 лет), «С мамой, папой, бабушкой, дедушкой по утрам» – (Вика 5 лет, 6 мес.).

Примерно столько же дошкольников сказали, что никогда не были в музее. Мы получили такие ответы: «Я видел перед входом стоял Аватар. Стоит просто. Его в другой город отвезли. Я думал, что это школа или детский сад, а это музей. Я собирался сходить в музей с мамой» – (Максим – 5 лет, 8 мес.). «Родители пока меня не водят. Папа уехал в Москву, а мама – не водит» – (Никита – 5 лет, 10 мес.), «Только с садиком ходила. Хотела бы пойти, летом пойти, зимой боимся замерзнуть» – Лена (5 лет, 7 мес.), «Никогда не ходили в музей, мама не хочет, у ней дел полно» – Полина (5 лет, 10 мес.).

Интересные данные были получены при ответе детей на вопрос: Зачем нужны музеи?



Таблица 2  

Зачем нужны музеи?




 

№/п

Ответы детей

Функция музея

1

«Чтобы смотреть старинные вещи, там есть кости динозавров»

познавательная

2

«Чтобы смотреть»

познавательная

 

 

3

«Чтобы все туда ходили, чтобы все красивое смотрели. Рыбок смотрели, они там маленькие и большие. У малышей в аквариуме появились замки. Больших рыб много, они большие, толстые. Их кормят кормом для рыбок»

 

эстетическая познавательная

4

«Чтобы любоваться старинными красивыми вещами, на них смотреть даже приятно»

эстетическая

5

«Чтобы туда ходили»

 

6

«Чтобы любоваться птицами, медведями и тиграми»

эстетическая

7

«Чтобы смотреть птиц, животных»

познавательная

8

«Чтобы смотреть там всякие вещи и кости, смотреть головы и туловище у людей, которые умерли»

познавательная

9

«Для того, чтобы не украли ничего и не разбили, не роняли»

охранная

10

«Чтобы там узнавать много нового детям и взрослым»

познавательная

11

«Нужны, чтобы в них ходили, рассматривали птиц и животных»

познавательная

12

«Чтобы посмотреть древние вещи, рисунки»

познавательные

13

«Чтобы хранить остатки слонов, динозавров»

хранить старину

14

«Чтобы разные вещи находить потерявшиеся старые, древние, которые люди находят, вазы с розами»

хранить старину

15

«Чтобы дети умнели, чтобы все знали»

познавательная

 

Итак, анализ детских ответов позволяет сделать вывод о том, что дошкольники выделяют разнообразные функции музея. Практически половина детей участвовавших в беседе, определяют познавательную функцию музея. 18 % детей – назвали функцию исторической памяти, сохранения старинных предметов для последующих поколений. Примерно столько же детей обозначили в своих ответах эстетическую роль музеев, дошкольники говорили, что музеи нужны «чтобы любоваться старинными красивыми вещами, на них смотреть…».

Анализ ответов детей позволяет заключить, что в целом имеющиеся представления дошкольников о музее являются верными, но и обычно в этом возрасте носят конкретный характер, нуждаются в систематизации и уточнении.

Полученные данные позволили выделить некоторые противоречия.

Первое противоречие заключается между пониманием детьми пятилетнего возраста роли музеев в развитии культуры вообще и личности человека в частности и недостаточным осознанием взрослыми, государством роли учреждений культуры и в частности музеев, библиотек в воспитании, развитии творческого потенциала личности. Иначе, чем можно объяснить бедственное материальное положение учреждений культуры в России?

Второе противоречие возникает между осознанием дошкольниками роли музеев в развитии личности ребенка, «музеи нужны, чтобы дети умнели…» (и не только для этого, разумеется) и нежеланием родителей посвящать досуг музею, частая занятость взрослых, недостаточное осознание родителями значимости музейных экскурсий для развития детей.

Сделанные нами в ходе локального исследования педагогические выводы касаются необходимости популяризации ресурсов музейного пространства нашего города, его возможностей в удовлетворении образовательных потребностей педагогов, родителей и детей.

Необходим поиск интерактивных форм и технологий взаимодействия с детьми в пространстве музея, предполагающих активное включение ребенка в процесс познания истории и культуры родного города, страны.